ФИО

Богатырева Татьяна Ивановна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

32 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Пиляндыш Уржумского района Кировской области. МКОУ СОШ п.Пиляндыш Уржумского района Кировской области. Адрес: 613 533 Кировская область, Уржумский район, п.Пиляндыш , ул.Советская, д.14 тел.: 8(83363)3-10-32 , е-mail: mspilyandish@rambler.ru

В методической разработке рассмотрены особенности применения кейс-технологии на уроках литературы, приведены примеры кейс-заданий для использования на уроках литературы в 7 классе.   Опыт работы направлен на формирование коммуникативных и творческих способностей учеников, на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и как следствие повышение качества знаний по литературе.

Ф.И.О. Богатырева Татьяна Ивановна
Организация  муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Пиляндыш Уржумского района Кировской области.

МКОУ СОШ п.Пиляндыш Уржумского района Кировской области.

Адрес: 613 533 Кировская область, Уржумский район, п.Пиляндыш , ул.Советская, д.14

тел.: 8(83363)3-10-32 , е-mail: mspilyandish@rambler.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 32 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Применение кейс-технологии на уроках литературы.
Ключевые слова  Кейс-технология, практические кейсы, обучающие кейсы, кейсы различной степени сложности.
Аннотация (не больше 500 знаков)  В методической разработке рассмотрены особенности применения кейс-технологии на уроках литературы, приведены примеры кейс-заданий для использования на уроках литературы в 7 классе.

Опыт работы направлен на формирование коммуникативных и творческих способностей учеников, на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и как следствие повышение качества знаний по литературе.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект   Интерактивный подход к обучению является самым продуктивным для решения задач, поставленных в образовании. Разновидностью интерактивных технологий считаются кейс-технологии, использование которых в практике обучения – это реальная возможность выполнить современные требования к обновлению содержания и форм обучения в школе.
Актуальность   Актуальность этой темы определяется важностью овладения учащимися навыками самостоятельной работы, которые заложены в кейс-технологиях, а также недостаточной разработанностью данной технологии применительно к урокам литературы.
Новизна  Кейс — технологии сегодня противопоставляются таким видам

работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейс имеет очень широкие образовательные возможности.  Будучи интерактивной технологией, данная форма организации обучения позволяет повысить интерес учащихся к предмету, сформировать ключевые образовательные компетенции и научить принимать решения в любой новой ситуации.

Описание инновационного опыта   Учащиеся, получая пакет (кейс) заданий, выявляют проблему и определяют пути ее решения, либо вырабатывают варианты выхода из положения, когда проблема обозначена. Акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

Каждый кейс по своей природе представляет полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного поиска путей решения проблемы.

Этапы организации работы с кейсом.

1. Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Данная технология обучения позволяет  максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников.

В методической разработке приведены примеры кейсов различной степени сложности, показана организация работы с кейсом. Предложены кейс-задания для уроков литературы в 7 классе.

Продукт опыта / проекта  Дидактический материал: «Кейс-задания для уроков литературы в 7 классе».
Затруднения в реализации, риски  Необходимым условием применения кейс-технологии является разработка эффективного кейса и методики его использования в образовательном процессе. При подготовке кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока, правильно и четко формулировать задание к решению кейса. Каждый  кейс  должен соответствовать  возрастным  особенностям  и  творческим

способностям  учащихся.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

 Реальная оценка обучающимися своих потенциалов, повышение интереса к изучаемой дисциплине, понижение психологического напряжения на уроках, повышение уровня знаний, выработка умения принимать решения в новой ситуации – результат использования

кейс-технологии на уроках литературы.

Работа с кейсом способствует повышению читательской грамотности и речевой культуры обучающихся, формированию умений самостоятельного анализа учебной деятельности.

Данный опыт работы представлен на педагогическом совете школы.

Дидактический материал: «Кейс-задания для уроков литературы в 7 кл» одобрен методическим советом школы и рекомендован для использования в работе учителей литературы.

Публикации

по теме опыта

1.         Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/4.

2.         Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/

3.         Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/

4.         Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

Экспертное заключение Тема инновационного педагогического опыта «Применение кейс-технологии на уроках литературы» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных технологий преподавания курса литературы, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор, опираясь на системно-деятельностный подход, представляет опыт использования приемов кейс-технологии на уроках литературы.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в создании педагогом системы работы с учебными кейсами. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка кейс-заданий для уроков литературы в 7 классе.

Инновационный опыт, представленный на школьном педагогическом совете, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Применение кейс-технологии на уроках литературы» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ. Русский язык и литература
Применение кейс- технологии на уроках литературы.
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл