ФИО

Нурулина Юлия Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель химии

СТАЖ РАБОТЫ

22 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», Россия, 610006, г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел.(8332) 711-344, E-mail: xbl-klen@mail.ru

В работе показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов и современных технологий (на примере кейс-технологий) для дистанционного формата учебного занятия. Автором разработана модель учебного занятия для обучающихся 8 класса «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений». Одним из достоинств представленной модели учебного занятия является возможность ее использования как в дистанционном, так и в очном формате обучения.

Ф.И.О. Нурулина Юлия Владимировна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», Россия, 610006, г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. (8332) 711-344, E-mail: xbl-klen@mail.ru
Должность учитель химии
Стаж работы 22 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Возможности использования электронных ресурсов и кейс-технологии в формате дистанционного обучения на уроках химии.
Ключевые слова Электронные ресурсы, ЦОР, кейс-технология, учебная мотивация,

познавательная самостоятельность.

Аннотация (не более 500 знаков) В работе показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов и современных технологий (на примере кейс-технологий) для дистанционного формата учебного занятия. Автором разработана модель учебного занятия для обучающихся 8 класса «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений».

Одним из достоинств представленной модели учебного занятия является возможность ее использования как в дистанционном, так и в очном формате обучения.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблемы:

—        недостаточный уровень сформированности познавательной самостоятельности и учебной мотивации современных школьников;

—        готовность педагогов включать электронные образовательные ресурсы в свой методический аппарат: выбор конкретного вида ЦОР, в соответствии с поставленной целью занятия, а также анализ и оценка эффективности его применения в процессе обучения

Актуальность Использование в образовательном процессе кейс-технологии и современных цифровых образовательных ресурсов направлено на решение указанных выше проблем.

Цифровые образовательные ресурсы – это современные средства обучения, представленные в электронном формате, применение которых направлено на повышение эффективности образовательного процесса и выполнение основных задач обучения и воспитания. И перед каждым преподавателем, готовым включить цифровые образовательные ресурсы в свой методический аппарат, стоит непростая задача: выбор конкретного вида ЦОР, в соответствии с поставленной целью занятия, а также анализ и оценка эффективности его применения в процессе обучения.

По сравнению с традиционными методами обучения кейс-метод имеет ряд неоспоримых преимуществ: 1) традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс-технологии – на применения имеющихся знаний в конкретной ситуации для решения определенной проблемы (то есть на формирование функциональной грамотности обучающихся); 2) в кейс-методе акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку. Не повторить, а найти новое нестандартное решение – а это еще увлекательно и интересно!

При разработке кейс-пакета педагог имеет возможность «наполнить» его цифровым контентом в соответствии с целями и задачами учебного занятия.

Особую роль в создании положительных эмоций и повышении степени мотивации учебной деятельности играют приемы активизации познавательной самостоятельной деятельности с применением ЦОР, организацией исследовательской деятельности обучающихся, применением групповых форм учебной работы. Внутренняя положительная мотивация связана с развитием любопытства, интереса к предмету, гордости за себя, ощущением правильно выполненного дела, что достигается приемами развития познавательного интереса обучающихся. Поэтому одно из важнейших условий мотивации деятельности школьников – познавательный интерес.

Таким образом, использование кейс-технологии и современных электронных ресурсов способствует повышению информационной культуры педагогов и информационной компетенции обучающихся, росту познавательной самостоятельности и учебной мотивации, развитию функциональной грамотности.

Новизна В качестве примера приведем учебное занятие по теме «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений», воспитательная цель которого развитие учебной мотивации обучающихся.

Урок проводится в режиме дистанционного обучения с использованием кейс-технологии и электронных ресурсов: 1) платформ и сервисов дистанционного обучения Zoom и Pruffme 2) LearningApps – бесплатного онлайн-сервиса, позволяющего создавать интерактивные упражнения для проверки знаний 3) портала «Российская электронная школа»; 4) конструктора тестов «Online Test Pad».

Дистанционный урок является авторским, поскольку система заданий для самостоятельной работы и контроля уровня достижений школьников по результатам изучения нового материала, а также дидактические материалы разработаны учителем, отбор бесплатных электронных ресурсов осуществляется на основе логики урока, выстроенной в соответствии с требованиями ФГОС и УМК под редакцией В.В. Лунина.

Описание инновационного опыта «Мотиватором» учебной деятельности обучающихся является комплекс инновационных приемов обучения. На учебном занятии на этапе мотивации и актуализации опыта деятельности применяется прием: игровое задание с использованием электронных ресурсов. На этапах информационно-образовательном и контрольно-диагностическом используется комплекс инновационных приемов развития мотивации учебной деятельности: 1) кейс-пакет (задания для самостоятельной работы разного уровня сложности), 2) приемы оценки результатов своей деятельности «Проверь себя», 3) проблемное обучение (эвристическая беседа), 4) электронные ресурсы (платформа Zoom, Pruffme, LearningApps, портал «Российская электронная школа», конструктор тестов «Online Test Pad). В ходе урока обучающиеся работают с кейсом, который учитель заранее готовит для обучающихся. Обязательным условием работы с кейс-пакетом является предварительная фронтальная консультация учителя с целью объяснения приемов работы, которые должны использовать обучающиеся в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы. Важно, что задания конструируются как на репродуктивном, так и на творческом уровне, поскольку учителю важно включить в познавательный процесс всех учеников в классе, учитывая их реальный уровень готовности к самостоятельной работе в процессе изучения материала по химии. Важно, что кейс-технология является эффективным средством развития функциональной грамотности обучающихся, о чем свидетельствуют многочисленные публикации ученых педагогов и педагогов- практиков. Известно, что функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В ходе экспериментальной работы проводилась диагностика изучения уровня познавательного интереса обучающихся (по методике Ненаховой Е.В.). Диагностика проводилась у обучающихся двух 8-х классов в начале изучения основного курса химии (сентябрь 2021 года) в виде теста для самооценки, в ноябре, в связи с реорганизацией образовательного процесса в дистанционный формат и в конце учебного года (апрель 2022г.).

Продукт опыта / проекта Модель урока: «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений» (8 класс). Приложение 1.1
Затруднения в реализации, риски Много времени занимает разработка кейса: «захватывающая» учебная ситуация, варианты решений, ценность приобретаемых и используемых навыков, вовлечение участников в решение.

Поскольку разработанная модель урока предполагает реализацию в дистанционном формате, то можно спрогнозировать некие ограничения или затруднения технического плана, то есть в работе платформ, сайтов на момент проведения учебного занятия.

Безусловно данный формат учебного занятия предполагает высокую степень внутренней готовности обучающихся к самостоятельной работе по изучению нового материала, оцениванию своих результатов и достижений, сформированности умений регулировать свою деятельность под «удаленным» присмотром педагога.

Нельзя не сказать о временном ресурсе проведения учебного занятия в дистанционном формате: затрачивается немало времени на подключение участников встречи, включение/выключение микрофонов, на открытие сайтов с необходимой информацией, копирование ссылок, на ожидание ответов учеников и т.д.

Трудности возникают у обучающихся с концентрацией и сосредоточенностью внимания на материале урока в домашних условиях.

Положительной динамики по итогам диагностик удалось достигнуть за счет проведения уроков с применением комплекса инновационных приемов обучения в обычном аудиторном режиме.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Выполнение обучающимися предложенных заданий (кейс-пакет) способствует развитию естественнонаучной функциональной грамотности. Приемы, использованные на учебном занятии, способствуют развитию:

— информационной компетентности обучающихся;

— навыков самоконтроля;

— познавательной самостоятельности;

— росту уровня познавательного интереса.

Познавательный интерес является одним из важнейших условий мотивации учебной деятельности школьников.

 

Познавательное любопытство

Ситуативный познавательный интерес

Устойчивый познавательный интерес

Публикации

по теме опыта

Статьи из сборников:

1.      Статья «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений (8 класс)» в электронном сборнике «Современный урок» [Текс]: Сборник материалов / сост. Русских Г.А., Соловьева М.Ф. – Киров, 2020.- 160с.

2.      Статья «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений (8 класс)» в методическом сборнике «Формирование и оценка функциональной грамотности лицеистов в урочной и внеурочной деятельности»: [Текс]: Сборник материалов: Авт.-сост. Г.А. Русских, И.И. Краева. Киров: Полиграфовна, 2022.-88с.

Статья из журнала:

3.      Статья «Кейс-пакет «Генетическая связь неорганических соединений» как средство развития функциональной грамотности обучающихся» в научно-методическом журнале «Образование в Кировской области» №4 (64) / 2022.

Экспертное заключение Представленный опыт является актуальным, так как раскрывает возможности использования цифровых образовательных ресурсов и показывает применение кейс-технологии на уроках химии в очном и дистанционном формате проведения учебного занятия.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Естественно-научные предметы

Содержание информационной карты инновационного педагогического опыта
Скачать файл