ФИО
Колобова Наталья Геннадьевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
35 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова 610020, Кировская область, город Киров, ул. Труда, д. 67а Телефон: 64-52-46, эл. почта: sch14@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Главная функция атласа-тетради – отражение сведений о размещении достопримечательности в городе, их история. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства – ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью – не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. В атласе представлены описание достопримечательности, фотографии, ее расположение, интересные факты и маршруты, на которых до нее можно добраться.
Краткий пересказ
• Атлас посвящен истории и достопримечательностям Кирова.
• Киров — культурное сердце региона с красивыми парками, памятниками и старинными зданиями.
• Атлас содержит карты для поиска интересных объектов и маршрутов.
• Театральная площадь — центральная площадь города, место проведения мероприятий и праздников.
• Кировский драматический театр — один из старейших в России, основан в 1877 году.
• Памятник В.И. Ленину на Театральной площади — символ города, открыт в 1970 году.
• Вятский художественный музей имени братьев Васнецовых — первый художественно-исторический музей на севере и северо-востоке России.
• Дом-музей художника Николая Николаевича Хохрякова — историко-художественный памятник г. Кирова, основан в 1834-1857 гг.
• Пересказана только часть.
Ф.И.О. | Колобова Наталья Геннадьевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова
610020, Кировская область, город Киров, ул. Труда, д. 67а Телефон: 64-52-46, эл. почта: sch14@kirovedu.ru |
Должность | учитель начальных классов |
Стаж работы | 35 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Использование атласа-тетради «Киров за 40 минут» при изучении краеведения в 4 классе |
Ключевые слова | краеведческий атлас-тетрадь, Киров, достопримечательности, исторически значимые места |
Аннотация (не более 500 знаков) | Главная функция атласа-тетради – отражение сведений о размещении достопримечательности в городе, их история. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства – ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью – не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. В атласе представлены описание достопримечательности, фотографии, ее расположение, интересные факты и маршруты, на которых до нее можно добраться. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема отсутствия наглядного структурированного материала для изучения историко-культурного наследия г. Кирова для учащихся 4 класса крайне актуальна в наши дни. Во-первых, Киров – город с 650-летней историей, которую необходимо прививать школьникам с ранних лет. Известно, что школьникам, особенно младших классов, сложно воспринимать материал, созданный не для их возраста. Потому отсутствие наглядного структурированного материала усложняет выполнение задачи воспитания патриотизма среди юных кировчан. Во-вторых, создание подобного материала облегчило бы работу учителям при подготовке уроков по курсам таким, как «Разговоры о важном», «Краеведение» и «Окружающий мир». И, наконец, создание данного пособия решит проблему отсутствия наглядного структурированного материала для подготовки четвероклассников к Всероссийским проверочным работам по окружающему миру, в которые включены задания по краеведению. |
Актуальность | 1. Отсутствие адаптированных материалов для младших школьников по истории и культуре Кирова, что затрудняет изучение краеведения.
2. Необходимость патриотического воспитания через знакомство с местными достопримечательностями и историей родного города. 3. Облегчение работы учителей при проведении уроков краеведения, «Разговоров о важном» и внеклассных занятий. 4. Использование современных технологий (QR-коды, интерактивные карты) для повышения интереса учащихся к изучению родного края. |
Новизна | Атлас уникален тем, что он представляет собранные в одном месте материалы о исторических значимых местах. Создание атласа по краеведению по Кирову позволило систематизировать и представить обширную информацию о регионе в удобной и доступной форме. Атлас будет полезен как для местных жителей, так и для туристов, интересующихся историей и культурой Кирова. |
Описание инновационного опыта | В современной образовательной практике успешно реализуется инновационный подход к изучению краеведения через интерактивный атлас-тетрадь «Киров за 40 минут». Этот уникальный образовательный продукт представляет собой комплексное пособие для четвероклассников, объединяющее в себе карты с достопримечательностями города, QR-коды с дополнительной информацией и панорамами, исторические справки, фотографии и готовые маршруты для экскурсий.
Методическое пособие создано с целью формирования у школьников глубокого интереса к истории и культуре родного города, развития патриотических чувств и облегчения усвоения материала благодаря наглядности и интерактивности. При разработке атласа особое внимание уделяется адаптации контента под возраст учащихся и интеграции цифровых элементов. В процессе обучения дети активно участвуют в проектной деятельности, создавая собственные экскурсионные маршруты и презентации о любимых местах города. На уроках организуется групповое обсуждение исторических событий, связанных с объектами из атласа. Интерактивные элементы позволяют сканировать QR-коды для просмотра панорам. Материал успешно интегрируется с другими предметами – литературой (например, при изучении творчества Грина) и ИЗО (через рисование достопримечательностей). Эффективность подхода подтверждается повышением учебной мотивации, улучшением запоминания информации и развитием навыков работы с картами и цифровыми инструментами. Инновационность метода заключается в соединении традиционного формата тетради с современными технологиями, а также в особом фокусе на локальной истории. Атлас становится готовым решением для учителей, существенно экономящим время на подготовку материалов. Его можно использовать как на уроках краеведения, так и во время внеклассных мероприятий, а также для организации практических экскурсий по предложенным маршрутам. Для успешного внедрения методики рекомендуется активно использовать атлас в образовательном процессе, поощрять исследовательскую деятельность учащихся и организовывать практические экскурсии по маршрутам из пособия. |
Продукт опыта / проекта | Атлас-тетрадь для 4-го класса «Киров за 40 минут» |
Затруднения в реализации, риски | Отсутствие стабильного доступа к интернету в учебных заведениях, а также технических устройств у части учащихся для сканирования кодов.
Быстрые изменения городской инфраструктуры (реконструкция, снос объектов) приводят к несоответствию информации в атласе текущим реалиям. Отсутствие регулярных обновлений снижает достоверность ресурса и его образовательную ценность. Устаревание информации со временем. Несоответствие структуры атласа тематическому планированию уроков краеведения или предмета «Окружающий мир», требующее дополнительной адаптации материала. Отсутствие рекомендаций по организации занятий, оценке знаний или взаимодействию с интерактивными элементами. Статичность формата (отсутствие интерактивных заданий, игровых элементов), снижающая мотивацию к изучению материала у учащихся. Увеличение нагрузки при подготовке уроков, связанное с необходимостью адаптации и дополнения материалов атласа. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Результат изменений:
— повышение интереса учеников 4 класса к изучению истории своего города; — повышение уровня освоения учениками 4 класса тем, посвященных краеведению, с использованием электронного атласа; — развитие познавательных процессов; — хороший уровень знаний при выполнении ВПР учениками 4 класса по окружающему миру. |
Публикации
по теме опыта |
Колобова Н. Г., Бобкова Т. Е., Исупова М. М., Помыткина В. Д., Чухарева П. А. «По Кирову за 40 минут»: атлас-тетрадь по краеведению для 4-го класса // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 8. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2025. – С. 141–144. |
Экспертное заключение | Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с недостаточностью дидактических материалов для организации курсов краеведения для учащихся начальных классов и разработке нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Рубрика (выбрать одну) | Курсы внеурочной деятельности |