ФИО

Охапкина Алла Валериевна, Боброва Наталья Станиславовна

ДОЛЖНОСТЬ

Охапкина Алла Валериевна, учитель технологии, Боброва Наталья Станиславовна, учитель информатики

СТАЖ РАБОТЫ

Охапкина Алла Валериевна – 27 лет, Боброва Наталья Станиславовна-22 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №21» города Кирова; г. Киров, ул. Воровского, д.133-а; 8(8332) 52-15-41; liceum21@kirovedu.ru

В проекте предлагается рассмотреть образовательный продукт по теме «Профессиональное самоопределение», который направлен на решение двух проблем: улучшение восприятия информации, повышение мотивации учащихся старших классов при выборе профессий. Во-первых, предмет «Профессиональное самоопределение» в учебном плане ОО отсутствует. Предметная область «Технология», по новому стандарту в старших классах исключена. Во-вторых, пособия по профессиональному самоопределению в ограниченном количестве и труднодоступны. Проект включает в себя структурированную разнообразную информацию, что способствует улучшению восприятия информации, и повышению мотивации учащихся при выборе профессии и воспитанию социально активной, инициативной, предприимчивой и конкурентоспособной личности. 

Цель проекта: создание интерактивной игры по профессиональному самоопределению для повышения уровня знаний учащихся 9-х классов при выборе профессии. 

Игра создана для того, чтобы старшеклассники имели возможность получить информацию о выборе профессии в интересной форме. Игра имеет удобный и простой интерфейс, что облегчает ее использование в любое удобное для ученика время без наставника. Игра состоит из четырех этапов. Во время игры ученик путешествует по острову, и выполняет задания.

В начале игры «Введение». Перед участником ставятся цели и задачи игры, и первоначальный теоретический материал. Ученик выбирает себе героя для игры, а затем начинается игра. Игрок находится на острове «Будущего», где перед ним различные преграды: «Карта интересов», «Профессиональные склонности», «Профессиональные предпочтения». Все станции содержат теоретический материал и диагностику. Участник знакомится с понятиями и проходит диагностику. Результат каждой диагностики игрок заносит в профессиональную карту.

Первый шаг «Карта интересов», выбираем по пункту назначения (капелька на карте острова). Игрок попадает на теоретический материал, затем выполняет диагностику и по результатам диагностики заполняет профкарту. 

Второй и третий шаги («Профессиональные склонности» и «Профессиональные предпочтения») аналогичны.

Итог игры: игрок, пройдя все шаги имеет заполненную профессиональную карту

Для педагогов этот ресурс весьма интересен, потому что они могут использовать его на внеурочной деятельности или на тематических классных часах, предоставляя обучающимся информацию в интересном и понятном виде. Благодаря тому, что игра представляет собой интерактив с наглядно-образной информацией, у ребят возможен рост интереса к теме выбора профессий.

Уникальность игры в том, что она представляет собранные в одном месте материалы о выборе профессии. Плюсом интерактивной игры выбранного формата является то, что её прохождение не зависит от места положения ребёнка. Играть можно в одиночку. Результат для каждого участника свой, но дети могут видеть прогресс прохождения своих одноклассников. Преимущество цифрового формата в том, что участники могут играть даже дома с личного компьютера. Можно будет работать удаленно, а не только в школе. Это еще и облегчает работу преподавателям, потому что вся информация об учениках у них будет собрана автоматически по результатам прохождения тестов и далее можно будет работать индивидуально, направлять ученика

Ф.И.О. Охапкина Алла Валериевна, Боброва Наталья Станиславовна
Организация муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №21» города Кирова; г. Киров, ул. Воровского, д.133-а; 8(8332) 52-15-41; liceum21@kirovedu.ru
Должность Охапкина Алла Валериевна, учитель технологии, Боброва Наталья Станиславовна, учитель информатики
Стаж работы Охапкина Алла Валериевна – 27 лет, Боброва Наталья Станиславовна-22 года
Тема инновационного педагогического опыта/проекта Проект включает в себя структурированную разнообразную информацию, что способствует улучшению восприятия информации, и повышению мотивации учащихся при выборе профессии и воспитанию социально активной, инициативной, предприимчивой и конкурентоспособной личности
Ключевые слова игра, профессия, самоопределение, образовательный проект, интерактивная игра, профориентация
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Низкий уровень знаний обучающихся 9-х классов в области выбора профессии
Актуальность предмет «Профессиональное самоопределение» в учебном плане ОО отсутствует. Предметная область «Технология», по новому стандарту в старших классах исключена. Во-вторых, пособия по профессиональному самоопределению в ограниченном количестве и труднодоступны. Проект включает в себя структурированную разнообразную информацию, что способствует улучшению восприятия информации, и повышению мотивации учащихся при выборе профессии и воспитанию социально активной, инициативной, предприимчивой и конкурентоспособной личности.
Новизна квест-игра по выбору направления своей будущей деятельности актуальное направление, способствующее созданию представлений у учащегося о профессиях. Квест как игровая форма и средство реализации обучения способствует сфокусировать внимание учащегося на свои сильные и слабые стороны. А также использование данной методики тестирования учащегося, повышает вероятность в будущем выбора профессии.
Описание инновационного опыта учителя Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, — это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем быть?» задаёт себе каждый молодой человек. Главное – сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам (softskills), и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата (hardskills).

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность позволили определить тему нашего исследования: «Профессиональное самоопределение старшеклассников».

Цель проекта: создание интерактивной игры по профессиональному самоопределению для повышения уровня знаний учащихся 9-х классов при выборе профессии.

Задачи проекта:

− провести анализ литературы по проблеме выбора профессии школьниками; − отобрать диагностики;

− систематизировать и скомпоновать всю изученную информацию;

− разработать квест-игру по профессиональному самоопределению для учащихся старших классов.

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:

—    теоретические: анализ психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков;

—    эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование;

—    статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

В связи с этим важной составляющей выбора профессии учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.

В нашем исследовании взаимосвязи профессиональных интересов и особенностей личности мы решили определить профессиональные типы личности учащихся, а также изучить склонности учеников 9-х классов, а затем определить совместимость выбранных профессий учащихся и их личностных качеств.

Но, несмотря на такую важную роль профессионального самоопределения школьников в учебно-воспитательном процессе, во многих школах Кировской области мы наблюдаем лимитированность информации. На наш взгляд, эта проблем связана, прежде всего, с ограниченностью ресурсов.

Исходя из всего вышесказанного, наша научная группа решила создать интерактивную игру, где будет представлено несколько этапов: «Карта интересов», «Профессиональные склонности», «Профессиональные предпочтения».

Главная задача проекта – сделать материал о профессиональном самоопределении доступным для обучающихся, систематизировать и ранжировать всю собранную информацию для удобного использования её во внеучебной деятельности, а также привлечь внимание к проблеме выбора профессии.

На сегодняшний день имеются разработанные рабочие тетради по профессиональному самоопределению и ограниченное количество учебников, чаще всего учащиеся проходят тесты в стандартном формате. Встречаются игры по данной теме с использованием презентаций.

Изучив имеющиеся пособия, мы решили сделать интерактивную игру чтобы упростить школьникам задачу профессионального самоопределения, у подростков лучше усваивается материал, когда подключены информационные ресурсы.

Включение игровых элементов, таких как квест-игра по выбору направления своей будущей деятельности актуальное направление, способствующее созданию представлений у учащегося о профессиях. Квест как игровая форма и средство реализации обучения способствует сфокусировать внимание учащегося на свои сильные и слабые стороны. А также использование данной методики тестирования учащегося, повышает вероятность в будущем выбора профессии. Данная методика по реализации квеста базируется на платформе Classcraft.

Продукт опыта / проекта Тайна будущего: интерактивная игра (выбор профессии)

 

Затруднения в реализации, риски Данная игра имеет ограничения в допуске. Нужно сначала предоставить свой электронный адрес разработчикам, чтобы начать игру. Для учителей предоставляется возможность совместного пользования.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Итог игры: игрок, пройдя все шаги имеет заполненную профессиональную карту

(рис.)

Рис. Профессиональная карта

В профессиональной карте отражена информация о своих интересах, склонностях, профессиональных предпочтениях, т.е. ученик разгадал тайну выбора своей будущей профессии.

Игра создана для того, чтобы старшеклассники имели возможность получить информацию о выборе профессии в интересной форме. Игра имеет удобный и простой интерфейс, что облегчает ее использование в любое удобное для ученика время без наставника. В игре мы постарались собрать воедино всю информацию (теорию и диагностики), которую можно найти по теме.

Для педагогов этот ресурс весьма интересен, потому что они могут использовать его на внеурочной деятельности или на тематических классных часах, предоставляя обучающимся информацию в интересном и понятном виде. Благодаря тому, что игра представляет собой интерактив с наглядно-образной информацией, у ребят возможен рост интереса к теме выбора профессий.

Уникальность игры в том, что она представляет собранные в одном месте материалы о выборе профессии.

Плюсом интерактивной игры выбранного формата является то, что её прохождение не зависит от места положения ребёнка. Играть можно в одиночку. Результат для каждого участника свой, но дети могут видеть прогресс прохождения своих одноклассников. Преимущество цифрового формата в том, что участники могут играть даже дома с личного компьютера. Можно будет работать удаленно, а не только в школе. Это еще и облегчает работу преподавателям, потому что вся информация об учениках у них будет собрана автоматически по результатам прохождения тестов и далее можно будет работать индивидуально, направлять ученика.

Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

 

Боброва Н.С., Охапкина А.В., Ванюта О.В., Воробьева А.В., Лобастов С.Н., Петухова А.А., Пупышева Д.М., Шуплецова У.Н.. «Тайна будущего»: Интерактивная игра (выбор профессии) [Электронный ресурс] // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 5.- Электрон. текст. дан. (12,3 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2022.- 1 электрон.опт.диск (CD-R). DOI: 10.52376/978-5-907541-45-0

 

Экспертное заключение Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».

Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО

Ф.И.О. эксперта Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Составляющие образования Дополнительное образование. Воспитание.
Описание
Скачать файл