ФИО

Зубарева Галина Алексеевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель географии

СТАЖ РАБОТЫ

42 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Макарье Котельничского района Кировской области Адрес ОО: Кировская область, Котельничский район с. Макарье ул. Свободы д 15. Lad62m@mail.ru тел. 8 334230286

На протяжении многих лет учащиеся под руководством учителя вели поисковую и исследовательскую работу по выявлению достопримечательных природных и исторических объектов в селе и его окрестностях. Многие их них вызывают интерес у жителей села и района, а также приезжающих в село гостей. Учащимися школы были проведены исследования по некоторым компонентам природы своего края. Например, «Тайны Юферятского холма» — обнаружены местонахождения ископаемых животных (белемнитов, аммонитов, фораминиферов), собрана коллекция представителей древней фауны нашей местности. Коллекция используется на уроках географии, окружающего мира и во внеурочной деятельности.   Исследования, проведенные по внутренним водам, позволили изучить притоки малой реки Куринки – Тихоню и Чернушку. Изучен малый пруд в центре села. Полученные данные используются при изучении темы «Внутренние воды» на уроках географии и при проведении экскурсий.  При школе создана экологическая тропа для повышения экологического образования и воспитания школьников. На ней исследованы интересные объекты природы. В работе «Судьба храма Введения во храм Пресвятой Богородицы» изучена история храма, особенности архитектуры и декоративного украшения. Было проведено исследование предприятия пищевой промышленности «ОАО «Янтарь». Кроме того, школьниками выполнены работы: «Наш домашний музей», «Быт наших предков в 19», «Тайна красной звездочки», «Вот эта улица, вот этот дом» и др.

Затем решили все исследовательские работы объединить в эколого- краеведческий путеводитель. Это своего рода визитная карточка села. Описание каждого экскурсионного объекта начинается с краткого резюме, отражающего его исключительность, рекомендации по посещению объекта, информация о возможных трудностях при его посещении.

В материалах путеводителя даётся подробное описание природных, исторических и социальных объектов, говорится об их уникальности, значимости, проблемах. (см. Приложение)

Этим дидактическим материалом можно воспользоваться любому участнику образовательного процесса.

Подобные путеводители можно создать в любой ОО, это позволит лучше познать родной край.

Ф.И.О. Зубарева Галина Алексеевна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Макарье Котельничского района Кировской области

Адрес ОО: Кировская область, Котельничский район с. Макарье ул. Свободы д 15. Lad62m@mail.ru тел. 8 334230286

Должность Учитель географии
Стаж работы 42
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Создание эколого-краеведческого путеводителя на основе  комплексного изучения родного края
Ключевые слова Эколого-краеведческий путеводитель, комплексное изучение, родной край
 Проблема, на решение которой направлен опыт/проект 21 век отличается высоким динамизмом во всех сферах общества. Перед выпускником школы стоят высокие требования: видеть проблемы общества и предлагать пути решения, взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и в социуме, ориентироваться в потоке различной информации. Вместе с тем, личность выпускника должна быть духовно-нравственной, наделённой моральными, этическими нормами и принципами поведения. Решение этих вопросов можно осуществлять при внедрении краеведческого принципа в урочной и внеурочной деятельности, т.к. он позволяет формировать нравственность и духовность подрастающего поколения. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании школьников.  Знания и умения, осознанные в процессе комплексного изучения родного края, позволяют также повысить эффективность усвоения всего курса географии, разбираться в проблемах общества и принимать участие в их решениях.

 

Актуальность В ФГОС НОО и ООО чётко прослеживается усиление воспитательной направленности в преподавании учебных предметов. Миссия географического образования — формирование человека-гражданина, патриота Отечества и малой родины. Отсюда, в содержании предмета необходимо усиление регионализации образования, направленного на комплексное изучение родного края, благоустройство места проживания и страны в целом. В настоящее время нет учебных и методических пособий, которые бы позволили поднять на более высокий уровень изучение родного края. Эколого-краеведческий путеводитель является дидактическим материалом для учителей и учащихся и несет в себе воспитательный потенциал образовательного процесса.
Новизна В ходе многолетней работы с учащимися по комплексному изучению родного края были изучены компоненты природы: рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир, история населённого пункта, демографические процессы, этнокультурное наследие предков. Были выявлены и исследованы интересные природные и исторические объекты населенного пункта. Собранный материал оформлен в эколого-краеведческий путеводитель по с.Макарье Котельничского района. Данным пособием можно пользоваться при проведении экскурсий и экспедиций по селу и его окрестностям, и использовать на уроках географии, истории, биологии и во внеурочной деятельности.
Описание инновационного опыта На протяжении многих лет учащиеся под руководством учителя вели поисковую и исследовательскую работу по выявлению достопримечательных природных и исторических объектов в селе и его окрестностях. Многие их них вызывают интерес у жителей села и района, а также приезжающих в село гостей. Учащимися школы были проведены исследования по некоторым компонентам природы своего края. Например, «Тайны Юферятского холма» — обнаружены местонахождения ископаемых животных (белемнитов, аммонитов, фораминиферов), собрана коллекция представителей древней фауны нашей местности. Коллекция используется на уроках географии, окружающего мира и во внеурочной деятельности.   Исследования, проведенные по внутренним водам, позволили изучить притоки малой реки Куринки – Тихоню и Чернушку. Изучен малый пруд в центре села. Полученные данные используются при изучении темы «Внутренние воды» на уроках географии и при проведении экскурсий.  При школе создана экологическая тропа для повышения экологического образования и воспитания школьников. На ней исследованы интересные объекты природы. В работе «Судьба храма Введения во храм Пресвятой Богородицы» изучена история храма, особенности архитектуры и декоративного украшения. Было проведено исследование предприятия пищевой промышленности «ОАО «Янтарь». Кроме того, школьниками выполнены работы: «Наш домашний музей», «Быт наших предков в 19», «Тайна красной звездочки», «Вот эта улица, вот этот дом» и др.

Затем решили все исследовательские работы объединить в эколого- краеведческий путеводитель. Это своего рода визитная карточка села. Описание каждого экскурсионного объекта начинается с краткого резюме, отражающего его исключительность, рекомендации по посещению объекта, информация о возможных трудностях при его посещении.

В материалах путеводителя даётся подробное описание природных, исторических и социальных объектов, говорится об их уникальности, значимости, проблемах. (см. Приложение)

Этим дидактическим материалом можно воспользоваться любому участнику образовательного процесса.

Подобные путеводители можно создать в любой ОО, это позволит лучше познать родной край.

 

Продукт опыта / проекта Эколого-краеведческий путеводитель, созданный на основе исследовательских работ учащихся.
Затруднения в реализации, риски

 

 

 Эколого-краеведческий путеводитель — трудоемкий и долгосрочный проект. Он создается на основе исследовательских и проектных работ учащихся. Все работы школьников проходят проверку, доработку. В путеводитель вносятся изменения по ходу дальнейших исследований, этот продукт постоянно может дополняться, изменяться, совершенствоваться.
 

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

 

  • Активное участие школьников в образовательном процессе, овладение ими различными УУД,
  • Формирование функциональной грамотности школьников в ходе выполнения исследований и создания путеводителя;
  • Формирование целостного представления о природе родного края;
  • Готовность и способность учащихся к личностному росту, повышению мотивации к учению;
  • Умение работать в команде;
  • Дальнейшее формирование духовно- нравственных ценностей учащихся.
Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

Зубарева, Г.А. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края [Текст]/ Г.А. Зубарева //Духовно-нравственное развитие и воспитание в пространстве урока и дополнительного географического образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 13-15января 2010г., г.  Киров – Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2010. – С 160-164. – ББК 74.262.6 Д 85

Зубарева, Г. А. Роль локального краеведения в воспитании подрастающего поколения [Текст] /Г. А. Зубарева //Природно-социальный комплекс как условие развития естественнонаучного и географического образования: сборник материалов 46-й областной научно-практической конференции учителей  биологии, географии, химии, экологии. 18 января 2019г., г. Киров – Киров ООО «Типография «Старая Вятка»», 2019.- С 45-47. –УДК 372.89. ББК 74.262(«Рос-4Ки) П77.

Эколого-краеведческий путеводитель. Активный и познавательный отдых [Текст] //Вестник гражданско-правового и экономического образования. Выпуск №6. Киров 2015 –С 28-29

Ф.И.О. эксперта  А.А. Пивоваров, к.п.н., доцент кафедры предметных областей, доктор философии МОАН
Составляющие образования Воспитание, обучение
Зубарева ГА_Путеводитель
Скачать файл
Зубарева ГА_отзыв
Скачать файл