ФИО

Сорокина Татьяна Васильевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

19 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

КОГОБУ СШ пгт Демьяново Подосиновского района Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Демьяново Подосиновского района» 613911 Кировская область Подосиновский район улица Школьная д.5 (83351) 2-53-56 soh_demyanovo@mail.ru

Важнейшим аспектом современной государственной политики является введение регионального компонента в систему образования разных уровней. Младший школьный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о поведении человека, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными особенностями своего края помогает повысить интерес детей к истории, культуре и традициям своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине. В школьную программу, насыщенную дисциплинами, включение «Регионоведения», как обязательного предмета, не представляется возможным. Программа внеурочной деятельности «Регионоведение» рекомендована для учителей начальных классов и может быть ими использована как во внеурочной деятельности, так и в качестве дополнительной информации на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, родного (русского) языка и литературного чтения. Она реализует программу воспитания по духовно-нравственному направлению.

Ф.И.О. Сорокина Татьяна Васильевна
Организация КОГОБУ СШ пгт Демьяново Подосиновского района

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Демьяново Подосиновского района»

613911 Кировская область Подосиновский район улица Школьная д.5

(83351) 2-53-56

soh_demyanovo@mail.ru

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 19 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Воспитание патриотических чувств учащихся посредством программы внеурочной деятельности «Регионоведение».

 

 

Ключевые слова Регионоведение, патриотизм, родина, духовное наследие, заповедные места, реликвии, семейные ценности.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Важнейшим аспектом современной государственной политики является введение регионального компонента в систему образования разных уровней. Младший школьный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о поведении человека, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными особенностями своего края помогает повысить интерес детей к истории, культуре и традициям своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

В школьную программу, насыщенную дисциплинами, включение «Регионоведения», как обязательного предмета, не представляется возможным. Программа внеурочной деятельности «Регионоведение» рекомендована для учителей начальных классов и может быть ими использована как во внеурочной деятельности, так и в качестве дополнительной информации на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, родного (русского) языка и литературного чтения. Она реализует программу воспитания по духовно-нравственному направлению.

Актуальность Указом президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были определены ключевые направления развития нашей страны. Одна из задач, которая была поставлена президентом, — воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей РФ, исторических и национально-культурных традиций. Не случайно многие школы ставят вопрос о включении предмета «Регионоведение» в учебный план или рассматривают его как преподавание курса внеурочной деятельности.

Акцент на знание истории своего родного края, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своей малой Родины, но и к культурным традициям всей страны в целом.

Современные средства массовой информации изобилуют различными подборками методических рекомендаций по данному вопросу. Педагогу предстоит сложная работа в выборе необходимого материала для проведения курса внеурочной деятельности. Представленная программа решает выше обозначенные задачи и полностью отвечает требованиям ФГОС НОО.

Новизна Новизной программы является, во-первых, возможность ее использования не только во внеурочной деятельности, но и в качестве дополнительной информации на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, родного (русского) языка и литературного чтения.

Во-вторых, многие занятия имеют методические рекомендации, а именно наглядный материал, текстовый материал для содержательных бесед и рассказов, ссылки для использования видео- и аудиоряда, вопросы для подготовки устных ответов учащихся. Темы раздела «Моя малая родина» раскрывают краеведческий материал родного района.

В-третьих, раздел «Мое Отечество» 4-го года обучения – пропедевтический курс истории из 10 часов, расширяющий пропедевтику, данную в учебнике «Окружающий мир» Плешакова (УМК «Школа России»).

Описание инновационного опыта Программа внеурочной деятельности «Регионоведение» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и имеет концентрический способ построения.

Это позволяет один и тот же материал излагать несколько раз, но с элементами усложнения, расширяя и обогащая содержание новыми компонентами, более углубленно рассматривая имеющиеся между ними связи и зависимости.
Содержание Программы раскрывается в шести разделах: моя малая родина; наша школа; мой дом; моя семья; традиции и праздники; мое Отечество.

Программа разработана на 135 часов, на четыре года обучения: в 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2—4 классах отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике,  русскому языку, народным традициям, старшему поколению; уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны.

Задачи программы:

Образовательные:

1.             — Формировать первоначальные представления о символах государства и Кировской области;

— Формировать представление о национальных героях и важнейших событиях истории России, истории Кировской области, своего поселка;

— Формировать представление о государственных праздниках и традициях своей страны;

— Познакомить с культурными достояниями страны, области.

Развивающие:

1.      — Развивать самостоятельность в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное.

2.      — Развивать потребность в самосовершенствовании.

3.      — Развивать умение планировать, контролировать, корректировать свои действия.

Воспитательные:

— Формировать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населённом пункте, на природе.

— Формировать умение отвечать за свои поступки.

— Воспитывать уважение к защитникам Родины.

— Развивать интерес к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни России, Кировской области, родного поселка.

— Формировать уважительное отношение к русскому языку.

— Воспитывать уважение к школе, своему поселку, городу, народу, России.

— Формировать интерес к историческому прошлому своего народа, поселка, страны.

Основными формами деятельности детей являются виртуальные путешествия по городам и музеям, викторины, проектно-исследовательская, игровая и творческая деятельность, экскурсии, выставки, что позволяет оптимизировать учебную нагрузку, способствует личностному развитию и успешной социализации воспитанников.

В качестве итоговых занятий предусмотрены научно-практические конференции, защита проектов, выставки творческих работ.

 

Продукт опыта/проекта Программа внеурочной деятельности «Регионоведение», методические рекомендации к занятиям.
Затруднения в реализации, риски Опыт показывает, что усвоение исторического материала детьми младшего школьного возраста затруднено, поэтому Программа предполагает изучение материала с использованием итерактивных средств обучения.

Некоторые темы Программы завершаются защитой проектов, поэтому целесообразным считаем вести параллельно курс проектной деятельности.

Кроме этого, для успешной реализации Программы необходимо следующее оснащение класса: компьютер, проектор, подключение к сети Интернет. Для организации выездных экскурсий – автобус для детей и сопровождающих. Для творческих работ: альбом, краски, кисти, ножницы, клей, цветная бумага.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

В результате освоения Программы школьники приобретают:

— первоначальные представления о символах государства: государственном флаге, гербе, гимне Российской федерации – России, о флаге и гербе Кировской области;

—  представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населённом пункте, на природе, в музее;

— представление о национальных героях и важнейших событиях истории России, истории Кировской области, своего поселка;

— уважительное отношение к защитникам своей Родины;

— интерес к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни России, Кировской области, родного поселка;

— уважительное отношение к русскому языку;

— уважительное отношение к школе, своему поселку, городу, народу, России;

— интерес к историческому прошлому своего народа, поселка, страны;

— овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств   коммуникации;

— умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;

— умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;

— умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию;

— представления о природных и социальных объектах окружающего мира, способность осознать целостность окружающего мира.

 

Программа реализуется мной на протяжении шести лет. Среди воспитанников есть дипломанты I и II степени конференций проектно-исследовательских работ регионального и международного уровней, дети ежегодно участвуют в научно-практических конференциях.

 

Публикации

по теме опыта

Примеры оформления публикаций:

Публикация методической разработки на сайте «Инфоурок»

https://infourok.ru/metodicheskaja-razrabotka-programma-vospitanija-po-duhovno-nravstvennomu-napravleniju-regionovedenije-6163012.html

 

Экспертное заключение Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью, новизной. Внедрение данной программы позволит повысить интерес у детей младшего школьного возраста к истории, культуре и традициям своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Результаты опыта соответствуют обновленному ФГОС НОО и будут полезны учителям работающим в начальных классах общеобразовательных организаций.

Ф.И.О. эксперта Яхяева Диана Сергеевна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования
Рубрика (выбрать одну) ВОСПИТАНИЕ

Начальное общее образование

Программа Регионовндение
Скачать файл
экспертное заключение
Скачать файл