ФИО

Владимирова-Исупова Юлия Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

27 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Всехсвятское Белохолуницкого района Кировской области. МКОУСОШ с. Всехсвятское Белохолуницкого района Кировской области. Кировская область, Белохолуницкий район, с. Всехсвятское, ул.Школьная д.21. телефон (8833)6468240, vsehsv@yandex.ru

Урок литературы в 7 классе Владимирова-Исупова Ю.В (Скачать)

Статья посвящена описанию одного из приёмов формирования читательской грамотности и развития связной речи обучающихся — кроссенс. Представлен урок литературы в 7 классе по теме: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Приёмы и задания для обучающихся, использованные на уроке с применением ИКТ, позволяют создать мотивацию к изучению литературы и способствуют развитию и совершенствованию связной речи школьников, а также формированию читательской грамотности.

Ф.И.О. Владимирова-Исупова Юлия Владимировна
Организация Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Всехсвятское Белохолуницкого района Кировской области. МКОУСОШ с. Всехсвятское Белохолуницкого района Кировской области.

Кировская область, Белохолуницкий район, с. Всехсвятское, ул.Школьная д.21. телефон (8833)6468240, vsehsv@yandex.ru

Должность учитель русского языка и литературы
Стаж работы 27 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Использование приёма кроссенс как средства развития читательской грамотности на уроках литературы
Ключевые слова Кроссенс, видеоэкскурсия, читательская грамотность, связная речь, литература
Аннотация (не более 500 знаков) Статья посвящена описанию одного из приёмов формирования читательской грамотности и развития связной речи обучающихся — кроссенс. Представлен урок литературы в 7 классе по теме: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Приёмы и задания для обучающихся, использованные на уроке с применением ИКТ, позволяют создать мотивацию к изучению литературы и способствуют развитию и совершенствованию связной речи школьников, а также формированию читательской грамотности.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, и социальных отношений.

Базовым направлением функциональной грамотности, на наш взгляд, является читательская грамотность. ОГЭ, ЕГЭ, ВПР ориентируют на работу с текстом, какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать – это прочитать и понять его. Но при работе с текстом ребята сталкиваются с многочисленными затруднениями. Зачастую они не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, также затрудняются в пересказе текста, составлении плана, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.

Методисты рекомендуют при решении перечисленных проблем учитывать возрастные особенности обучающихся и предлагают использовать работу со зрительной опорой, в качестве которой могут выступать различные изображения, включающие в себя самые разные, но в наибольшей степени распространенные сюжеты и темы; составление толкового словаря писателя, героя, произведения; подготовку докладов и сообщений, затрагивающих не только учебный материал, но и жизненные интересы учащихся; подготовку мотивированных пересказов, различных отзывов, видеоэкскурсий и так далее.

Актуальность Применение информационных технологий на уроках литературы, в том числе приёма кроссенс, способствует лучшему восприятию текста, формированию креативности и коммуникации; повышению мотивации к изучению предмета; активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.
Новизна Новизна опыта заключается в том, что проблема формирования читательской грамотности и развития связной речи обучающихся решается посредством технологии «кроссенс».
Описание инновационного опыта В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход. Мотивация ставится во главе угла этого подхода. А реальная ценность урока — его результат. Как сочетать требования времени, традиционное и новое?

Интерес у школьников можно пробудить или путем использования нестандартного содержания заданий или с помощью необычных форм работы. Сейчас огромную значимость приобретают проблемы компоновки знания и оперативного его использования. Информации очень много и усваивается она лучше тогда, когда «запечатлевается» в памяти.

В ФГОС при обозначении требований к личностным, предметным и метапредметным результатам обучающихся отмечается значимость визуализации мыслительной деятельности. Визуализация — это представление информации в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт, кроссенсов.

 Кроссенс — (от англ. cross sense) — «пересечение смыслов», «крестосмыслица». Какова идея технологии? Объединить понятия, слова и образы воедино. Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Что же собой представляет кроссенс? Это поле, стандартно состоящее из 9 квадратов, в которых помещены картинки. Все девять изображений расставлены так, что каждое предыдущее связано по смыслу со следующим, а центральное объединяет все, являясь как бы общей темой. Учитель заранее готовит поле с картинками, расставляя их в определенной последовательности. Задача учеников — «разгадать» кроссенс, уловить ассоциативную цепочку и составить рассказ.

Читается он всегда в определенной последовательности: начинать надо слева и двигаться дальше только вперед, переходя от клетки к клетке. Три шага вправо, два шага вниз, два шага влево, шаг вверх и, наконец, один шаг вправо к центральной картинке. Таким образом, движение происходит по спирали, получается цепочка, завернутая улиткой. Ученики, глядя на изображение, должны понять его смысл, установить логическую связь между изображениями.

Алгоритм создания кроссенса следующий: сначала надо определить общую тему и идею, затем выделить 9 элементов, относящихся к этой теме, и установить логические связи между ними, определить черты каждого элемента, подобрать соответствующие изображения и оформить поле из девяти квадратов. Можно сделать это в Word или Power point, затем распечатать на обычных листах и раздать каждой группе или ученику. Если планируется коллективная работа с кроссенсом, то можно продемонстрировать слайд на экране.

Применение кроссенса на уроке разнообразно, и его можно использовать на любом этапе урока:

-при формулировке темы и цели урока;

-при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;

— при закреплении и обобщении изученного материала;

— при подведении итога работы на уроке;

— в качестве домашнего задания.

И даже можно полностью урок можно построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой структуру урока.

Применение приёма кроссенс способствует лучшему восприятию текста, формированию креативности и коммуникации; развитию критического и логического мышления; повышению мотивации к изучению предмета; активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.

Продукт опыта / проекта Урок литературы в 7 классе по теме: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Затруднения в реализации, риски Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, — это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку — кто или что изображено на каждой картинке, а задание — найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.
Публикации

по теме опыта

Владимирова-Исупова, Ю.В. Урок литературы в 7 классе по теме: «М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» [Текст] / Ю. В. Владимирова-Исупова // Современный урок. — 2024. – www.Iurok.ru –ISSN: 2712-282X
Экспертное заключение Тема инновационного педагогического опыта «Использование приёма кроссенс как средства развития читательской грамотности на уроках литературы» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования и оценки читательской грамотности обучающихся.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО автор описывает приемы формирования читательской грамотности обучающихся в урочной деятельности.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя по формированию читательской грамотности обучающихся на основе использования приема кроссенс.

Достоинством инновационного педагогического опыта является внедрение нестандартных приемов обучения в практику преподавания русского языка и литературы.

Приложение содержит интересный дидактический материал — конспект урока литературы в 7 классе «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», ориентированный на работу с приемом кроссенс.

Инновационный опыт, опубликованный в электронном образовательном журнале «Современный урок», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Использование приёма кроссенс как средства развития читательской грамотности на уроках литературы» соответствует требованиям, предъявляемым
к подобного рода документам, ФГОС ООО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

Экспертное заключение
Скачать файл