ФИО

Лимонова Татьяна Геннадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

44 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа с. Суна Зуевского района Кировской области» МКОУ СОШ limonowa2016@yandex.ru +79229391713

Развитию памяти в данной методике отводится большое внимание. Для того, чтобы хорошо работала память, важна тренировка различных участков мозга. Ребёнок может запомнить от пяти до девяти единиц, значит у него физиологически здоровая память. Объём памяти можно увеличить за счёт тренировок. Секретов феноменальной памяти нет. Это тренируемый процесс. Тренируя память, развиваем интеллект, концентрацию внимания, мышление.

Большинство школьных предметов направлено на развитие левого полушария. Когда ребёнок читает, он должен представить образ, картинку того, что прочитал. Левое же полушарие отвечает за логику, за образное мышление отвечает правое полушарие. Кроме этого, когда мы развиваем одно полушарие, головной мозг ребёнка становится перегруженным.

Ещё в 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри провёл исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам, учёные пришли к выводу, что когда человек в своём обучении задействует технологии по гармонизации левого и правого полушария, то увеличивается продуктивность и результативность. Это говорит о том, что мы должны развивать оба полушария, которые дадут максимальный эффект в обучении детей. Межполушарное взаимодействие – это повышение концентрации внимания, повышение интеллектуального уровня, успехи в учёбе. Ребёнок становится собранным. Это повысит его читательский уровень, эффективность обучения. Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации, в связи с чем возникают сложности в обучении, проблемы в письме, в устной речи, в восприятии учебой информации. Для координации работы полушарий в данной методике используются следующие упражнения:

  1. «Мелкая мозаика» обеими руками, левой рукой. 1-2 минуты.
  2. «Обведи фигуры двумя руками одновременно».
  3. «Раскрашивание двумя руками одновременно».
  4. «Алфавит на листе».

Чтение – сложный психический процесс, в котором задействованы память, внимание, воображение и мышление. Многие упражнения в данной методике направлены на отработку скорости чтения:

— упражнение «Моторчик»

— упражнение «Стук» (преподаватель стучит карандашом по столу во время чтения ученика, заглушая громкость чтения)

— «Догонялки» (читаем столбики слов как можно быстрее)

— «Анаграммы»

— «Чтение по очереди»

— чтение «Шторка» (читаем столбики слов, ведя закладкой сверху)

— «Слова с пропусками», «антиципации».

Базовая часть методики 32 часа. Задания даются строго в соответствии с учебным планом занятий. У ребёнка рабочая тетрадь. Учебное пособие выносится на интерактивную доску.

1.Учим ребёнка быть внимательным.

2.Развиваем все виды памяти.

3.Приобщаем ребёнка к решению задач, учим думать.

4.Развиваем образное мышление, творческие способности.

5.Учим детей читать, скорость чтения увеличивается в 3-4 раза. 6.Формируется навык работы с текстом.

Ф.И.О. Лимонова Татьяна Геннадьевна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа с. Суна Зуевского района Кировской области»

МКОУ СОШ  limonowa2016@yandex.ru  +79229391713

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 44 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Мастер – класс «Скорочтение и развитие памяти – один из путей формирования навыка беглого чтения»
Ключевые слова Межполушарное взаимодействие, память, внимание, чтение
Аннотация (не более 500 знаков) Развитию памяти в данной методике отводится большое внимание. Для того, чтобы хорошо работала память, важна тренировка различных участков мозга. Ребёнок может запомнить от пяти до девяти единиц, значит у него физиологически здоровая память. Объём памяти можно увеличить за счёт тренировок. Секретов феноменальной памяти нет. Это тренируемый процесс. Тренируя память, развиваем интеллект, концентрацию внимания, мышление.

Большинство школьных предметов направлено на развитие левого полушария. Когда ребёнок читает, он должен представить образ, картинку того, что прочитал. Левое же полушарие отвечает за логику, за образное мышление отвечает правое полушарие. Кроме этого, когда мы развиваем одно полушарие, головной мозг ребёнка становится перегруженным.

Ещё в 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри провёл исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам, учёные пришли к выводу, что когда человек в своём обучении задействует технологии по гармонизации левого и правого полушария, то увеличивается продуктивность и результативность. Это говорит о том, что мы должны развивать оба полушария, которые дадут максимальный эффект в обучении детей. Межполушарное взаимодействие – это повышение концентрации внимания, повышение интеллектуального уровня, успехи в учёбе. Ребёнок становится собранным. Это повысит его читательский уровень, эффективность обучения. Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации, в связи с чем возникают сложности в обучении, проблемы в письме, в устной речи, в восприятии учебой информации. Для координации работы полушарий в данной методике используются следующие упражнения:

1.     «Мелкая мозаика» обеими руками, левой рукой. 1-2 минуты.

2.     «Обведи фигуры двумя руками одновременно».

3.     «Раскрашивание двумя руками одновременно».

4.     «Алфавит на листе».

Чтение – сложный психический процесс, в котором задействованы память, внимание, воображение и мышление. Многие упражнения в данной методике направлены на отработку скорости чтения:

— упражнение «Моторчик»

— упражнение «Стук» (преподаватель стучит карандашом по столу во время чтения ученика, заглушая громкость чтения)

— «Догонялки» (читаем столбики слов как можно быстрее)

— «Анаграммы»

— «Чтение по очереди»

— чтение «Шторка» (читаем столбики слов, ведя закладкой сверху)

— «Слова с пропусками», «антиципации».

Базовая часть методики 32 часа. Задания даются строго в соответствии с учебным планом занятий. У ребёнка рабочая тетрадь. Учебное пособие выносится на интерактивную доску.

1.Учим ребёнка быть внимательным.

2.Развиваем все виды памяти.

3.Приобщаем ребёнка к решению задач, учим думать.

4.Развиваем образное мышление, творческие способности.

5.Учим детей читать, скорость чтения увеличивается в 3-4 раза.

6.Формируется навык работы с текстом.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Много различных приёмов формирования навыка чтения использовала в работе, но не было системы формирования данного навыка.

В 2021 году познакомилась с методикой скорочтения Регины Казарян – автора онлайн-курсов «Преподаватель скорочтения», эксперта в области развития памяти.

Актуальность  С сожалением отмечено, что сегодня книга «ушла» на задний план. Обширные возможности интернета с яркой информацией, отсутствие семейного культа чтения отодвигает книгу, обесценивая её роль.

В современных условиях, не мало важна также и скорость чтения, так как очевидна взаимосвязь медленного чтения и результатов учебного процесса. Уже на этапе начальной школы можно заметить, что неуспевающие обучающиеся имеют низкую скорость чтения и понимания прочитанного. Если этот процесс не контролировать и не корректировать, ситуация может усугубляться. На этапе средней школы, обучающийся может столкнутся с ещё бо́льшими трудностями, так как результат медленного чтения отражается на всех без исключения предметных направлениях: гуманитарных, естественных, физико-математических. Отсюда появляется отторжение книги и нежелание читать, соответственно происходит торможение развитие личности.

Основная задача скоростного чтения — повысить скорость с учетом понимания текста. Обучающимся это интересно, потому что значительно увеличиваются знания, происходит усвоение большего количества учебного материала, и тем самым улучшаются результаты освоения основной образовательной программы. Помимо очевидных преимуществ скоростного чтения, этот навык повышает уровень самооценки, придает уверенность в собственных силах. При повышении скорости чтения наш мозг не успевает отвлечься на другие посторонние мысли, он сосредоточен на текстовой информации.

Новизна Второй год работаю по данной методике. Регина Казарян предлагает использовать эту методику в платной школе для репетиторства. Её группы от двух до 4 человек. Я же решила использовать эту методику на уроке в общеобразовательной школе. Один раз в неделю провожу урок Скорочтения. Кроме этого в начале каждого урока чтения 10 -15 минут посвящаю скорочтению, используя элементы данной методики.
Описание инновационного опыта В приложении
Продукт опыта / проекта Формирование навыка чтения, развития памяти, способствующей запоминанию информации. Успехи в учёбе.
Затруднения в реализации, риски Я учитель сельской школы, детей в классе немного, нет проблем в распечатывании Рабочей тетради. Учебное пособие выношу на интерактивную доску. При большем количестве детей могут быть проблемы с бумагой.
Публикации

по теме опыта

нет
Экспертное заключение Мастер – класс показывает применение различных техник для развития памяти, тем самым способствуя развитию такого сложного психофизиологического процесса как чтение. Автор подробно рассказывает о техниках развития памяти и о том, как учителя могут применять данные техники на уроках и на занятиях во внеурочной деятельности в начальной школе. Развивая память развиваются внимание, мышление, тем самым учитель способствует формированию навыка чтения у учащихся, постепенно формируются беглость и осознанность чтения. Применение данных техник способствует развитию обеих частей головного мозга, тем самым происходит полноценное интеллектуальное развитие личности ученика.

Значение скоростного чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех универсальных учебных и предметных действий. Через смысловое чтение формируется такой вид функциональной грамотности как читательская, поиск необходимой информации в тексте, понимание прочитанного, преобразование и интерпретация, оценка.

Данная методическая разработка призвана помочь учителям начальных классов в работе при формировании навыков чтения у учащихся начальных классов.

Ф.И.О. эксперта Кожинова Н.В., методист кафедры дошкольного и начального общего образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика Начальное общее образование
мастер-класс по скорочтению
Скачать файл
мастер-класс
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл