ФИО
Суровцева Вера Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Суровцева Вера Анатольевна
СТАЖ РАБОТЫ
24 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Железнодорожный образовательный центр" города Кирова МБОУ СОШ с УИОП «Железнодорожный образовательный центр» города Кирова 610025 г.Киров, ул 4-ой Пятилетки, д40 , (8332) 54-21-76, sch39@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
практико-ориентрированные задачи, Мультимедийное сопровождение
Разработанный мультимедийный ресурс для сопровождения решения практико-ориентированных задач:
- использует результаты авторитетных научных исследований по информатизации образования, большинство из инновационных методических идей, разработок в области применения цифровых технологий для повышения качества обучения, поддержки познавательной активности школьников;
- в задачном аспекте полностью соответствует требованиям к отбору и формулированию системы практико-ориентированных заданий;
- учитывает психологические, индивидуально-возрастные особенности подростков поколения Z;
- действительно способствует развитию познавательной активности обучающихся основной школы, способствует их профессиональному самоопределению;
поддерживает педагогов-предметников в выполнении их профессиональных трудовых функций по включению цифровых технологий в обучение математике.
Ф.И.О. | Суровцева Вера Анатольевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Железнодорожный образовательный центр» города Кирова
МБОУ СОШ с УИОП «Железнодорожный образовательный центр» города Кирова 610025 г.Киров, ул 4-ой Пятилетки, д40 , (8332) 54-21-76, sch39@kirovedu.ru |
Должность | Учитель математики |
Стаж работы | 24 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Мультимедийное сопровождение практико – ориентированных задач по математике |
Ключевые слова | Мультимедийное сопровождение, практико-ориентрированные задачи |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Разработанный мультимедийный ресурс для сопровождения решения практико-ориентированных задач:
— использует результаты авторитетных научных исследований по информатизации образования, большинство из инновационных методических идей, разработок в области применения цифровых технологий для повышения качества обучения, поддержки познавательной активности школьников; — в задачном аспекте полностью соответствует требованиям к отбору и формулированию системы практико-ориентированных заданий; — учитывает психологические, индивидуально-возрастные особенности подростков поколения Z; — действительно способствует развитию познавательной активности обучающихся основной школы, способствует их профессиональному самоопределению; — поддерживает педагогов-предметников в выполнении их профессиональных трудовых функций по включению цифровых технологий в обучение математике. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Представленная работа посвящена проблеме эффективного использования мультимедийных средств для развития познавательной активности обучающихся в процессе решения практико-ориентированных задач по математике в основной школе (5-9 классы). |
Актуальность | Одним из требований государства, общества к школе является подготовка самостоятельной, инициативной личности, способной к решению широкого спектра практических задач. Деятельность по решению практико-ориентированных задач при изучении математики, как одного из базовых учебных предметов, объективно способствует формированию востребованных универсальных компетенций. Поддержанная цифровыми технологиями, в том числе мультимедийными средствами, математика получает ещё более мощный дидактический потенциал для сопровождения процесса обучения. Однако стремительное развитие педагогических технологий и программных средств обуславливает необходимость совершенствования педагогического мастерства, в том числе и относительно средств поддержки познавательной активности обучающихся при решении практико-ориентированных задач. |
Новизна | Реализация федерального проекта «Цифровая школа» заключается в применении оборудования на уроках и во внеурочной деятельности. Именно, применяя на уроках математики мультимедийное сопровождение при решении практико-ориентированных задач, мы формируем у обучающихся функциональную грамотность. |
Описание инновационного опыта | Основные задачи, которые были поставлены нами при проектировании структуры, наполнения и технической реализации мультимедийного сопровождения:
1) использование наглядного материала для изучения базовых фундаментальных математических понятий и закрепления знаний, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ; 2) повышение интереса к математическому обучению, ориентированного на профессиональную самореализацию; 3) использование на традиционных школьных уроках разнообразных инновационных форм и методов работы, учитывающих тренды цифровизации; 4) вовлечение обучающихся в творческую проектную деятельность, сочетающей элементы научного познания, художественного самовыражения и социализации; 5) повышение степени эмоциональной вовлеченности обучающихся в решение задач по математике за счёт содержательного наполнения; 6) поддержка более глубокого и осознанного усвоения изучаемых математических фактов, закономерностей через непосредственное применение на практике. Для решения поставленных задач и достижения цели исследования был спроектирован целостный мультимедийный ресурс, состоящий из следующих блоков: I. Изучение нового материала – реализовано посредством анимированного помощника, объясняющего принципы решения практико-ориентированных задач. При этом виртуальный наставник представлен как друг, помогающий в сложной жизненной ситуации, а не просто учитель. II. Закрепление изученного теоретического знания и получение первичных навыков – реализовано через решение системы практико-ориентированных задач, подобных разобранных в анимированном ролике (использование макросов). III. Закрепление знаний, формирование математических умений и навыков, математических компетенций – реализовано через отработку понятий (ребусы, кроссворды), манипулирование виртуальными объектами (макрос drag and drop). IV. Контроль — реализован в виде тестовых заданий при поддержке макросов. Система задач представлена для двух уровней, в зависимости от образовательных достижений обучающихся. Т.е. учитель математики может дифференцированно подойти к организации контроля. Мультимедийное сопровождение позволяет обучающимся получать сложный математический материал в привычной для него форме. Геймификация познания, поддержка активной деятельности через взаимодействие с мультимедийным ресурсом, получение мгновенной обратной связи – соответствует стилю мышления современного подростка. Сочетание видео, звука, текста, действия позволяет охватить все каналы восприятия, максимально усилить образовательный эффект работы. Разработанный мультимедийный ресурс для сопровождения решения практико-ориентированных задач по математике: — использует результаты авторитетных научных исследований по информатизации образования, большинство инновационных методических идей, разработок в области применения цифровых технологий для повышения качества обучения, поддержки познавательной активности школьников; — в задачном аспекте полностью соответствует требованиям к отбору и формулированию системы практико-ориентированных заданий; — учитывает психологические, индивидуально-возрастные особенности подростков поколения Z; — действительно способствует развитию познавательной активности обучающихся основной школы, способствует их профессиональному самоопределению; — поддерживает педагогов-предметников в выполнении их профессиональных трудовых функций по включению цифровых технологий в обучение математике. Полученные результаты могут быть использованы педагогами, наставниками цифровой школы на уроках математики для подготовки к ОГЭ, при организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся. |
Продукт опыта / проекта | Обучающий видеоролик , квест , обучающий тест (приложение)
|
Затруднения в реализации, риски | Для самостоятельного создания данных продуктов требуется немало времени.
Для применения на уроках и внеурочной деятельности необходим мультимедиапроектор и компьютер. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Цель эксперимента: Оценить эффективность разработанного мультимедийного сопровождения для развития познавательной активности обучающихся при решении практико-ориентированных задач.
Задачи эксперимента:
Результаты диагностики по уровню познавательной активности до и после применения мультимедийного сопровождения Контрольная группа – 51 обучающихся, экспериментальная группа – 51 обучающихся Статистический анализ достоверности результатов педагогического эксперимента критерий G-знаков Контрольная группа 26 положительных (типичных) сдвига 13 отрицательных (нетипичных) сдвига 12 «нулевых» (отбрасываемых сдвига) Gэмп = 13 Gэмп>Gcr Вывод: сдвиг в сторону повышения познавательной активности в контрольной группе после решения практико-ориентированных задач, можно считать случайным Экспериментальная группа 42 положительных (типичных) сдвига 2 отрицательных (нетипичных) сдвига 7 «нулевых» (отбрасываемых сдвига) Gэмп = 2 Gэмп<Gcr Вывод: сдвиг в сторону повышения познавательной активности в экспериментальной группе после применения разработанного мультимедийного сопровождения для решения практико-ориентированных задач, не является случайным
|
Публикации
по теме опыта |
Соболева Е.В., Суровцева В.А. Применение мобильных технологий для развития познавательной активности учащихся при решении практико-ориентированных задач по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 1–22. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201023.htm.
Харунжева Е. В., Суровцева В.А. Классификация мультимедийных средств обучения // Научно – практический журнал «Педагогическое искусство». – 2020. — №1. – С.27-33. — ISSN 2542-1492. — ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС» |
Экспертное заключение | Представленный опыт является актуальным, практико-ориентированным и рекомендован к использованию учителям математики разных типов общеобразовательных организаций. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ. Математика и информатика |