ФИО

Новоселова Любовь Григорьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

37 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru

Создать условия для пробуждения в детях интереса к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности, к познанию, к исследованию позволяют занятия проектно-исследовательской деятельностью. Задача учителя, используя содержание предмета как ресурс развития ученика, способствовать расширению горизонтов жизненного опыта обучающихся, выстраиванию связей между чтением книги и самоопределением, приращению к потребностям, нормам и способностям через создание педагогической ситуации, при которой одна образовательная задача решается через другую.

Предлагаемый конспект занятия элективного курса «Индивидуальный проект», во-первых, это один из вариантов подведения итогов изучения модуля «Защита результатов проектной и исследовательской деятельности», а во-вторых, возможность показать разнообразие форм проектной деятельности и приемов формирующего оценивания, значимость их для достижения метапредметных и личностных результатов.

При выборе содержательной темы занятия важно было учесть интересы старшеклассников, у которых есть потребность разобраться в себе, своих поступках, своем отношении к миру. Ответить на многие вопросы подрастающему поколению поможет книга «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва.

Занятие рассчитано на 2 часа:

1) Запуск проекта. В ходе обсуждения выбираем с обучающимися название «Мы читаем Лихачева». Совместно с учениками формулируется цель занятия: найти ответ на вопрос, в чем общечеловеческая ценность «Писем о добром и прекрасном» Лихачева?

 В качестве домашнего задания нужно найти книгу Д.С. Лихачева, организовать комментированное чтение отдельных глав из «Писем о добром и прекрасном». Обучающимся представлен список творческих заданий, связанных с разными видами деятельности, а также возможность выбрать вариант взаимодействия с текстом, способы и форму работы: индивидуально или в группе (в паре).

2) Каждый ученик получает план-карту занятия (рабочий лист), где прописаны тема, цель, план, планируемые результаты, варианты творческих заданий, варианты форм и способов деятельности, темы модуля и домашнее задание.  Обучающиеся выполняют творческое задание, готовят публичное представление результатов учебных мини проектов и исследований по примерному плану, выбрав свой вариант взаимодействия с текстом.

В ходе защиты проектов, обучающиеся сами оценивают свои достижения, используя «Лист оценки результата проекта и публичной защиты». Вместе с учителем обучающиеся подводят итоги, проводят рефлексию, ученики знакомят класс с оценкой результата проекта или исследования другого ученика и аргументируют оценку. Возвращаемся к планируемым результатам и (в качестве домашнего задания) составляем анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.

Ф.И.О. Новоселова Любовь Григорьевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru
Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 37
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Проектно-исследовательская деятельность как способ достижения личностных и метапредметных результатов школьника

 

Ключевые слова Проектно-исследовательская деятельность, формы проектной деятельности, формирующее оценивание
Аннотация (не более 500 знаков) Создать условия для пробуждения в детях интереса к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности, к познанию, к исследованию позволяют занятия проектно-исследовательской деятельностью. Задача учителя, используя содержание предмета как ресурс развития ученика, способствовать расширению горизонтов жизненного опыта обучающихся, выстраиванию связей между чтением книги и самоопределением, приращению к потребностям, нормам и способностям через создание педагогической ситуации, при которой одна образовательная задача решается через другую.

Предлагаемый конспект занятия элективного курса «Индивидуальный проект», во-первых, это один из вариантов подведения итогов изучения модуля «Защита результатов проектной и исследовательской деятельности», а во-вторых, возможность показать разнообразие форм проектной деятельности и приемов формирующего оценивания, значимость их для достижения метапредметных и личностных результатов.

При выборе содержательной темы занятия важно было учесть интересы старшеклассников, у которых есть потребность разобраться в себе, своих поступках, своем отношении к миру. Ответить на многие вопросы подрастающему поколению поможет книга «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва.

Занятие рассчитано на 2 часа:

1) Запуск проекта. В ходе обсуждения выбираем с обучающимися название «Мы читаем Лихачева». Совместно с учениками формулируется цель занятия: найти ответ на вопрос, в чем общечеловеческая ценность «Писем о добром и прекрасном» Лихачева?

В качестве домашнего задания нужно найти книгу Д.С. Лихачева, организовать комментированное чтение отдельных глав из «Писем о добром и прекрасном». Обучающимся представлен список творческих заданий, связанных с разными видами деятельности, а также возможность выбрать вариант взаимодействия с текстом, способы и форму работы: индивидуально или в группе (в паре).

2) Каждый ученик получает план-карту занятия (рабочий лист), где прописаны тема, цель, план, планируемые результаты, варианты творческих заданий, варианты форм и способов деятельности, темы модуля и домашнее задание.  Обучающиеся выполняют творческое задание, готовят публичное представление результатов учебных мини проектов и исследований по примерному плану, выбрав свой вариант взаимодействия с текстом.

В ходе защиты проектов, обучающиеся сами оценивают свои достижения, используя «Лист оценки результата проекта и публичной защиты». Вместе с учителем обучающиеся подводят итоги, проводят рефлексию, ученики знакомят класс с оценкой результата проекта или исследования другого ученика и аргументируют оценку.

Возвращаемся к планируемым результатам и (в качестве домашнего задания) составляем анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Основой появления и развития темы инновационного опыта явилось противоречие, заключающееся в необходимости управления метапредметным развитием обучающихся и недостаточно разработанной базой спроектированных учебных модулей по различным темам.

Как же перевести содержание предмета в ресурс развития ученика?

Актуальность Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей деятельность учителя должна быть направлена на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Новизна Использование разнообразных форм творческих заданий в ходе проектно-исследовательской деятельности и приемов формирующего оценивания позволяет решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин, осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия, обеспечивает «приращение» в компетенциях обучающегося.
Описание инновационного опыта Занятие элективного курса – это итог изучения модуля «Защита результатов проектной и исследовательской деятельности» элективного курса «Индивидуальный проект». Содержание занятия ориентировано на целевые приоритеты воспитательного аспекта школьного урока: применение интерактивных форм работы обучающихся, стимулирующих познавательную мотивацию, инициирование и поддержка проектной и исследовательской деятельности старшеклассников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых проектов с целью формирования навыка самостоятельного решения проблемы, навыка генерирования и оформления собственных идей, навыка уважительного отношения к чужим идеям, навыка публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

К конспекту прилагается план-карта итогового занятия элективного курса «Индивидуальный проект» (приложение 1), лист оценки результата проекта и публичной защиты (приложение 2).

Основные идеи опыта:

·       Моделирование образовательного процесса на основе интерактивности и субъектности.

·       Управление внешними ресурсами учебной деятельности обучающихся.

·       Перевод внешнего ресурса «надо» во внутренний ресурс «хочу»

·       Выстраивание субъектно-субъектного типа взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе, где успех учителя определяется успешностью ученика.

·       Организация формирующего (внутреннего) оценивания как способа определения индивидуальных достижений каждого учащегося; рабочий лист — инструмент формирующего оценивания.

 

Диапазон опыта:

Использование приемов учебного исследования организовано не только в урочной и внеурочной деятельности, но и в различных направлениях (исследовательском, творческом). Так, например, творческий проект «Иммерсивный лингвистический спектакль «Этимологическое исследование «Почему “семья” не “семь – я», представленный на канале «Языки народов России», а также на региональном и всероссийском уровне, представляет собой презентацию опыта работы с методическими кейсами по обучению русскому языку во внеурочной деятельности.

Итоги учебно-исследовательской деятельности представлены в виде статей, исследований по различным предметным областям, например, «Исследование новых названий групп людей» опубликовано в «Сборнике лучших проектов участников Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся в области русского языка «Русская речь». (Москва: Шерлок-пресс; Владимир: 2021. — 217 с. ISBN 978-5-907197-57-2)

Продукт опыта / проекта Конспект занятия элективного курса «Индивидуальный проект», план-карта итогового занятия элективного курса «Индивидуальный проект» (приложение 1), лист оценки результата проекта и публичной защиты (приложение 2)
Затруднения в реализации, риски Трудности: составить список творческих тем и заданий, соединяющих в себе предметное содержание и запросы (интеллектуальные и информационные) цифрового поколения обучающихся.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Количественные показатели:

2021 год — 12 финалистов Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся в области русского языка «Русская речь»;

2022 год — призер межрегионального конкурса «2022 — год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России»

2023 год — 2 победителя межрегионального конкурса проектных и исследовательских работ им. Вернадского, 1 победитель Всероссийского конкурса «Тропой Вернадского»

2024 год — 5 лауреатов муниципальной научно-практической конференции «Проект в образовании ученика», 8 призеров межрегионального конкурса Вернадского В.И., 3 призера Всероссийских юношеских Чтений им. В.И. Вернадского, победитель Всероссийского конкурса «Планета проектов».

Метапредметными результатами можно считать умение ученика самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия: использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений.

Личностные изменения. Использование методов учебного исследования позволяет не потеряться в обилии информации, учиться распределить обязанности в команде так, чтобы достичь наилучшего результата и, что самое важное, дает возможность управлять формированием личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС:

— осознание российской гражданской идентичности,

— сформированность ценностей самостоятельности и инициативы,

— готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,

— наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности,

— сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Публикации

по теме опыта

1.     «Исследование новых названий групп людей» опубликовано в «Сборнике лучших проектов участников Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся в области русского языка «Русская речь». Москва: Шерлок-пресс; Владимир: 2021. — 217 с. ISBN 978-5-907197-57-2

2.     Новоселова, Л.Г. Опыт работы с методическими кейсами по обучению русскому языку во внеурочной деятельности», [Текст] / Л. Г. Новоселова // Духовно-нравственное воспитание в процессе преподавания русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей»: материалы 48-ой областной науч.-практ. конфер. учителей русского языка и литературы 2021 г., г. Киров.

3.     Презентация творческого проекта: Иммерсивный лингвистический спектакль «Этимологическое исследование «Почему “семья” не “семь – я Ютуб, канал Языки народов России https://www.youtube.com/watch?v=Lt86T5k8tpw

Экспертное заключение   Тема инновационного педагогического опыта «Проектно-исследовательская деятельность как способ достижения личностных и метапредметных результатов школьника» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных технологий, методов и приемов достижения не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО автор описывает условия организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся средствами элективного курса «Индивидуальный проект».

Применяемые педагогом методы, приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя, основанной на использовании разнообразных форм творческих заданий и приемов формирующего оценивания

Достоинством инновационного педагогического опыта является его направленность на создание необходимых условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования активной жизненной позиции, развития их познавательных и творческих способностей.

Приложения содержат интересный дидактический материал: разработку занятий элективного курса «Индивидуальный проект», в частности конспект урока «Мы читаем Лихачева», лист оценки результата проекта и публичной защиты.

Инновационный опыт, опубликованный на областном и всероссийском уровне, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Проектно-исследовательская деятельность как способ достижения личностных и метапредметных результатов школьника» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС ООО и ФГОС СОО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева С.А.
Рубрика ОБУЧЕНИЕ Русский язык и литература
Экспертное заключение
Скачать файл
Статья Проектно-исследовательская деятельность как способ достижения личностных и метапредметных результатов школьника
Скачать файл
Приложение 1. Лист оценки результата проекта и публичной защиты
Скачать файл
Приложение 2. Конспект для учителя
Скачать файл