ФИО

Холкина Нина Григорьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель химии и биологии

СТАЖ РАБОТЫ

47 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Ошлань Богородского района», КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района 612484, Кировская область, Богородский район, с.Ошлань, ул.Новая д.10 oshlanschool@mail.ru

Формирующийся в России рынок труда вносит значительные коррективы в подготовку школьников к трудовой деятельности. Школа обязана раскрывать перед учащимися мир существующих профессий в мире. Выпускник должен быть конкурентоспособен как для продолжения образования, так и для определения своего места в трудовой деятельности. В связи с этим в работе школы большое значение приобретает пришкольный участок. В настоящее время одной из педагогических задач является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал, привить любовь к труду. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам биологии и технологии.

Ф.И.О. Холкина Нина Григорьевна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Ошлань Богородского района», КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района

612484, Кировская область, Богородский район, с.Ошлань, ул.Новая д.10

oshlanschool@mail.ru

Должность Учитель химии и биологии
Стаж работы 47 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Трудовое воспитание на пришкольном учебно-опытном участке.

 

Ключевые слова Обучение, Технология, Воспитание, Трудовое воспитание, Пришкольный учебно-опытный участок.
Аннотация (не более 500 знаков) Формирующийся в России рынок труда вносит значительные

коррективы в подготовку школьников к трудовой деятельности. Школа

обязана раскрывать перед учащимися мир существующих профессий в

мире. Выпускник должен быть конкурентоспособен как для

продолжения образования, так и для определения своего места в

трудовой деятельности. В связи с этим в работе школы большое

значение приобретает пришкольный участок. В настоящее время одной

из педагогических задач является внедрение в образовательный

процесс таких развивающих технологий, которые помогают

подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями

и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их

творческий потенциал, привить любовь к труду. И важная роль при

выполнении этих задач отводится урокам биологии и технологии.

 

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Вокруг нашей школы имеется большой пришкольный участок.

Который обустраивается силами учащихся и работников школы.

Школа – культурный очаг. Ребёнок проводит в школе половину своего

дня. Естественно, что для его дальнейшего личностного становления

важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда

цветущие клумбы, ребенок не только будет получать положительные

эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.

На участке возможно органическое соединение трудового воспитания с

образовательным процессом, и что особенно важно в нем заняты все

возрастные категории учащихся. Здесь школьники получают основы

знаний по выращиванию с/х культур, учатся управлять ростом и

развитием растений, овладевают трудовыми умениями и навыками.

 

Актуальность Школа – культурный очаг. Ребёнок проводит в школе половину своего

дня. Естественно, что для его дальнейшего личностного становления

важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда

цветущие клумбы, ребенок не только будет получать положительные

эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.

Изучая растительный мир, цветочные и декоративные растения,

постигая законы природы, дети не только обогащаются знаниями, но и

легче и быстрее развивается чувство любви и уважения к окружающей

природе. Многие ребята не знают, как отличить сорняк от культурного

растения, как правильно поливать цветы и сеять семена растений,

ухаживать за овощными и декоративными растениями, поэтому работа

на пришкольном участке поможет им получить эти знания. В будущем,

когда они станут взрослыми, эти знания им несомненно пригодятся,

конечно сейчас, ответы на все вопросы можно найти в Интернете, но

практические умения ничто не заменит. В детях, ухаживающих за

растениями, воспитывается любовь ко всему живому, к природе. Они

учатся понимать и ценить прекрасное. У школьников развиваются

привычка и любовь к труду. Они приобретают определённые трудовые

навыки и умения. У каждого школьника формируются навыки

самостоятельной работы по подготовке почвы к посадке, они в

состоянии проводить посев семян и посадку рассады в грунт,

производить уход за выращиваемой культурой, проводить уборку

урожая, сортировку овощей, знают условия хранения. Кроме того, дети

получают практическое представление о некоторых профессиях

(цветовод, селекционер, ландшафтный архитектор, ландшафтный

дизайнер, агроном, овощевод…). Большое воспитательное значение

имеет для ребят труд в коллективе, общее для всех дело. Наконец, не

следует забывать и о пользе физического труда на свежем воздухе

 

Новизна В XXI веке в нашей стране отмечается изменение подходов и методик к процессу образования и воспитания школьников. Приоритетными направлениями становятся социально-экономическое и духовно-нравственное воспитание, но не теряет своей традиционной ценности и воспитание трудовое.

Современный учебный процесс нацелен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Достижению этих целей способствует изучение такой науки как биология, которая, при грамотной организации учебного процесса, способствует формированию экологического сознания, воспитывает любовь к природе, пополняет багаж знаний о живой природе, расширяет общий кругозор, прививает навыки бережного, грамотного и осознанного отношения ко всему живому.

 

Описание инновационного опыта В XXI веке в нашей стране отмечается изменение подходов и методик к процессу образования и воспитания школьников. Приоритетными направлениями становятся социально-экономическое и духовно-нравственное воспитание, но не теряет своей традиционной ценности и воспитание трудовое.

Современный учебный процесс нацелен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Достижению этих целей способствует изучение такой науки как биология, которая, при грамотной организации учебного процесса, способствует формированию экологического сознания, воспитывает любовь к природе, пополняет багаж знаний о живой природе, расширяет общий кругозор, прививает навыки бережного, грамотного и осознанного отношения ко всему живому.

Опытно-практическая работа на пришкольном участке способствует развитию упомянутых навыков и компетенций и позволяет осуществлять учебно-исследовательскую деятельность посредством целого комплекса учебных ситуаций. При этом обучение совмещается с трудом и продолжается опосредованное изучение общеобразовательных предметов на практике.

Однако, как отметил Н. М. Верзилин, «успехи опытных пришкольных земельных участков надо измерять не голой цифрой собранного урожая,…а тем, каков их педагогический эффект в общей системе обучения и воспитания школьников»[1].

Поэтому необходимо, чтобы опытно-практическая работа на пришкольном участке была организована грамотно, в соответствии с подходящей методикой  и была согласована с основной образовательной программой.

Существуют две основные традиционные методики по организации работы пришкольном участке – по П. И. Боровицкому и по Н. М. Верзилину. Так, П. И. Боровицкий считает, что на пришкольном участке необходимо запланировать только два основных отдела по выращиванию растений – опытнический и коллекционный. В свою очередь, Н. М. Верзилин уверен, что должно существовать несколько тематических отделов. Например, полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, цветочный дендрарий, биологический, зоологический отделы, отдел лекарственных растений и другие.[2]

В своей педагогической деятельности после окончания педагогического института Нина Григорьевна вместе с ребятами как раз и создавала такие отделы, как полевой, где  выращивают зерновые культуры разных сортов; овощной отдел, который занимает большую часть участка; отдел начальных классов. Здесь учащиеся начальной школы выращивают  разные  культуры, ухаживают  за ними и проводят свои несложные опыты, такие как « Влияние частоты посева моркови на урожай»

На каждой гряде поставлена этикетка, на которой указывается название культуры и сорт. Овощи выращиваем в больших количествах. Они используются для питания учащихся  и для продажи населению. На вырученные деньги приобретаем  инвентарь для пришкольно-опытного участка.

В 1982 году, когда была построена новая школа, был заложен плодово-ягодный отдел. Саженцы яблонь, смородины, крыжовника, черноплодной рябины,  облепихи были приобретены из Нолинского плодопитомника. Летом в пришкольных лагерях ребята собирают лекарственные растения, сушат  и сдают в аптеку.

Вне зависимости от того, какая планировка пришкольного учебно-опытного участка выбрана, необходимо таким образом организовать проведение на нем опытов, чтобы их темы были разнообразны и непосредственно связаны с учебной программой.

Каждый класс проводит опыты на пришкольном участке, согласно учебной программе, например « Способы посадки  и частоты прореживания овощных культур». Вели дневники наблюдения. В начале учебного года, обычно в октябре, подводятся итоги работы и проводится День урожая, где пьют чай с вкусным вареньем из ягод, выращенных на пришкольном участке. Каждый класс отчитывается о своей проделанной работе .

В цветочном отделе школьники должны иметь возможность знакомиться с декоративными растениями, изучать их морфологию и биологические особенности.  Отдел овощных культур служит для выращивания однолетних и двулетних овощных растений и позволяет школьникам знакомиться с многообразием сортов различных овощей, развивать навыки ухода за такими растениями. Отдел лекарственных растений демонстрирует школьникам целебные свойства многих растений, используемых для лечения самых разных заболеваний. Среди таких растений – валериана, пустырник, одуванчик аптечный, подорожник, укроп, ромашка, тысячелистник, чистотел, календула и др.

Специальный сегмент учебно-опытного участка можно выделить для начальных классов, чтобы учащиеся имели возможность высаживать рассаду для отделов овощных и цветочных культур, а также для коллекционного отдела.

На пришкольно-опытном участке сделаны огромные рассадники. Там выращиваем рассаду овощных и цветочных культур. Обязательно в огороде имеется  коллекционный отдел с разными культурами разнообразных сортов, чтобы учащиеся  знали редкие растения, такие как топинамбур, ревень, облепиха, патиссоны и кабачки разных сортов и другое.

Также большую практическую пользу будет иметь отдел для занятий по биологии, где школьники могут проводить опыты и наблюдения, сравнивать опытные и контрольные объекты, выявлять экологические факторы, осваивать приемы агротехники. Для того чтобы вырастить какую-либо культуру и получить хороший урожай, нужно знать правила посева той или иной культуры, её особенности и среду обитания. Например, капуста, она предпочитает более увлажненное место и светолюбивое.

Школьники опытным путем могут выращивать такие культурные растения как огурцы, тыква, помидор, кабачок, перец; осуществлять посевы и посадки в различных местах – сухих и влажных, чтобы наблюдать за приспособлением растений к среде обитания. В настоящее время многие специалисты разрабатывают различные проекты по инновационному использованию потенциала пришкольного учебно-опытного участка. Например, «работа по созданию отдела «Хлебные злаки» на пришкольном участке позволит ученикам не только приобрести агротехнический опыт возделывания культур, по и лучше узнать о продуктах питания растительного происхождения»[3], – отмечает О. С. Монгуш, автор проекта по созданию отдела «Хлебные злаки» на пришкольном участке в республике Тува.

Кроме того, в условиях XXI века и при наличии необходимых ресурсов можно организовать самые разные опыты, например, по выращиваю экзотических и редких растений.

Что касается методов исследования, применяемых на учебно-опытном участке, то это может быть наблюдение, визуальный метод, метод сравнения, описания, систематизации и классификации. Так, наблюдение применяется при изучении фенологических фаз развития растений. Визуальный метод имеет место при оценивании качества посевов. К сравнению прибегают, когда необходимо провести анализ данных с контрольных и экспериментальных площадок. Отдельные методы используются при описании морфологии растения, при распределении признаков растений и т. д.

Кроме того, дополнительными методами исследования при работе на учебно-опытном участке являются метод натурной фотосъемки, когда необходимо получить снимок растения, а также изучение литературных источников, использование интернет-ресурсов – когда необходимо найти более подробную информацию о том или ином растении, узнать о его характеристиках и технологиях по выращиванию.

Важным этапом, предшествующим непосредственной работе на участке, является подготовка технологической карты работы и дневника полевых наблюдений.

В первом документе – в технологической карте – фиксируются этапы агротехнологии, отмечаются правила выполнения и требования к качеству этого этапа, а также сроки его проведения. Отдельными этапами являются, например, подготовка семян к посеву, подготовка почвы, уход за растениями (включая рыхление, полив, подкормку и др.), сбор урожая.

В свою очередь, дневник полевых наблюдений предназначен для отображения информации о проведенных опытах. В этом документе отдельными графами отмечаются тема, цель и схема опыта, биологические особенности опытного растения, ход и результаты наблюдения за растением. Что касается форм проведения занятий на учебно-опытном участке, то их можно проводить в виде внеурочной деятельности, внеклассных занятий, кружков, лабораторных работ, экскурсий – для учащихся младших классов, летней трудовой практики, опытнической работы.

Для проведения регулярных занятий по выращиванию тех или иных сельскохозяйственных культур, целесообразно за каждым классом закрепить собственный участок, работа на котором будет осуществляться в определенное время и под наблюдением учителя. Режим труда регулируется образовательной школьной программой, нормами СанПин и правилами техники безопасности.

Для поощрения участия школьников в работе на пришкольном учебно-опытном участке рекомендуется проводить тематические праздники, например, посвященные сбору урожая, а также выставок, на которых подводятся итоги очередного сельскохозяйственного сезона, награждаются наиболее активные участники.

Ежегодно в районе проводился «Слет юннатов». Дети выступали с результатами своих опытов, готовились к выставкам овощей и фруктов, привозили на суд жюри свои фирменные блюда , приготовленные из овощей и фруктов, выращенных на пришкольном участке. По итогам районного мероприятия, школьники часто занимали призовые места. Были участниками областных слетов « Юный натуралист» И там юные юннаты занимали призовые места.

Стоит подчеркнуть, что пришкольный учебно-опытный участок обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, который должен использоваться не только педагогами по биологии, но и по многим другим предметам. На участке можно проводить тематические экскурсии, лабораторные работы, наблюдения не только за растениями, но и за насекомыми, птицами, исследовательские работы самой разной направленности, например исследования почвы, воздуха, экосистем.

Кроме того, учащихся заинтересуют различные экологические акции, которые можно провести на территории учебно-опытного участка. В частности, школьники могут принять участие в коллективном конструировании и установлении скворечников, и в дальнейшем вести наблюдения за жизнью птиц. Большой популярностью среди молодежи в настоящее время пользуется искусство фотографии, а учебно-опытный участок предоставляет отличную площадку для подготовки к фотоконкурсу на экологическую тему.

Еще одним современным направлением в трудовой деятельности является ландшафтный дизайн. Пришкольный учебно-опытный участок вполне может послужить старшим школьникам для приобретения знаний в разработке  ландшафтных проектов, получении основ дизайнерской деятельности. Для этого школьнику будет необходимо не только научиться работать с чертежами – на бумаге и на компьютере, но и пополнить знания в биологии, географии, черчении.

Проведенный обзор общей методики организации работы на пришкольном учебно-опытном участке позволяет сделать вывод о том, что такой участок обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом. Пришкольный участок служит важным инструментом в трудовом воспитании, развивает познавательный интерес школьников, способствует повышению знаний по биологии, приобщает к самостоятельному поиску знаний, знакомит школьников с основами сельского хозяйства, формирует навыки рационального природопользования.

При этом эффективность и целесообразность пришкольного учебно-опытного участка имеет место только тогда, когда в целом повышается качество образовательного процесса, старшеклассники демонстрируют способность к труду, а учащиеся младших классов – готовность трудиться.

 

Продукт опыта / проекта Создан, функционирует и описан пришкольный учебно-опытный участок, который служит важным инструментом в трудовом воспитании, развивает познавательный интерес школьников, способствует повышению знаний по биологии, приобщает к самостоятельному поиску знаний, знакомит школьников с основами сельского хозяйства, формирует навыки рационального природопользования.

При этом эффективность и целесообразность пришкольного учебно-опытного участка имеет место только тогда, когда в целом повышается качество образовательного процесса, старшеклассники демонстрируют способность к труду, а учащиеся младших классов – готовность трудиться

Затруднения в реализации, риски Засушливое лето, недостаток воды для полива. Малочисленность школы: детей всё меньше, а площади без изменения и требуют ухода
Публикации

по теме опыта

1.                  Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. 384 с.

2.                  Галкина Е. А., Ишкова А. С. Образовательный потенциал пришкольного учебно-опытного участка // Концепт. 2014, № 1. URL: http://e-koncept.ru/2014/14023.htm  (дата обращения: 01.05.2023).

3.                  Монгуш О. С. Организация работы на пришкольном учебно-опытном участке // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 80–83.

 

Экспертное заключение Представлен и описан многолетний богатейший опыт работы по трудовому воспитанию на пришкольном учебно-опытном участке
Ф.И.О. эксперта Директор школы Зашихин Владимир Александрович
Рубрика (выбрать одну)  

ВОСПИТАНИЕ.

Основное и среднее общее образование

 

[1] Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. С. 374–375.

[2] Галкина Е. А., Ишкова А. С. Образовательный потенциал пришкольного учебно-опытного участка // Концепт. 2014, № 1. URL: http://e-koncept.ru/2014/14023.htm

[3]Монгуш О. С. Организация работы на пришкольном учебно-опытном участке // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 81.