ФИО

Пестова Анна Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель физики

СТАЖ РАБОТЫ

20 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Слободского Кировской области. Краткое наименование: МБОУ «Средняя школа № 5» города Слободского Кировской области Адрес ОО: 613150, Кировская область, город Слободской, улица Гоголя, 97 Телефон: 8 (83362) 4-17-89 E-mail: slob-skola5@yandex.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает такие предметные результаты к уровню освоения обучающимися программы по физике, как анализ ситуации практико-ориентированного характера, узнавание в них проявления изученных физических явлений или закономерностей и применение имеющихся знаний для их объяснения. В связи с вышеизложенным следует отметить, что для изучения физических явлений и закономерностей в 7-9 классах большую помощь и поддержку играет пропедевтический курс по изучению явлений природы в младших классах. Для детей младшего школьного возраста демонстрация явлений, эксперименты по изучению особенностей протекания явлений должны быть наглядны и очень просты. Что было реализовано на комбинированных занятиях при изучении курса «Читаем вместе В.Н. Крупина» в 5-ых классах во время внеурочной деятельности, на которых учащиеся знакомились с произведением В.Н.Крупина «Платон и Галактион» и узнали о работе пара при расширении с физической точки зрения, наблюдая явление с помощью простейшей экспериментальной установки. Изучение темы «Тепловые двигатели» в 8 классе является продолжением изучения курса «Тепловые явления» и одновременно применением полученных знаний в 5 классе.

Ф.И.О. Пестова Анна Александровна
Организация Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Слободского Кировской области.

Краткое наименование: МБОУ «Средняя школа № 5» города Слободского Кировской области

Адрес ОО: 613150, Кировская область, город Слободской, улица Гоголя, 97

Телефон: 8 (83362) 4-17-89

E-mail: slob-skola5@yandex.ru

Должность Учитель физики
Стаж работы 20 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Вовлечение обучающихся в процесс обучения и познания с помощью использования простейшего оборудования на примере изучения темы «Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей» в 8 классе
Ключевые слова Медиатехнологии, простейший эксперимент, тепловые двигатели, познавательный интерес, подручное оборудование
Аннотация (не больше 500 знаков) Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает такие предметные результаты к уровню освоения обучающимися программы по физике, как анализ ситуации практико-ориентированного характера, узнавание в них проявления изученных физических явлений или закономерностей и применение имеющихся знаний для их объяснения. В связи с выше изложенным следует отметить, что для изучения физических явлений и закономерностей в 7-9 классах большую помощь и поддержку играет пропедевтический курс по изучению явлений природы в младших классах. Для детей младшего школьного возраста демонстрация явлений, эксперименты по изучению особенностей протекания явлений должны быть наглядны и очень просты. Что было реализовано на комбинированных занятиях при изучении курса «Читаем вместе В.Н. Крупина» в 5-ых классах во время внеурочной деятельности, на которых учащиеся знакомились с произведением В.Н.Крупина «Платон и Галактион» и узнали о работе пара при расширении с физической точки зрения, наблюдая явление с помощью простейшей экспериментальной установки.

Изучение темы «Тепловые двигатели» в 8 классе является продолжением изучения курса «Тепловые явления» и одновременно применением полученных знаний в 5 классе.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Во-первых, в настоящее время существенные изменения произошли в области учебного оборудования, применяемого при проведении физических экспериментов на уроке. Идея опыта, его ход и результаты должны быть понятны учащимся, поэтому эксперимент должен быть простым, особенно на первых этапах освоения курса физики.

Во-вторых, современное развитие ИКТ-технологий и их использование на уроках помогает продемонстрировать эксперимент и объяснить его суть, помогает обработать результаты проведенного исследования и проанализировать их.

Актуальность Во внеурочное время можно заметить, как обучающиеся делятся друг с другом «лайфхаками», рассказывают про ресурсы в сети Интернет, где они познакомились с различными увлекательными опытами, фокусами, экспериментами, проводимые с помощью подручных материалов. Поэтому использование на уроках физики простого для понимания учащихся оборудования при проведении физических экспериментов позволит быстро вовлечь их в процесс обучения и познания физических явлений, результаты опыта выглядят более убедительными. Изучение науки становится более познавательным, интересным и легким для усвоения.
Новизна Использование простейшего подручного оборудования для демонстрации и исследования физических явлений и для решения экспериментальных задач; применение медиатехнологий с целью обработки полученных данных и их анализа.
Описание инновационного опыта Главная методическая цель урока: вовлечь обучающихся в исследовательскую и познавательную деятельность по изучению устройства и принципа работы тепловых двигателей, по определению КПД тепловых двигателей и выявлению экологических и экономических проблем при использовании тепловых двигателей.

На этапах актуализации и применения знаний были использованы медиатехнологии, в том числе с помощью приложения WordsCloud учащимся были предложены карточки «Облако слов» для определения видов тепловых явлений и видов тепловых двигателей.

По предложенным изображениям явлений природы, которые отображались на презентации, созданной с помощью приложения Microsoft Office, предлагалось определить название явлений. На презентации также ребятам были предложены изображения двух видов техники: первый гусеничный трактор А.Ф.Блинова и теплоход «Павел Бажов» с указанием КПД тепловых двигателей, что позволило обсудить проблемы экономичности и эффективности двигателей, проблемы экологии. В качестве домашнего задания ребятам было дано задание по определению КПД этих видов техники по заданным условиям.

Используя набор карточек с физическими величинами и их единицами измерения на партах, учащимся необходимо было их определить, работая в парах.

С помощью самодельной бумажной «вертушки», выполненной ребятами заранее, была выдвинута гипотеза о том, что пар может привести её в движение точно также, как и потоки воздуха, когда ребята дули на неё. С помощью демонстрационной экспериментальной установки и бумажной «вертушки», предложенная гипотеза была доказана. В тоже время, поставленный эксперимент позволил определить устройство теплового двигателя и выяснить способы определения КПД тепловых двигателей.

Продукт опыта / проекта Методическая разработка урока в 8 классе по теме «Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей»
Затруднения в реализации, риски Основным затруднением является то, что в современных учебниках по физике мало представлено примеров опытов и заданий по проведению исследований в домашних условиях с применением простейшего оборудования из подручных материалов. А также встречаются очень краткие инструкции по проведению домашних экспериментов, отсутствует план анализа проведенного опыта, что в свою очередь носит практико-ориентированный характер.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Описанные приемы позволили сформировать представления у обучающихся об устройстве теплового двигателя, принципе его работы, о способах определения КПД тепловых двигателей. Применяемые методы способствуют выработке умений анализировать экономичность использования тепловых двигателей в жизни человека и влияние их на экологию. Применение описанного опыта развивает умение строить самостоятельные высказывания, работать в группе и парах, развивает интерес к различным видам тепловых двигателей, к истории их создания и изобретателям. А также воспитывает уважение к собеседнику, выстраивает позитивные отношения в процессе учебной деятельности
Публикации

по теме опыта

1.     Пестова, А. А. Простейший эксперимент как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках физики [Текст] / А. А. Пестова // Технологии медиаобразования как средство реализации принципа метапредметности в образовательной деятельности школы [Текст]: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. и науч. ред. Г.Ф.Полушкина, Авторский коллектив, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», МБОУ «Средняя школа №5» г.Слободского. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2021. — С.74-76. — ISBN 978-5-6045628-18-2.

2.     Пестова, А.А.  Применение медиатехнологий при решении экспериментальных задач во внеурочной деятельности [Текст] / А.А.Пестова // Использование медиаресурсов в практике работы современного педагога: Межрегиональный научно-практический семинар (Киров, 22 октября 2020 года) [Текст]: Сборник материалов / Авт.-сост.Г.Ф.Полушкина, Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. – С.49-54. – ISBN 978-5-6044195-3-3

3.     Пестова А.А. Минутка для любознательных [Текст]/ А.А.Пестова // «Детство больше всей остальной жизни»: курс смыслового чтения: 5 кл.:метод.материалы и рекомендации к занятиям/ Сост.Т.Г.Урванцева. – Киров; Слободской, 2019. – С.49-51

Экспертное заключение Тема опыта актуальна с точки зрения внедрения в образовательную деятельность современных педагогических технологий, основанных на системно-деятельностном подходе, что, в свою очередь, соответствует требованиям ФГОС общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Представленные методы и приемы в рамках использования ИКТ-технологий позволяют активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Составленные педагогом типовые задачи применения УУД при использовании ИКТ-технологий могут быть использованы в своей образовательной деятельности любым педагогом-предметником на любом уроке и во внеурочной деятельности.

Целостное описание опыта соответствует критериям инновационного опыта.

Ф.И.О. эксперта Пивоваров Александр Анатольевич, к.п.н., доктор философии МОАН
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Естественно-научные предметы

КПД тепловых двигателей
Скачать файл
Методическая разработка урока
Скачать файл