ФИО

Тупицына Наталия Анатольевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

28 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова, г. Киров, ул. Труда, 67-А, e-mail: school-k14@mail.ru, Тел.:(8332) 64-52-46

Проблема нехватки материалов для проверки знаний по литературному краеведению Кировской области актуальна и для учителей, и для учеников. Чтобы решить поставленную задачу, требуется обеспечить педагогов готовыми методическими материалами, которые они смогут использовать на своих уроках для проверки уровня знаний детей. Проблема является актуальной, так как изучение произведений, написанных писателями Вятского края, входит в образовательный стандарт. Целью исследования является повышение уровня сформированности читательской грамотности учащихся 5-х классов через разработку и реализацию кейсов по литературе, рассчитанных на изучение текстов писателей Вятского края. Для её решения необходимо изучить материалы произведений, аналоги и создать свой продукт на основе уже имеющихся. Результатами являются: обнаружение актуальности проблемы, изучение и анализ аналогов кейсов, разработка и предоставление примера готового продукта, а также обозначение его уникальности

Ф.И.О. Тупицына Наталия Анатольевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова,

г. Киров, ул. Труда, 67-А,

e-mail: school-k14@mail.ru,

Тел.:(8332) 64-52-46

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 28 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Развитие читательской грамотности учащихся 5–6-х классов на материале произведений писателей Вятского края
Ключевые слова кейс, функциональная грамотность, литературное краеведение, читательская грамотность
Аннотация (не более 500 знаков) Проблема нехватки материалов для проверки знаний по литературному краеведению Кировской области актуальна и для учителей, и для учеников. Чтобы решить поставленную задачу, требуется обеспечить педагогов готовыми методическими материалами, которые они смогут использовать на своих уроках для проверки уровня знаний детей. Проблема является актуальной, так как изучение произведений, написанных писателями Вятского края, входит в образовательный стандарт. Целью исследования является повышение уровня сформированности читательской грамотности учащихся 5-х классов через разработку и реализацию кейсов по литературе, рассчитанных на изучение текстов писателей Вятского края. Для её решения необходимо изучить материалы произведений, аналоги и создать свой продукт на основе уже имеющихся. Результатами являются: обнаружение актуальности проблемы, изучение и анализ аналогов кейсов, разработка и предоставление примера готового продукта, а также обозначение его уникальности
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Целью проекта является повышение уровня сформированности читательской грамотности учащихся 5-х классов через разработку и реализацию кейсов по литературе, рассчитанных на изучение текстов писателей Вятского края.

В соответствии с современными требованиями образования и ФГОС ООО основными результатами деятельности общеобразовательной организации должны быть не знания, умения и навыки школьников, а набор компетентностей по разным сферам деятельности. В связи с этим выпускники должны иметь не только предметные знания, но и уметь понимать и оценивать прочитанный текст, использовать его содержание для достижения поставленных целей, т.е. владеть читательской грамотностью. Начинать работу по формированию данной компетенции необходимо с 5 класса. Для достижения результата предлагается использование кейс-технологии

Актуальность Изучение произведений, написанных писателями Вятского края, входит в образовательный стандарт, но образовательные организации в том числе учителя русского языка и литературы сталкиваются с проблемой нехватки дидактических материалов по той или иной теме литературного краеведения, с помощью которых можно было бы оценить уровень компетентности школьников. Предлагается разработанные кейсы по формированию читательской грамотности учащихся 5-х классов, которые педагоги могут использовать в своей практике в рамках урока или внеурочных занятий
Новизна Новизна работы заключается в региональном комплексе заданий, т.е. кейсы составлены на материале произведений писателей Вятского края.
Описание инновационного опыта Кейс – комплект заданий для работы с текстом. Он направлен на формирование функциональной грамотности в рамках урока. Каждый кейс содержит ориентированную на предмет методическую проблему, детальный анализ методического затруднения, систему заданий и предполагает достижение конкретного образовательного результата. Кейс позволяет позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

Кейсы помогают формировать и развивать читательскую грамотность учащихся — способность понимать, использовать и оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества. Это очень важный и актуальный навык в условиях современной реальности, что говорит о необходимости его формирования в рамках образовательного процесса.

Министерством просвещения разработан комплект кейсов по формированию читательской грамотности у школьников, где предлагаются готовые материалы, а также образцы и рекомендации, как научиться делать такие задания самостоятельно. Однако стоит отметить, что в данном материале не представлены примеры для краеведческой литературы, которая, в свою очередь, также входит в образовательный стандарт. Из чего можно сделать вывод, что аналоги по данной теме есть, однако они не удовлетворяют поставленной проблеме, а именно: отсутствие дидактических материалов по произведениям Вятских писателей. Обучение по программе «Литературное краеведение» позволяет обучающимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество связно с жизнью родного края. Изучение литературы Вятского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

В данном образовательном проекте рассматриваются произведения следующих вятских писателей:

−    И.Краева. «Баба Яга пишет», «Колямба, внук Одежды Петровны»,

−    В.Н. Крупин. «Сушёная малина», «Кол с подпорой», «Катина буква», «Женя Касаткин»

−    А.А. Лиханов. «Последние холода», «Детская библиотека», «Крёсна»;

−    В.А.Ситников. «Настин двор».

Выстроена единая схема создания кейса, в основе которой — отрывок из произведения писателя Вятского края, и по нему создаются задания: каждый кейс содержит ориентированную на предмет методическую проблему, детальный анализ методического затруднения, систему заданий и предполагает достижение конкретного образовательного результата.

Кейсы носят практико-ориентированный характер, они направлены на формирование приемов аналитической деятельности обучающихся, отработку навыков смыслового чтения, что позволяет проектировать самостоятельную читательскую деятельность школьников. Поэтому благодаря этим кейсам ученики научатся понимать смысл текста, самостоятельно и ответственно подходить к выбору того или иного ответа в тестовых заданиях. Кейс поможет практически освоить умение ориентироваться в тексте, повысит внимательность при чтении. Это и есть показатели функционального чтения

Данный дидактический материал можно использовать как на занятиях по внеурочной деятельности, так и в дистант – формате, так как он представлен в электронном и бумажном вариантах, что даёт широкие возможности применения как в очном, так и в дистанционном режимах. Также данный образовательный продукт поможет преподавателям по литературному краеведению не только облегчить работу с соответствующими произведениями, но и сделать её более яркой и информационно насыщенной.

Продукт опыта / проекта «Читаем, понимаем, размышляем!»: кейсы по формированию читательской грамотности учащихся 5-х классов
Затруднения в реализации, риски Недостаточное знание учителей-предметников литературы Вятского края и как следствие этого низкая мотивация в проведении подобных занятий.
Публикации

по теме опыта

Тупицына Н. А., Болтачева О. В., Канева М. А., Шубина Н. А. «Читаем, понимаем, размышляем!»: кейсы по формированию читательской грамотности учащихся 5-х классов // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 6. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. – С. 271–274.
Экспертное заключение Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с необходимостью повышения уровня сформированности читательской грамотности учащихся через разработку и реализацию кейсов по литературе, рассчитанных на изучение текстов писателей Вятского края, и разработки нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта
Ф.И.О. эксперта Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Курсы внеурочной деятельности

Рабочая тетрадь
Скачать файл