ФИО

Неустроева Наталья Германовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

36 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

пгт Кильмезь, ул. Больничная д.2, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь Кировской области, телефон (83338)2-12-73, kilmezrshool@mail.ru Адрес электронной почты kilmezrshool@mail.ru Адрес сайта http: // kmzschool.3dn.ru/ E-mail: kipish_bum@mail.ru

Использование приемов формирования читательской грамотности позволяет учащимся усвоить новые знания и умения. Применение приемов делает познавательную деятельность школьников разнообразной, формирующей логическое мышление. В результате повышается мотивация учебной деятельности учащихся.

Неустроева Наталья Германовна
Учреждение: пгт Кильмезь, ул. Больничная д.2, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь Кировской области, телефон (83338)2-12-73,  kilmezrshool@mail.ru

Адрес электронной почты   kilmezrshool@mail.ru

Адрес сайта  http: // kmzschool.3dn.ru/

E-mail: kipish_bum@mail.ru

Должность Учитель  русского языка и литературы
Стаж работы 36 лет
1.Тема инновационного педагогического опыта

«Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 7  классе»

2. Источник изменений

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в 9 — ом классе предусмотрено проведение устного собеседования по русскому языку. Оно призвано систематизировать знания , показать их умения и навыки в работе с текстом и подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА. Применение приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка в   7 – 9  классах обеспечит качественную подготовку к экзаменам.

3. Идея изменений

Сущность опыта: использование приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка повышает интерес к предмету. Приемы помогают учащимся в рамках самостоятельной работы, при выполнении домашнего задания, что сказывается на качестве обучения, а в дальнейшем на адаптации обучающихся в современном мире.

4. Концепция изменений:

Использование приемов формирования читательской грамотности позволяет учащимся усвоить новые знания и умения. Применение приемов делает познавательную деятельность школьников разнообразной, формирующей логическое мышление. В результате повышается мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуальность Приемы формирования читательской грамотности углубляют и систематизируют работу с текстом, что положительно скажется при сдаче устного собеседования и ГИА по русскому языку. Открываются широкие возможности для умственного развития и коммуникативных способностей учащихся, так как происходит постоянное мыслительное развитие при применении данных приемов.
Новизна В течение учебного года, применяя приемы формирования читательской грамотности, происходит отработка практических навыков работы с текстом. Можно организовать различные формы взаимодействия учителя и ученика: самостоятельная индивидуальная работа с текстом, работа на самоконтроль и взаимоконтроль.
Ожидания 1.Поддержка активной учебно-познавательной деятельности учащихся

2.Возможность использования приемов как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

3.  Качественная сдача устного собеседования и ГИА по русскому языку в 9 классе.

Затруднения в реализации, риски Отсутствие выхода в интернет у некоторых учеников. Мало материала в учебнике русского языка по формированию читательской грамотности.
5. Условия реализации изменений

Дидактические материалы, качественный набор информативных текстов и тестов из различных источников (учебники разных авторов, энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы),

6. Результат изменений

Предметные показатели класса, в котором обучение строилось с применением приемов формирования читательской грамотности:

успеваемость – 100%,

обучаются на «4» и «5» — 75%,

средний балл: 2020 – 2021 уч.г – 4,08; 2021-22 уч.г. – 4,10 (выше областного значения)

Метапредметные показатели: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умение анализировать, классифицировать и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные изменения: Повышение мотивации к приобретению знаний и самостоятельной деятельности. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Саморегуляция и саморазвитие, повышение самооценки своей успешности, осознание собственной значимости.

7. Публикации

1. Неустроева Наталья Германовна «Программа кружка: « За страницами школьного учебника: подготовка к ЕГЭ» для 11 класса. 10.06.2022г. https:// konspekteka.ru

2.  Неустроева Наталья Германовна « Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» 10.06.2022  https:// конспекты – уроков.рф  № КУ105413

3.  Неустроева Наталья Германовна «Программа кружка: « За страницами школьного учебника: подготовка к ЕГЭ» для 11 класса. 11.06.2022г  https:// kopilkaurokov.ru  №609455

8. Описание инновационного опыта учителя

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла.

Чтение в школе начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие. Происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, проявление косноязычия, неумение правильно, логично, выразить свою мысль. Чтобы избежать речевых недостатков, я использую приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка.

 

Цель: применение приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка для успешного освоения учебного материала и качественной подготовки к ГИА.

 

Задачи обучения:

-формирование логического мышления обучающихся;

-формирование устойчивого интереса к предмету;

-обеспечение мотивации учебной деятельности;

-создание условий для самообразования и саморазвития учащихся.

 

Работа может быть построена с помощью следующих приемов.

1) предлагаю учащимся создать вторичный текст по данному упражнению (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия). Этот прием расширяет словарный запас детей и совершенствует умения строить предложения и создавать высказывания; (приложение 1)

2) основной особенностью текстов для формирования читательской грамотности является постановка проблем, с которыми подросток сталкивается в своей повседневной жизни, т.е. проблемы моделируют реальную жизненную ситуацию. Здесь я использую прием «Мозаика» (например, из разрозненных частей текста ученикам предлагается собрать памятку «Как готовиться к изложению», разложив ее части в правильной последовательности. Данный прием можно использовать и в художественных текстах; (приложение 2)

3) формирование читательской грамотности носит практико-ориентированный характер. Сформированная читательская грамотность научит подростков сравнивать, делать выводы, добывать нужную информацию (например, в упражнении 139 упоминается дымковская игрушка. Предлагаю своим учащимся извлечь дополнительную информацию об игрушке, заглянув в Википедию; (приложение 3)

4) более 10 лет работаю над комплексным анализом текста с помощью рабочей печатной тетради А.Б. Малюшкина. Интерес к этому приему работы продиктован необходимостью подготовки к ГИА и ОГЭ в 9, 11 классах. Здесь ребята выполняют традиционные виды заданий (например,  определение своеобразия авторского стиля, работа над преодолением возможных орфографических и пунктуационных ошибок, составление плана текста, определение основной мысли и т.д.) (приложение 4);

5) к сожалению, в учебниках русского языка очень мало заданий на формирование читательской грамотности, поэтому приходится пользоваться ресурсами Интернета. В конце учебного года провожу диагностическую работу по читательской грамотности; (приложение 5)

 

В течение учебного года применяю различные приемы по формированию читательской грамотности:

1) самостоятельная индивидуальная работа с тестом и текстом;

2) проверочная работа по теме с помощью самоконтроля и взаимоконтроля.

 

Применение приемов по формированию читательской грамотности поможет моим ученикам стать успешными, быстрее и эффективнее решать жизненные задачи.

Экспертное заключение: Тема инновационного педагогического опыта «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 7 классе» является актуальной и востребованной в практике преподавания русского языка, так как обусловлена нацеленностью образовательного процесса на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Автор в соответствии с требованиями ФГОС ООО описывает методы и приемы работы педагога, направленные на формирование функциональной, в частности, читательской, грамотности обучающихся.

Используемые педагогом приемы соответствуют принципам преподавания русского языка, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Новизна инновационного опыта заключается в использовании на уроках русского языка заданий по формированию и оценке читательской грамотности обучающихся, направленных на создание вторичных текстов по данному упражнению, создание из фрагментов целостного текста, извлечение дополнительной информации из интернет-источников, комплексный анализ текста. При этом учитель использует возможности не только учебника, но и других дидактических  материалов.

Несомненным достоинством опыта являются представленные педагогом разработки, в которых подробно охарактеризованы цель, задачи, результаты изменений, приемы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся.

Представленное в опыте содержание имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении по формированию читательской грамотности обучающихся.

Методические приемы прошли апробацию в КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь Кировской области, представлены в публикациях автора по темам «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы», «Программа кружка «За страницами школьного учебника: подготовка к ЕГЭ» для 11 класса».

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместили в региональном банке инновационного педагогического опыта.

Ф.И.О. эксперта: Окунева Светлана Александровна
Составляющие образования Обучение
Ключевые слова формирование читательской грамотности, информация, осмысление текста
Приложение

Приемы формирования читательской грамотности

Приложения_Банк опыта_Неустроева Н.Г.
Скачать файл