ФИО

Лапшина Елена Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

33 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г.Нолинска" КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска 613441 Кировская область, г. Нолинск, ул. Фрунзе, д.51 (83368)-2-50-11 Email: nolshk1@mail.ru , личная - lapshina.elenaaleksandrovna@mail.ru

Ф.И.О. Лапшина Елена Александровна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г.Нолинска»

КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска
613441 Кировская область, г. Нолинск, ул. Фрунзе, д.51
(83368)-2-50-11

Email: nolshk1@mail.ru  , личная — lapshina.elenaaleksandrovna@mail.ru

 

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 33 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Визуализация учебной информации на уроках литературного чтения как инструмент формирования читательской грамотности младших школьников»

 

Ключевые слова Визуализация, читательская грамотность, иллюстративные методы, когнитивные методы  визуализации.

 

Аннотация (не более 500 знаков) В данном  опыте  описываются  возможности  технологии визуализации учебной информации на уроках литературного чтения в начальной школе. Раскрывается сущность  иллюстративного  и когнитивного методов  визуализации.  Представлены приемы и  техники работы на основе визуализации  по  формированию читательской грамотности младших школьников. Предложены авторские приемы, которые способствуют достижению обучающимися как предметных, так и метапредметных результатов в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом  начального общего образования.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Существует проблема в том, что в 1 класс, особенно в сельских школах,  часто  приходят дети неумеющие читать. Кроме того у многих первоклассников,  по оценке педагогов – психологов, есть отставание в речевом развитии, недостаточно развиты  внимание,  память и мышление. В связи с этим  для  формирования читательских умений  обучающихся учитель старается подобрать наиболее эффективные методы и приемы работы на уроке.
Актуальность Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности. Грамотность чтения. Почему сегодня на первый план выдвигается именно эта способность?  Это связано с тем, что все универсальные действия базируются на «грамотном чтении» и  никакие предметные  результаты  невозможно  достичь без умения «грамотно читать». На мой взгляд,  значительно облегчить работу по  формированию читательской грамотности младших школьников можно посредством визуализации учебной информации, так как ребенок мыслит образами. Именно наглядно-образное мышление более характерно  для младших школьников.

 

Новизна Новизна опыта заключается в демонстрации возможностей  технологии визуализации учебной информации для формирования читательской грамотности младших школьников, представлении авторских приёмов визуализации.

 

Описание инновационного опыта Целью данного инновационного опыта является описание приемов и  техник  работы по  визуализации учебной информации в начальной школе.

Визуализация — это процесс представления абстрактных данных в виде изображений, которые могут помочь в понимании смысла данных.

В отличие от просто наглядности визуализация в образовании  рассматривается, как процесс, при котором обучающийся становится субъектом обучения. Именно сам ученик  на основе визуального образа сопоставляет факты, анализирует их, ищет причинно-следственные связи, делает выводы. Это своего рода наглядность в действии!

Работа по визуализации  информации может идти в двух направлениях:

1) анализ учащимися готового продукта, созданного учителем (дизайнером)- иллюстративный метод визуализации;

2) создание  учащимися своего  продукта визуализации под руководством учителя – когнитивный метод визуализации.

 

В представленных материалах раскрыто значение  технологии визуализации на уроках литературного чтения, показана её практическая  значимость  для формирования читательской грамотности младших школьников.

Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию  учебных текстов, умение извлекать информацию из текста,  интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

 Выделяют три уровня читательской грамотности:

1)           Ребенок учится читать (период до 10 лет).

2)           Ребёнок использует полученное умение для обучения (период до 15 лет).

3)           Ребёнок использует полученное умение для удовольствия и решения собственных задач (на протяжении всей жизни).

 

В данном  опыте описывается первый уровень читательской грамотности  – ребёнок учится читать.

 

Рассмотрим использование

 иллюстративного  метода  визуализации.

Первый этап  обучения чтению — узнавание  букв  и  их декодирование (перевод букв в звуки).

·      Здесь хорошо работает прием визуального образа буквы.

 (Иллюстрация приема в материалах описания самого опыта)

Зрительное восприятие буквы сопровождается стихами, облегчающими запоминание.

«Посмотри  на  букву  К:
Есть  нога  и  есть  рука.»

 

Второй этап —  чтение по слогам.

·              Прием «Живые буквы»

Поиграем  в  игру «Живые буквы». Детям на головы надеваются «шапочки» с напечатанными  буквами. Ученики  выходят к доске и  берутся за руки. Дети  в классе читают полученные слоги и показывают схему каждого слога.

«Ну – ка Н дай руку А, получилось  — НА.

Ну – ка Н дай руку О, получилось  — НО.

Ну – ка Н дай руку У, получилось  — НУ»

 (Иллюстрация приема в  материалах описания самого опыта)

 

Третий этап — чтение целыми  словами  и понимание  лексического значения слова.

·              Прием «Составь слово»

В ходе дидактической игры «Повесь игрушки на ёлочку» обучающиеся на доске подставляют первые буквы к предложенной части слова, каждый раз образуя новое слово. В ходе фронтальной работы выясняем лексическое значение полученных слов. (Иллюстрация приема в материалах описания самого опыта)

 

Четвертый этап – чтение и понимание текста.

·              Сопровождение чтения художественного произведения просмотром  мультипликационного  фильма.

В текстах художественных произведений дети часто могут встретить непонятные для них слова. Работу  над лексическим значением слов можно провести с опорой на просмотр мультфильма. Показываем отрывок  фильма.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», 2 класс.

«Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает».

 

Рассмотрим когнитивный метод  визуализации

Пятый   этап — овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

1.            Техника  когнитивной   визуализации  инфографика

Инфографика — это графический способ подачи информации, где ключевую роль играют  изображения. При этом помимо изображений  могут входить и другие элементы: текст, а также стрелки, диаграммы, блоки и схемы.

Простая визуализация (тип инфографики)

Тема: «Докучные сказки», 1 класс

·         Авторский  приём «Гармошка»

Вместе  читаем  докучную  сказку  «Про сороку и рака».  Попробуем разгадать секреты докучных сказок. Для создания инфографа  нам потребуется полоска бумаги, складываем её «гармошкой». Читаем сказку  и  на каждом «слайде» «гармошки» изображаем персонажей, о которых идет речь. Персонажей будем рисовать схематично в виде геометрических фигур. (Иллюстрация приема в материалах описания самого опыта)

              

Сделаем  вывод, о каких  секретах  докучной сказки вы узнали?

Первый  вывод: в докучных сказках сюжет повторяется,  и герои сказки  в каждой части одни и те же.

Второй  вывод: у докучной сказки нет конца, её можно продолжать и продолжать.

Расскажите друг другу каким, по-вашему, будет продолжение этой сказки. Дорисуйте пустые слайды.  Покажите, что у вас получилось.

 

Карта (тип  инфографики)

Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 4 класс .

·         Авторский приём визуализации. (Иллюстрация приема в материалах описания самого опыта)

Читаем  начало былины.

«Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький

Дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке  поспеть хотел он

В стольный Киев-град».

Учитель задает детям проблемный  вопрос: «Сможет ли Илья Муромец преодолеть это расстояние  верхом на лошади к обеду?»

Детям трудно высказать свои предположения, так как они не имеют представления о месторасположении данных географических объектов.

Учитель предлагает  рассмотреть историческую карту.  Используя масштаб, ученики вычисляют  расстояние между городами и  приходят  к выводу, что это невозможно преодолеть это расстояние к обеду.

Читаем былину дальше и выясняем, что, несмотря на все препятствия, Илья Муромец отобедал в Киеве.

Таким образом ученики  знакомятся с литературным приемом —  гипербола.

 

2. Техника  когнитивной визуализации  скрайбинг

Скрайбинг — это искусство сопровождения произносимой речи «на лету» прямо по ходу чтения текста рисунками фломастером на бумаге или доске. Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и  взаимосвязи  между ними.

Тема: «Русская народная сказка «Три   медведя»,  1 класс .

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Три медведя» и научимся её пересказывать. Прослушайте сказку. По ходу  чтения учителем делайте небольшие рисуночки, чтобы по ним можно было рассказать сказку. Расскажите сказку по нарисованным вами подсказкам. (Иллюстрация приема в материалах описания самого опыта)

 

3              Техника  визуализации  иллюстрирование  текста

Тема: Ф.Тютчев «Зима недаром злится», 2 класс.

·         Авторский приём «Изображение героя по словесному портрету» (Иллюстрация приема в материалах описания самого опыта)

Дети читают стихотворение. Определяем главных действующих лиц. Предлагаем ученикам  описать, как они себе представляют Зиму и Весну. Ищем строки из стихотворения, где более точно описаны эти персонажи.

«Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…»

Далее  ученики  изображают   Зиму и Весну по словесному описанию (интеграция  уроков  литературного чтения и ИЗО). Учитель знакомит обучающихся с  литературным  приёмом – олицетворение.

 

Продукт опыта / проекта Система приемов и техник визуализации на уроках литературного чтения в начальной школе
Затруднения в реализации, риски Для использования приемов  иллюстративного метода визуализации  учитель сам создаёт наглядный материал, необходимый для работы на уроке или находит  готовый продукт для визуализации в дополнительных источниках либо сети Интернет. Эта работа предполагает  некоторые  затраты по времени.

 

Результат использования опыта/проекта в практике работы Наблюдая за деятельностью своих учеников  на уроках, я  увидела, что урок  литературного чтения  стал более  продуктивным. Все ученики на уроке, максимально вовлечены в самостоятельную практическую деятельность. А главное, дети научились читать и осмысливать прочитанное. По итогам проверки чтения уже во 2 классе все ученики уложились в норму чтения за год, 100% обучающихся правильно отвечают на вопросы по содержанию текста после его прочтения. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках литературного чтения в начальной школе, но и является гарантией успеха в любой предметной области при переходе в 5 класс, основой развития ключевых компетентностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что  визуализация служит одним из инструментов формирования читательской грамотности.

 

Публикации

по теме опыта

Статья из сборника:

Лапшина, Е. А. Визуализация учебной информации на уроках литературного чтения как инструмент формирования читательской грамотности младших школьников [Текст] / Е. А. Лапшина // Актуальные вопросы внедрения и реализации обновленных ФГОС общего образования: материалы всероссийской . науч.-практ. конфер. 18 ноября 2022 года, г. Киров: КОГОАУ  ДПО «ИРО Кировской области», 2022. — С.72 — 75. — ISBN 978-5-6047837-6-4.

 

Экспертное заключение Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью, новизной. Внедрение данного опыта позволит повысить интерес у детей младшего школьного возраста к чтению, поможет формированию у них читательской грамотности.

Результаты опыта соответствуют обновленному ФГОС НОО и будут полезны учителям работающим в начальных классах общеобразовательных организаций.

Ф.И.О. эксперта Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

Описание самого опыта Лапшина Е. А
Скачать файл