ФИО
Кобялковская Ольга Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
30 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Лицей №21" города Кирова, 610021 ул. Воровского, 133-а, (8332) 52-15-41 school-k21@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
буквенные прописи, Дидактическая тетрадь, старший дошкольный возраст, речевое развитие
Рабочие тетради для ДОО сегодня являются значимой частью дошкольного образования. Многие родители и педагоги оценили эффективность творческой формы обучения. Особенность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Дошкольник выполняет каждое задание в своей тетради, что повышает активность детей в освоении умений, навыков и представлений, а также делает процесс обучения эффективнее. Следуя возрастным возможностям, рабочие тетради выполняют задачи, которые основаны на доступных практических действиях (соединить линиями, дописать, обвести и т. д.).
Цель нашего проекта, разработать дидактическую тетрадь, как дополнительное пособие к учебнику Н.А. Федосова «От слова к букве».
Продуктом нашей деятельности является дидактическая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет “По дороге с буквами”. В ходе проведения апробации, мы выявили, что рабочая тетрадь способствует повышения уровня речевого развития детей. Дидактическая тетрадь привлекла внимание дошкольников, позволила им в ходе образовательной деятельности по развитию речи познакомиться с правописанием букв, слогов, слов и предложений. Задания в дидактической тетради способствовали развитию творческих способностей, психических свойств: логическое мышление, внимание. Данная тетрадь помогает педагогу оптимизировать процесс обучения. Применение дидактической тетради обеспечит качественное усвоение материала, сформирует навыки самостоятельной работы у дошкольника. Кроме того, дидактическая тетрадь может быть использована как педагогами, так и родителями для контроля знаний и умений дошкольника.
Ф.И.О. | Кобялковская Ольга Анатольевна |
Организация | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №21» города Кирова, 610021
ул. Воровского, 133-а, (8332) 52-15-41 school-k21@mail.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 30 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/проекта | Использование рабочей тетради по развитию речи для подготовки к школе детей 6-7 лет |
Ключевые слова | Рабочая тетрадь, развитие речи, подготовка к школе
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Одной из главных задач в подготовке детей к школе является обучение дошкольников родному языку, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В последнее время перспективными средствами обучения являются рабочие тетради на печатной основе, содержание которых представляет собой разнообразные задания по развитию устной речи, развитию мелкой моторики пальцев рук, знакомство с русским алфавитом и др. Но, к сожалению, практика показывает, что из множества дидактических пособий педагогу очень трудно выбрать то, в котором есть все необходимые задания. Приходиться использовать отдельные упражнения или несколько тетрадей разных авторов, но это очень неудобно. Поэтому возникла необходимость создания рабочей тетради по развитию речи для подготовки к школе детей 6-7 лет. |
Актуальность | Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи: звукопроизношение, фонематический слух, лексический и грамматический строй. А для овладения письмом — хорошо развитая мелкая моторика пальцев рук. Поэтому в качестве средства обучения необходима рабочая тетрадь, в которой представлена система заданий, способствующих решению данной проблемы. |
Новизна | Для успешной подготовки детей 6-7 лет к школе предлагаю использовать рабочую тетрадь на печатной основе, в которой представлена система заданий, направленных на формирование всех компонентов устной речи и развитие мелкой моторики. |
Описание инновационного опыта учителя
|
С целью подготовки детей 6-7 лет к школе на занятиях по обучению грамоте была создана рабочая тетрадь по развитию речи “По дороге с буквами”. Данная тетрадь является дополнительным дидактическим пособием к учебнику Н. А. Федосовой «От слова к букве», по которому занимаются дошкольники в «Школе развития».
В тетради представлена система заданий, направленных на формирование всех компонентов устной речи и развитие мелкой моторики: 1) Выделение изучаемого звука из речи и его характеристика. 2) Обозначение изучаемого звука буквой. 3) Чтение слогов и составление из них слов. 4) Запись слов печатными буквами. 5) Звуко-буквенный анализ слова. 6) Составление из слов предложений. 7) Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, пересказ прочитанного (что запомнил), рисунок. Все задания представлены в определённой логической последовательности и по мере изучения букв, в течение года, они усложняются. При выполнении заданий мы переходим от мелкой к более крупной лексической единице (звук-буква, слог, слово, предложение, текст). Важно, что все задания одного занятия (от 1 до 7) связаны между собой одной сюжетной линией, что вызывает интерес детей. Они учатся читать и писать буквы, составлять из букв слоги, слова, а из слов предложения. При работе с текстом главный акцент делается на его понимание. Занимаясь по этому пособию, дети знакомятся с гласными и согласными звуками, учатся писать буквы, выполняют задания на звукобуквенный анализ слова. Все упражнения представлены в игровой форме, что позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным для детей. Таким образом, работа в тетради способствует развитию всех компонентов речи и подготовке к обучению письму. |
Продукт опыта / проекта | “По дороге с буквами”: дидактическая тетрадь по развитию речи для детей 6–7 лет |
Затруднения в реализации, риски | Затруднения связаны с поиском новых приёмов, методов, конкретных заданий по развитию отдельных компонентов речи и подготовке к обучению письму, а также их связью с темой и этапами занятия; затратой времени на поиск и разработку дидактического материала. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
“По дороге с буквами”: дидактическая тетрадь по развитию речи для детей 6–7 лет – это тетрадь на печатной основе с уже подобранными заданиями, разработанная с учетом требований ФГОС, для педагога сможет стать незаменимым помощником и сэкономить время на подготовку к занятиям. В тетради все задания подобраны таким образом, что позволяют не только отработать основные навыки по подготовке дошкольников к обучению грамоте, но и вызвать интерес к дальнейшему обучению, стимулировать познавательную деятельность детей, могут быть применимы для проведения занятий как в традиционной форме, так и с использованием активных методов обучения. |
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта
|
Кобялковская, О. А., Белан В. С., Закирова Н. С., Махина Л.А., Ципилева Е. И. «По дороге с буквами»: дидактическая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет [Электронный ресурс] / Кобялковская, О. А., Белан В. С., Закирова Н. С., Махина Л.А., Ципилева Е. И. // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей.Вып. 5 – Электрон. текст. дан. (12,3 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. – 1 электрон. опт. диск (CD – R). DOI: 10.52376/978-5-907541-45-0 |
Экспертное заключение | Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».
Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Составляющие образования | Обучение |