ФИО
Гетко Ирина Сергеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
26 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» города Кирова МБОУ СОШ с УИОП № 32 города Кирова 610014 г. Киров, ул. Красина д.49
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Музейная педагогика имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. В современных условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет воспитать гражданина на примере жизни его предков, родителей, односельчан, развития села, города.
Малая музейная экспозиция- это один из методов организации внеурочной деятельности для учеников начальной школы.
Создание музейного уголка в классном кабинете способствует личностному развитию детей, расширению их кругозора, формированию интереса к культурному наследию. Ведущая педагогическая идея работы: развитие духовно – нравственного, просветительского, эмоционального воздействия на обучающихся; формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов музейной педагогики.
Краткий пересказ
Музейная педагогика предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного воспитания детей.
Одним из методов организации внеурочной деятельности для учащихся начальной школы является создание малой музейной экспозиции. Это способствует личностному развитию детей и расширению их кругозора.
Основная педагогическая идея работы заключается в развитии духовно-нравственного, просветительского и эмоционального воздействия на обучающихся, а также в формировании универсальных учебных действий на основе приёмов музейной педагогики.
Опыт направлен на решение проблемы духовно-нравственного воспитания школьников средствами краеведения и создания малой музейной экспозиции.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в образовании.
Новизна заключается в том, что музей представляет собой творческую мастерскую для детей, способствующую гармоничному развитию личности.
Музей способствует культурному обогащению обучающихся, включая общечеловеческие ценности и региональные особенности.
Ф.И.О. | Гетко Ирина Сергеевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» города Кирова
МБОУ СОШ с УИОП № 32 города Кирова
610014 г. Киров, ул. Красина д.49
|
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 26 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Использование образовательного и воспитательного потенциала музейной экспозиции во внеурочной деятельности с целью достижения метапредметных результатов и личностного развития обучающихся ( в том числе и детей с ОВЗ). |
Ключевые слова | Музейная малая экспозиция, краеведение, воспитание. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Музейная педагогика имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. В современных условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет воспитать гражданина на примере жизни его предков, родителей, односельчан, развития села, города.
Малая музейная экспозиция- это один из методов организации внеурочной деятельности для учеников начальной школы. Создание музейного уголка в классном кабинете способствует личностному развитию детей, расширению их кругозора, формированию интереса к культурному наследию. Ведущая педагогическая идея работы: развитие духовно – нравственного, просветительского, эмоционального воздействия на обучающихся; формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов музейной педагогики. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Духовно-нравственное воспитание школьников средствами краеведения и создания малой музейной экспозиции. |
Актуальность | Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений в образовании. Морально-нравственная обстановка в обществе оставляет желать лучшего. Задача учителя помочь детям постигнуть суть нравственности, сформировать культурные и общечеловеческие ценности. Начинать надо с познания своих истоков, с познания своего края, малой родины. Одним из источников «живой» культуры является музей. А если музей образован своими силами из предметов старины, взятых в своих семьях, то это бесценный материал и труд. |
Новизна | Музей — это творческая мастерская для детей, через который можно добиться гармоничного развития личности. Музей формирует культурное обогащение обучающихся, включающий общечеловеческие ценности и региональные особенности.
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. На сегодняшний день ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музей в школе дает возможность для самореализации детей с ОВЗ и группы риска.
Была создана малая музейная экспозиция в классном кабинете. Реализация данного проекта осуществлялась во время внеурочной деятельности. Разработан данный проект был при поддержке родителей, обучающихся. Реализация началась с выбора темы музейной экспозиции. Краеведение решает массу задач в школьном образовании, в том числе и воспитание духовно-нравственной личности, поэтому была взята тема «Вятская старина». |
Описание инновационного опыта | Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми. Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать.
Музей рассматривается как фактор развития человека, его воображения и фантазии, познавательный потенциал. Одним из этапов работы с одарёнными детьми можно считать опыт личного участия ребёнка в создании проектов об экспонатах музея, о земляках, поиск и выбор информации для экскурсоводов. А дети с ОВЗ, пробуя себя в роли экскурсоводов, смогли поверить в свои силы, почувствовали себя нужными и успешными. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу. В нашем классном кабинете была организована малая музейная экспозиция «Вятская старина». Идея создания экспозиции возникла при изучении курса внеурочных занятий «Я кировчанин». Хотелось погружения в историю края, через деятельность самих обучающихся. Родители и ребята поддержали проект. Собирались в течение года разные предметы старины, которые ребята находили у своих родственников, знакомых, соседей, друзей. Собраны предметы быта, обуви, текстиль, осветительные предметы и другие. Архитектурно-художественное решение экспозиции осуществлялось при помощи родителей. Возникла идея «окна», из которого виден деревенский пейзаж. Папа ученицы сделал рамку-ширму, а мама ученика на обоях нарисовала пейзаж, прикрепив его к рамке. Затем на это «окно» были прикреплены льняные из сундука с вышивкой шторы. На домотканые половики были выложены экспонаты. Получился уголок в деревенском стиле. Одним из активных методов обучения с использованием средств музейной педагогики является экскурсия. Экскурсионное направление – в детских музейных экскурсиях используется метод вопросов-ответов, приёмы игры, театрализации. Экскурсии–это знакомство с историей, культурой, бытом предков, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками. Со столькими задачами может справиться одна малая музейная экспозиция!
Экскурсии, проводимые в нашей малой экспозиции интересны тем, что обучающиеся могут экспонаты взять в руки, разглядеть внимательно, задать вопросы. Экскурсоводами являются сверстники, тем увлекательнее их слушать ребятам, которые пришли на экскурсию. Ребятами, учителем был подобран информационный материал о представленных экспонатах: название, применение, интересные факты, в каких еще регионах встречается. На основании этой информации ребятами, при поддержке учителя, созданы небольшие сообщения для экскурсоводов. Были выбраны экскурсоводы, которые проводили экскурсии среди обучающихся начальной школы. Проведение экскурсии – непростое дело, так как оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Чтобы экскурсоводы подавали информацию эмоционально, проводились репетиции, был просмотр роликов из интернета с примерами экскурсий. Каждый был обязан выучить информацию или пересказывать близко к тексту, уметь показывать экспонат в действии, отвечать на вопросы по представляемому предмету, пробуждать интерес к жизни предков через предмет старины. Экспозиция заставляет анализировать, сравнивать, обобщать знания о жизни прошлой и настоящей. Например, Варвара рассказывает о мутовке, показывает ее в действии, дает ребятам попробовать повращать ее. Повращав несколько секунд, дети устают и приходят к выводу, что тяжелый был труд у хозяюшек, если приходилось таким образом взбивать сметану до масла. Посетители предполагают, что мутовку заменил миксер, который упростил намного труд женщин. Экскурсоводы-третьеклассники провели 14 экскурсий для начальных классов нашей школы. В следующем учебном году планируются экскурсии для ребят среднего и старшего звена.
Музейная экспозиция продлилась 3, 4 четверти в 2023-2024 учебном году, но уже принесла много положительных отзывов от обучающихся других классов, учителей нашей школы. Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея. Не все смогли посетить малую музейную экспозицию, поэтому обучающиеся предложили сделать презентацию с экспонатами, чтобы распространить информацию и в других классах. Сейчас данный проект еще не закончен. Планируем доделать в 4 классе. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности. Были организованы конкурсы рисунков «Мой любимый экспонат из музея «Вятская старина» и конкурс загадок о любом экспонате музея. Таким образом, музейная экспозиция играет позитивную роль в обучении истории и воспитании подрастающего поколения. Музейная экспозиция способствует формированию личности обучающихся, воспитанию гражданина и патриота, достойного человека общества. Работа в музее формирует нравственное отношение к прошлому. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны: её истории, праздникам, обрядам, обычаям — связь времён может прерваться. Проект по созданию малой музейной экспозиции воспитывает бережное отношение к культурному и природному наследию малой Родины, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. |
Продукт опыта / проекта | Музейная экспозиция «Вятская старина». Экскурсии для обучающихся школы. |
Затруднения в реализации, риски | Музейная деятельность требует терпения, правильной организации труда и затрачивает большое количество времени.
Поиск артефактов. Все меньше предметов старины удается отыскать. Подготовка экскурсоводов – детей с ОВЗ. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
В основу данного проекта заложена идея духовно-нравственного воспитания через формирование и развитие у учащихся интереса к истории родного края с опорой на конкретный краеведческий материал. Музейная экспозиция – это база для развития нравственных качеств. Ребята с гордостью рассказывают о своем крае, о том, как удалось добыть тот или иной артефакт. Уважительно относятся к старшему поколению, которые сумели сохранить старинные вещи, рассказать о них своим внукам и правнукам. У детей наблюдается повышение интереса к краеведению, что значительно улучшает качество знаний по окружающему миру, дает материал для предстоящих ВПР. Происходит систематизация новых знаний, умение анализировать, классифицировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.По заинтересованности и активному включению посетителей экспозиции, высоко оцениваю работу экскурсоводов.
Экскурсоводы поняли свою значимость и необходимость для посетителей экспозиции, следовательно, происходит повышение самооценки. Другие ребята тоже хотят стать экскурсоводами. Повышаются коммуникативные способности обучающихся. Интерес к исследовательской и проектной деятельности, в работе с компьютером в создании презентаций. Обучающиеся изменили свое отношение к посещению музеев города. Сами выбирают музеи, которые хотели бы посетить. Например, собираемся осенью поехать в «Историко-мемориальный и ландшафтный музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово». Наблюдается рост мотивации к приобретению знаний, самостоятельной деятельности.
|
Публикации
по теме опыта |
Статья:
Крыштопова Н.В.Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения https://урок.рф/user/387970
Авторская книга: Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Культурнообразовательная деятельность музеев. – М.: Изд-во Эгвес, 1997. – С. 17.
|
Экспертное заключение | Рекомендуем методическую статью Ирины Сергеевны Гетко к прочтению педагогам начальных классов, особенно тем, кто заинтересован в применении инновационных методов в обучении и воспитании. Автор успешно демонстрирует, как потенциал музеев может быть использован для достижения метапредметных результатов, делая свою работу актуальной и важной для современного образовательного процесса.
20 августа, 2024 г. Данная работа имеет практическую направленность. Представленная методическая статья рекомендована для размещения в региональном банке педагогического опыта. Данная методическая статья поможет педагогам понять возможность использования такой активной формы работы как музейная работа не только в классах, где учатся дети с ОВЗ, но и в общеобразовательных классах.
|
Ф.И.О. эксперта | Доктор науки в педагогике М. Б. Солодкий (профессиональная степень (квалификация) присвоена решением аттестационной комиссии от 31 декабря 2022 г., диплом №642417150896, рег. №2022/435-6401 от 31.12.2022 г.), почетный доктор наук РАЕ, направление «Теория и методика обучения и воспитания» (избран почетным доктором наук на конференции РАЕ «Международные системы аттестации научно-педагогических кадров», сентябрь-декабрь 2020 г., диплом №1001), отличник народного просвещения (почетное звание присвоено решением Аттестационной комиссии по наградам и премиям РАЕ №826 от 22.06.2020 г.), педагог высшей квалификационной категории (приказ МОНиМП КК от 01 ноября 2023 года № 3115), методист порталов «Мир Олимпиад» и «Академия интеллектуального развития».
Князева Л.А.,методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | Обучение. Начальное общее образование. Курсы внеурочной деятельности. |