ФИО
Вострикова Нина Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель английского языка
СТАЖ РАБОТЫ
45 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
КОГОАУ «Лицей естественных наук» 610006, г. Киров, ул. Возрождения, 6. Телефон (8332)711-344. E-mail - xbl-klen@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
экологическое мышление, окружающая среда, Экологическое воспитание, экология, ФГОС ООО
ФГОС нового поколения определяет «…формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации» как необходимый аспект образовательной деятельности.
Проблема экологии и защиты окружающей среды – одна из самых актуальных проблем современного общества.
Экологическое воспитание в лицее направлено на формирование у обучающихся заботливого, бережного отношения к природе, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному использованию ресурсов, к участию в сохранении природных богатств и сохранении жизни в целом.
Представлен опыт работы по развитию экологического мышления учащихся на уроках английского языка.
Цель исследования заключается в разработке и апробации эффективных методик формирования экологического мировоззрения учащихся посредством изучения английского языка.
В ходе работы были реализованы следующие методические подходы:
- Интеграция экологического содержания в учебный процесс
- Использование разнообразных форм работы (проектная деятельность, игровые технологии, творческие задания)
- Применение современных образовательных технологий
- Системный подход к формированию экологической культуры
Практическая реализация включала:
- Ведение экологических словарей и создание тематических альбомов
- Работу с экологическим контентом (стихи, песни, пословицы)
- Проведение тематических уроков и экологических проектов
- Использование игровых технологий для закрепления материала
Результаты работы показали эффективность комплексного подхода к формированию экологического мышления. У учащихся наблюдается:
- Повышение уровня экологической грамотности
- Развитие ответственного отношения к природе
- Формирование навыков бережного природопользования
- Улучшение языковых компетенций в экологической сфере
Полученные результаты подтверждают, что английский язык является эффективным инструментом не только для изучения иностранного языка, но и для формирования экологической культуры учащихся.
Краткий пересказ
• Развитие экологического мышления на уроках английского языка.
• Технологическая карта урока «It’s an insect’s life» по УМК «Spotlight» для 5 класса.
• Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).
• Технология построения урока: личностно-деятельностная, коммуникативная, критического мышления.
• Тема урока: «It’s an insect’s life», Module 5, Lesson Across the curriculum: Science.
• Дидактическая цель: совершенствование практических умений в аудировании, говорении, письме, развитие навыков употребления лексики, создание мотивации к изучению иностранного языка.
• Образовательная цель: систематизация, обобщение и применение знаний и умений, развитие умений описывать человека, расширение словарного запаса, активизация навыка самопроверки и самоконтроля, развитие информационной, социокультурной и учебно-познавательной компетенции.
• Развивающая цель: совершенствование творческих и речевых способностей, развитие языковой догадки, восприятия и понимания содержания текста, выделение нужной информации.
• Воспитательная цель: осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка, формирование информационной культуры, толерантности и уважения к стране/людям/культуре изучаемого языка.
• Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты.
• Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
• Пересказана только часть.
| Ф.И.О. | Вострикова Нина Николаевна |
| Организация | КОГОАУ «Лицей естественных наук» 610006, г. Киров, ул. Возрождения, 6. Телефон (8332)711-344. E-mail — xbl-klen@mail.ru |
| Должность | Учитель английского языка |
| Стаж работы | 45 лет |
| Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Развитие экологического мышления на уроках английского языка |
| Ключевые слова | ФГОС ООО, экология, окружающая среда, экологическое мышление, экологическое воспитание |
| Аннотация (не более 500 знаков) | ФГОС нового поколения определяет «…формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации» как необходимый аспект образовательной деятельности.
Проблема экологии и защиты окружающей среды – одна из самых актуальных проблем современного общества. Экологическое воспитание в лицее направлено на формирование у обучающихся заботливого, бережного отношения к природе, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному использованию ресурсов, к участию в сохранении природных богатств и сохранении жизни в целом. Представлен опыт работы по развитию экологического мышления учащихся на уроках английского языка. Цель исследования заключается в разработке и апробации эффективных методик формирования экологического мировоззрения учащихся посредством изучения английского языка. В ходе работы были реализованы следующие методические подходы:
Практическая реализация включала:
Результаты работы показали эффективность комплексного подхода к формированию экологического мышления. У учащихся наблюдается:
Полученные результаты подтверждают, что английский язык является эффективным инструментом не только для изучения иностранного языка, но и для формирования экологической культуры учащихся. |
| Проблема, на решение которой направлен опыт/ проект | Экологическое мышление становится критически важным навыком XXI века, поскольку человечество сталкивается с серьезными глобальными экологическими вызовами.
Основные проблемы, требующие решения через развитие экологического мышления:
Проблема заключается в том, что современное общество недостаточно ответственно относится к воздействию на окружающую среду. Многие люди не осознают свою роль в сохранении экосистемы планеты и не оценивают последствия своих действий. Развитие экологического мышления направлено на решение этих проблем через:
Особую важность приобретает работа с подрастающим поколением, так как именно будущие поколения должны стать носителями экологического мышления и обеспечить сохранение планеты для следующих поколений. Без развития экологического мышления человечество рискует усугубить существующие экологические проблемы до необратимых последствий, что делает эту задачу приоритетной для современного образования и общества в целом. |
| Актуальность | Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития экологической культуры и грамотности современного поколения в условиях глобальных экологических вызовов. |
| Новизна | Экологическое воспитание является важной составляющей образования. Необходимо учитывать возросшую динамику нашей жизни, поскольку на сегодняшний день недостаточно владеть только лишь академическими знаниями. Нужно уметь быстро ориентироваться в проблемных ситуациях и уметь применять знания на практике. |
| Описание инновационного опыта
|
Тема: Развитие экологического мышления на уроках английского языка
Цель: создание условий для развития экологического мышления обучающихся с учетом их профессиональных потребностей в рамках базового курса иностранного языка. Преподавание предмета осуществляется поэтапно: На младшей ступени — работа над лингвистической составляющей: — расширение словарного запаса обучающихся через овладение профильно- ориентированной лексикой; — работа над словоупотреблением; — знакомство с базовой грамматикой. На средней ступени – к лингвистической составляющей добавляются социокультурная, лингвострановедческая, дискурсивная компетентности: — работа над текстами страноведческого характера по теме «Экология», «Охрана природы»; — создание собственного речевого продукта по теме; — работа над проектами и их защита в группе. На старшей ступени – в совокупности развиваются лингвистическая, социокультурная, лингвострановедческая, дискурсивная, речевая, компенсаторная компетентности: — система индивидуальной работы с обучающимися, организованной с учетом направления и специфики их научных исследований: — технический перевод текста; — подготовка научно-исследовательских работ; — презентация проектов для выступления на научных конференциях; — речевые тренинги для осуществления коммуникации на профессиональные темы. На протяжении 25лет работы в лицее мною успешно применяются технологии дифференцированного обучения, критического мышления, метода проектов, технологию коллективного способа обучения, информационные технологии, так как именно они позволяют сделать уроки насыщенными, развивают у учащихся познавательную активность, логику, творческое и критическое мышление, желание общаться на английском языке. Считаю, что совместная деятельность учителя и обучающихся на всех этапах образовательной деятельности, выбор способов, приемов и темпа обучения должны быть организованы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития их способностей к обучению. Практика доказала, что такое обучение позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям обучающихся в учебных ситуациях. Таким образом, экологическое мышление лицеистов на уроках иностранного языка отвечает новым требованиям к изучению иностранного языка как инструмента обучения в диалоге культур и цивилизации современного мира. |
| Продукт опыта/проекта | Технологическая карта урока «It’s an insect’s life» в рамках модуля 5 «Мир животных» по УМК «Spotlight» («Английский в фокусе») 5 класс под редакцией Ю.Е. Ваулиной |
| Затруднения в реализации, риски | · Сложность подбора материалов, соответствующих как языковому уровню учащихся, так и экологической проблематике.
· Сопротивление учащихся при переходе от традиционной формы обучения к экологическим дискуссиям и проектной деятельности. · Затраты времени на подготовку проектов обучающихся, их реализацию. |
| Результат использования опыта/ проекта в практике работы
|
Развитие экологического мышления:
· готовит лицеистов к преодолению трудностей в различных жизненных ситуациях, · имеет особое значение для раскрытия творческих способностей, · самостоятельной организации познавательной деятельности. Результативность опыта заключается в позитивной динамике достижений обучающихся, которые показывают высокие результаты участия в конкурсах и конференциях различного уровня, итоговой аттестации по предмету. |
| Публикации по теме
опыта
|
статья The insect‘s life» — урок английского языка в рамках темы «Мир животных» по УМК «Spotlight» («Английский в фокусе»), 5-й класс, под редакцией Ю.Е. Ваулиной // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
ISBN 978-5-9567-0649-4 |
| Экспертное заключение | Представленный опыт работы по теме «Развитие экологического мышления на уроках английского языка» рекомендован для размещения в региональном банке педагогического опыта. |
| Ф.И.О. эксперта | Полушкина Гульчачак Форзановна, старший преподаватель кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», english@kirovipk.ru, 8(8332)255-442 (доб. 215) |
| Рубрика | Основное и среднее образование. Иностранные языки |

