ФИО

Смирнова Анастасия Андреевна, Домнина Людмила Викторовна, Горшунова Ирина Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Смирнова А.А., учитель химии; Домнина Л.В., учитель биологии; Горшунова И.В., учитель истории и обществознания

СТАЖ РАБОТЫ

Смирнова А.А. - 16 лет; Домнина Л.В. - 29 лет; Горшунова И.В. – 35 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», Россия, 610006, г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел.(8332) 711-344, E-mail: xbl-klen@mail.ru

Экологическое воспитание является фундаментом для полноценного развития личности, так как способствует правильному выстраиванию взаимоотношений «человек – человек» и «человек – природа». Основы экологической культуры закладываются при изучении предметов естественно-научного цикла как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Экологическая грамотность в процессе обучения может развиваться в форме реализации общественно важных проектов и дел, игр, в ходе экскурсионных мероприятий на природные и промышленные объекты.

Ф.И.О. Смирнова Анастасия Андреевна, Домнина Людмила Викторовна, Горшунова Ирина Викторовна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное

учреждение «Лицей естественных наук», Россия, 610006, г. Киров, ул.

Возрождения, д. 6, тел.(8332) 711-344, E-mail: xbl-klen@mail.ru

Должность Смирнова А.А., учитель химии; Домнина Л.В., учитель биологии; Горшунова И.В., учитель истории и обществознания
Стаж работы Смирнова А.А. — 16 лет; Домнина Л.В. — 29 лет; Горшунова И.В. – 35 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Формирование экологической культуры старшеклассников средствами интерактивной игры «ЭКОМОНОПОЛИЯ»
Ключевые слова Промышленность Кировской области, ООПТ Кировской области, экологическое право, экологическая культура, экологическая грамотность
Аннотация (не больше 500 знаков) Экологическое воспитание является фундаментом для полноценного развития личности, так как способствует правильному выстраиванию взаимоотношений «человек – человек» и «человек – природа». Основы экологической культуры закладываются при изучении предметов естественно-научного цикла как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Экологическая грамотность в процессе обучения может развиваться в форме реализации общественно важных проектов и дел, игр, в ходе экскурсионных мероприятий на природные и промышленные объекты.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений в развитии современной школы, главной целью которого является формирование экологической культуры. В процессе воспитания экологической культуры большое внимание уделяется природоохранной деятельности. Экологическое воспитание важно для гармоничного развития личности обучающихся. На территории Кировской области находится большое количество промышленных предприятий, поэтому значимым в процессе обучения становится использование примеров, связанных с краеведческим содержанием. Кроме того, процесс воспитания невозможно представить без формирования и развития патриотических чувств обучающихся. Поэтому изучение естественнонаучных предметов должно происходить в тесной взаимосвязи, а изучение основ химических производств, вопросов экологии природы и человека должно ориентировать обучающихся на взаимосвязь России с родным краем. Данные цели наилучшим образом достигаются в процессе осуществления внеурочной деятельности.
Актуальность Применение игры «ЭКОМОНОПОЛИЯ» в образовательном процессе, позволяет успешно способствовать развитию чувства патриотизма через знакомство обучающихся с ООПТ Кировской области, достижениями промышленности Кировской области и ее вкладом в развитие нашей страны. Рассмотрение вопросов, связанных с экологической ситуацией в области и влиянием на нее внешних факторов среды и человека, вопросов экологического права, позволяет ориентироваться в современной обстановке и способствует дальнейшей профессиональной ориентации обучающихся. Использование игровых технологий – эффективный способ обучения. В процессе игры происходит непроизвольное усвоение новых знаний, закрепление и применение ранее полученных, развиваются коммуникативные навыки. Такой вид деятельности способствует формированию устойчивого интереса обучающихся.
Новизна При создании игры «Экомонополия» произошла интеграция знаний из области естественно-научных и общественно-научных дисциплин. Вопросы игры носят теоретический и практический характер, способствуют формированию функциональной грамотности обучающихся (читательской, математической, естественно-научной), развитию креативного мышления. Многие задания игры краеведческой направленности.
Описание инновационного опыта Экологические знания имеют интегративный характер и охватывают предметные области географии, биологии, химии и физики. Учитывая объём теоретического материала, и для облегчения его восприятия и отработки, предлагаем использовать интеллектуальные игры. Они позволяют развивать умственные способности, совершенствуют и тренируют память, создают условия для развития коммуникативных умений, формируют интерес к предмету и желание учиться.

Рассмотрим пример применения игровой формы во внеурочной деятельности в процессе формирования экологической культуры обучающихся.

Игра «Экомонополия»

Правила игры.

В игре могут принимать участие несколько команд по 4-5 игроков (обучающиеся 9-11 классов). Команды занимают места за игровым полем, выбирают себе фишку, с помощью которой будут делать ходы и получают стартовый капитал (1500 «КЛЕНорубликов»). Игровое поле состоит из 40 клеток, которые проходят по кругу все команды. Каждая сторона игрового поля соответствует определенному цвету, согласно тематике 4 микрорайонов: — Промышленный (клетки желтого цвета). Вопросы соответствуют тематике «Научные принципы химических производств. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения».

— Заповедный (клетки зеленого цвета). Вопросы по теме «Особо охраняемые природные территории Кировской области».

— Природоохранный (клетки голубого цвета). Вопросы на карточках голубого цвета соответствуют теме «Загрязнение окружающей среды и его последствия. Меры устранения последствий загрязнения. Экология человека».

— Правовой (клетки красного цвета). Вопросы по теме «Экологическое право».

Очередность ходов устанавливается по сумме, выпавшей на игральных кубиках. Право первого хода у команды с большей суммой на кубиках, далее в порядке уменьшения. Представитель команды при первом броске кубиков выбирает фишку.

На каждой цветной клетке поля содержится информация о названии объекта, его стоимости. Делая ход и попадая на клетку определенного цвета с названием предприятия, команда принимает решение о приобретении данного объекта. При положительном решении, команде предлагается выбор покупки объекта за полную стоимость без ответа на вопрос или за 50% стоимости, дав правильный ответ на предлагаемый вопрос, соответствующий тематике микрорайона. В случае неверного, неполного ответа или его отсутствия, право ответа и приобретения объекта переходит командам-соперникам. Аренда купленного предприятия (попадание на клетку с объектом, принадлежащим другой команде) составляет 10% от стоимости предприятия. В случае отказа от покупки, объект выставляется на аукцион сначала за полную стоимость, а затем за половину стоимости в случае верного ответа на вопрос. Если никто не хочет покупать объект, собственность остается в банке, никто ничего не платит. Время на обдумывание ответа и ответ на вопрос не должно превышать 2 мин.

Попадая на клетку «Общественная казна», «Шанс», команда берет верхнюю карту из соответствующей колоды и выполняет задание, прописанное в ней, и кладет карту вниз колоды. Карточку «Выход из тюрьмы бесплатно» команда оставляет себе до востребования.

Оказавшись на клетках с транспортной тематикой, команда получает право покупки данного объекта без вопроса. Аренда этих объектов также составляет 10% стоимости. При владении двумя объектами данной категории одной командой, арендная плата повышается вдвое. Владение тремя объектами повышает аренду в 3 раза, четырьмя – составит – 100 КЛЕНорубликов.

Попав на клетку «В тюрьму», сразу переставляйте свою фишку. Проходя поле вперед, команда не получает 200 КЛЕНорубликов. Выход из «Тюрьмы» возможен в случае уплаты 50 КЛЕНорубликов перед началом своего следующего хода или, используя карточку «Выход из тюрьмы бесплатно».

Клетка «Стоянка» не обязывает команду-игрока к каким-либо действиям. Дальше ничего не происходит до следующего хода.

Как только собран цветовой комплект из 3 объектов, команда имеет право на строительство дома. Для этого необходимо уплатить банку стоимость в размере 5% от суммарной стоимости объектов 3 объектов микрорайона одного цвета. В случае попадания на клетку с объектом и домом, принадлежащим другой команде, арендная плата составит 20% стоимости объекта.

Игра завершается по истечении отведенного на нее времени (~2 часа). Победителем становится команда, которая приобрела по итогам игры наибольшее количество объектов.

Продукт опыта / проекта Настольная игра «ЭКОМОНОПОЛИЯ»
Затруднения в реализации, риски Ограничения в применении игры в образовательном процессе связаны с возрастом обучающихся. Вопросы игры предполагают наличие знаний из области основ промышленных производств веществ, широкого кругозора знаний о веществах, применяемых в быту и повседневной жизни, знаний из области экологического права, что является темами для изучения в старшей школе.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Анализ результатов анкетирования обучающихся показал, что игра способствовала закреплению ранее полученных знаний из курсов химии, биологии, обществознания, их практическому применению в ходе решения конкретных задач, а также позволила расширить кругозор по вопросам краеведческого характера. Обучающиеся отмечали, что интересно и увлекательно провели время за игрой в общении с одноклассниками и эмоционально разгрузились.

Работая в команде, обучающиеся развивали навыки коммуникации, выслушивали мнение каждого и принимали коллективное решение. В ходе игры выслушивали мнения соперников, корректно и тактично задавали вопросы, дополняли ответы.

Систематическое использование игровых технологий в образовательном процессе способствует более легкому и непринужденному усвоению знаний, вовлечению большего количества обучающихся в активную познавательную деятельность. Сами обучающиеся отмечают, что такой вид деятельности способствует повышению самооценки, даёт возможность показать свои знания, развивает интерес к учению. Вопросы из различных предметных областей, объединенных общей тематикой способствуют осознанию целостности и фундаментальности знаний.

Публикации

по теме опыта

Домнина, Л. В., Смирнова, А. А. Игровые технологии как средство формирования экологической культуры обучающихся во внеурочной деятельности [Текст] / Л. В. Домнина, А. А. Смирнова // Формирование экологической культуры обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: 51-я областная научно-практическая конференция учителей географии, биологии, химии (Киров, 26 января 2024 года): Сборник материалов / Сост. Н. В. Носова; Авторский коллектив; ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2024. – 124 с. – (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»). — ISBN 978-5-6050576-4-2.
Экспертное заключение Представленный опыт работы Смирновой А.А., Домниной Л.В., Горшуновой И.В. по теме «Формирование экологической культуры старшеклассников средствами интерактивной игры «ЭКОМОНОПОЛИЯ» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Общественно-научные предметы

Естественно-научные предметы

ВОСПИТАНИЕ

Основное и среднее образование

Материалы
Скачать файл
ИГРОВОЕ ПОЛЕ И КАРТОЧКИ
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл