ФИО
Нелюбина Наталья Константиновна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
34 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» города Кирова МБОУ СОШ № 40 г. Кирова 610014 г. Киров, ул. Красина, д. 41 тел. +7 (8332) 56-04-81 E-mail school40-kirov@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
уважительное отношение к сверстникам, начальные классы, Классное руководство
Краткий пересказ
Развитие уважительного отношения к сверстникам важно для предотвращения и разрешения конфликтов в детском коллективе.
58% учащихся считают, что конфликты неизбежны, 36% — что это непонимание друг друга, 39% — что причина конфликтов — поведение людей, 73% — что конфликты можно разрешить мирным путем.
Цель работы: изучение уровня уважительного отношения детей в классе и формирование личности с нравственными идеалами.
Задачи работы: исследовать уровень уважительного отношения, наметить программу коррекции проблемы.
Этапы работы: диагностический и формирующий.
Диагностический этап: исследование уровня уважительного отношения, эмоциональной обстановки, коммуникативных умений и навыков.
Формирующий этап: сплочение коллектива, развитие гуманистического характера внутриклассных отношений, совершенствование форм и приемов воспитательной работы, привитие культуры общения.
Воспитание взаимоуважения и взаимопонимания способствует развитию лучших качеств характера детей и созданию атмосферы эмоционального комфорта.
Важно учитывать принципы уважительного отношения при общении с детьми и проводить родительские собрания для формирования интереса к делам класса и взаимоотношений в коллективе.
Пересказана только часть.
Ф.И.О., тел | Нелюбина Наталья Константиновна 8(919)525-82 90 |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» города Кирова МБОУ СОШ № 40 г. Кирова 610014 г. Киров, ул. Красина, д. 41 тел. +7 (8332) 56-04-81 E-mail school40-kirov@yandex.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 34 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Развитие у младших школьников уважительного отношения к сверстникам в детском коллективе
|
Ключевые слова | Классное руководство, начальные классы, уважительное отношение к сверстникам. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В работе представлены результаты работы по данной теме в течении 3 лет. Подобраны диагностики, которые рекомендуется провести для исследования данной проблемы. Представлены приемы для развития уважительного отношения детей друг к другу, тематика классных часов, родительских собраний и примерный календарно-тематический план на учебный год. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Младший школьный возраст – это период, когда формируются нравственные основы характера человека. Находясь в школе, дети получают начальный опыт взаимодействия со сверстниками. Не всегда этот опыт положительный. Часто возникают конфликтные ситуации, выход из которых найти ребенку самостоятельно очень сложно. Задача классного руководителя помочь ученику преодолеть сложности общения, научить уважительному отношению к окружающим людям, тем самым, создавая комфортную среду для собственного развития ребенка. |
Актуальность | Отсутствие уважительного отношения детей друг к другу негативно сказывается на отношение ребенка к сверстникам, к классному коллективу, к школе, к обучению в целом. Уважительное отношение к семье, к обществу, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника – все это прописано в портрете выпускника начальной школы, поэтому развитие данных качеств является актуальным в организации воспитательной и учебной деятельности педагога. |
Новизна | Развитие уважительного отношения младших школьников к сверстникам в детском коллективе должно проходить не только в формате воспитательной деятельности. Работа классного руководителя по данному вопросу затрагивает учебную деятельность, а также работу с родительской общественностью. Взаимодействие с различными учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры помогает спланировать и организовать работу более разнообразно. Большое внимание уделяется активным формам проведения различных мероприятий. |
Описание инновационного опыта | Составление плана решения выявленной проблемы: — изучение теории по возникшей проблеме; — проведение диагностик для выявления уровня развития уважительного отношения к сверстникам в детском коллективе; — планирование работы с детьми, родителями, способов взаимодействия с учреждениями дополнительного образования; — выбор форм, приемов работы, определение наиболее эффективных их них; — практическая работа классного руководителя по решению проблему через организацию воспитательной деятельности с использованием личностно- ориентированных технологий, индивидуального и системно – деятельностного подходов; — мониторинг динамики изменений. |
Продукт опыта / проекта | Обобщение работы классного руководителя. В работе представлены диагностики, примерная тематика классных часов, бесед, родительских собраний, разработка классного часа и родительского собрания. |
Затруднения в реализации, риски | Материал можно использовать для изучения вопроса развитие уважительного отношения детей друг к другу в детском коллективе, планировании воспитательной работы с детским коллективом, родительской общественностью. Возможные риски при реализации данной работы: 1.Нежелание ребенка сотрудничать, чаще всего, основанное на неумении это делать. 2. Особенности темперамента и характера детей. 3. Педагогическая и психологическая некомпетентность родителей, культивирующих эгоизм и эгоцентризм своего ребенка. Для преодоления этих затруднений и рисков необходимо создавать эмоционально-положительный климат в классе, основанный на доверительном отношении с классным руководителем и одноклассниками. Стараться сделать родителей своими единомышленниками, организуя индивидуальные консультации и используя активные формы взаимодействия (тренинги, мастер-классы, круглые столы, совместные мероприятия) |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Результаты входной диагностики показали, что дети понимают, что прожить без конфликтов невозможно, им не нравятся ссоры, возникающие в классе, он хотят найти выход из таких ситуаций, но не знают как. Показаны этапы работы классного руководителя в данном направлении.
Диагностики, проведенные на заключительном этапе, показали, что уровень развития устных коммуникативных умений повысился с 62,7% до 80,7%, письменных коммуникативных умений- с 57,5% до 71,1%. Диагностика Г. А. Цукерман показала, что эмоциональная обстановка в детском коллективе стала другой- «стать мягче вместе со всеми» (сделать мир добрее). Исследование уважительного отношения ученика к различным субъектам педагогической деятельности (по Е. Ю. Клепцовой) выявило: 75% учащихся находятся на оптимальном уровне (было- 25%), 25%- на ситуативном (было 62,5%), на низком уровне не находится ни одного ученика (было 12,5%). Показатель уровня качества знаний также увеличился: 2 класс- 91,6%, 3 класс- 92,1%, 4 класс- 93,7%, что доказывает желание детей учиться в данном коллективе. |
Публикации
по теме опыта |
— |
Экспертное заключение | Данный опыт работы имеет практическую направленность: представленная разработка поможет учителям на уроках и во внеурочной деятельности. Представленная методическая разработка рекомендована для размещения в региональном банке педагогического опыт |
Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В. методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ, Начальное общее образование
|