ФИО
Смирнова Анастасия Андреевна, Домнина Людмила Викторовна, Горшунова Ирина Викторовна
ДОЛЖНОСТЬ
Смирнова А.А., учитель химии; Домнина Л.В., учитель биологии; Горшунова И.В., учитель истории и обществознания
СТАЖ РАБОТЫ
Смирнова А.А. - 16 лет; Домнина Л.В. - 29 лет; Горшунова И.В. – 35 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», Россия, 610006, г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел.(8332) 711-344, E-mail: xbl-klen@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
экологическая грамотность, экологическая культура, Промышленность Кировской области, экологическое право, ООПТ Кировской области
Экологическое воспитание является фундаментом для полноценного развития личности, так как способствует правильному выстраиванию взаимоотношений «человек – человек» и «человек – природа». Основы экологической культуры закладываются при изучении предметов естественно-научного цикла как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Экологическая грамотность в процессе обучения может развиваться в форме реализации общественно важных проектов и дел, игр, в ходе экскурсионных мероприятий на природные и промышленные объекты.
Ф.И.О. | Смирнова Анастасия Андреевна, Домнина Людмила Викторовна, Горшунова Ирина Викторовна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное
учреждение «Лицей естественных наук», Россия, 610006, г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел.(8332) 711-344, E-mail: xbl-klen@mail.ru |
Должность | Смирнова А.А., учитель химии; Домнина Л.В., учитель биологии; Горшунова И.В., учитель истории и обществознания |
Стаж работы | Смирнова А.А. — 16 лет; Домнина Л.В. — 29 лет; Горшунова И.В. – 35 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Формирование экологической культуры старшеклассников средствами интерактивной игры «ЭКОМОНОПОЛИЯ» |
Ключевые слова | Промышленность Кировской области, ООПТ Кировской области, экологическое право, экологическая культура, экологическая грамотность |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Экологическое воспитание является фундаментом для полноценного развития личности, так как способствует правильному выстраиванию взаимоотношений «человек – человек» и «человек – природа». Основы экологической культуры закладываются при изучении предметов естественно-научного цикла как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Экологическая грамотность в процессе обучения может развиваться в форме реализации общественно важных проектов и дел, игр, в ходе экскурсионных мероприятий на природные и промышленные объекты. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений в развитии современной школы, главной целью которого является формирование экологической культуры. В процессе воспитания экологической культуры большое внимание уделяется природоохранной деятельности. Экологическое воспитание важно для гармоничного развития личности обучающихся. На территории Кировской области находится большое количество промышленных предприятий, поэтому значимым в процессе обучения становится использование примеров, связанных с краеведческим содержанием. Кроме того, процесс воспитания невозможно представить без формирования и развития патриотических чувств обучающихся. Поэтому изучение естественнонаучных предметов должно происходить в тесной взаимосвязи, а изучение основ химических производств, вопросов экологии природы и человека должно ориентировать обучающихся на взаимосвязь России с родным краем. Данные цели наилучшим образом достигаются в процессе осуществления внеурочной деятельности. |
Актуальность | Применение игры «ЭКОМОНОПОЛИЯ» в образовательном процессе, позволяет успешно способствовать развитию чувства патриотизма через знакомство обучающихся с ООПТ Кировской области, достижениями промышленности Кировской области и ее вкладом в развитие нашей страны. Рассмотрение вопросов, связанных с экологической ситуацией в области и влиянием на нее внешних факторов среды и человека, вопросов экологического права, позволяет ориентироваться в современной обстановке и способствует дальнейшей профессиональной ориентации обучающихся. Использование игровых технологий – эффективный способ обучения. В процессе игры происходит непроизвольное усвоение новых знаний, закрепление и применение ранее полученных, развиваются коммуникативные навыки. Такой вид деятельности способствует формированию устойчивого интереса обучающихся. |
Новизна | При создании игры «Экомонополия» произошла интеграция знаний из области естественно-научных и общественно-научных дисциплин. Вопросы игры носят теоретический и практический характер, способствуют формированию функциональной грамотности обучающихся (читательской, математической, естественно-научной), развитию креативного мышления. Многие задания игры краеведческой направленности. |
Описание инновационного опыта | Экологические знания имеют интегративный характер и охватывают предметные области географии, биологии, химии и физики. Учитывая объём теоретического материала, и для облегчения его восприятия и отработки, предлагаем использовать интеллектуальные игры. Они позволяют развивать умственные способности, совершенствуют и тренируют память, создают условия для развития коммуникативных умений, формируют интерес к предмету и желание учиться.
Рассмотрим пример применения игровой формы во внеурочной деятельности в процессе формирования экологической культуры обучающихся. Игра «Экомонополия» Правила игры. В игре могут принимать участие несколько команд по 4-5 игроков (обучающиеся 9-11 классов). Команды занимают места за игровым полем, выбирают себе фишку, с помощью которой будут делать ходы и получают стартовый капитал (1500 «КЛЕНорубликов»). Игровое поле состоит из 40 клеток, которые проходят по кругу все команды. Каждая сторона игрового поля соответствует определенному цвету, согласно тематике 4 микрорайонов: — Промышленный (клетки желтого цвета). Вопросы соответствуют тематике «Научные принципы химических производств. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения». — Заповедный (клетки зеленого цвета). Вопросы по теме «Особо охраняемые природные территории Кировской области». — Природоохранный (клетки голубого цвета). Вопросы на карточках голубого цвета соответствуют теме «Загрязнение окружающей среды и его последствия. Меры устранения последствий загрязнения. Экология человека». — Правовой (клетки красного цвета). Вопросы по теме «Экологическое право». Очередность ходов устанавливается по сумме, выпавшей на игральных кубиках. Право первого хода у команды с большей суммой на кубиках, далее в порядке уменьшения. Представитель команды при первом броске кубиков выбирает фишку. На каждой цветной клетке поля содержится информация о названии объекта, его стоимости. Делая ход и попадая на клетку определенного цвета с названием предприятия, команда принимает решение о приобретении данного объекта. При положительном решении, команде предлагается выбор покупки объекта за полную стоимость без ответа на вопрос или за 50% стоимости, дав правильный ответ на предлагаемый вопрос, соответствующий тематике микрорайона. В случае неверного, неполного ответа или его отсутствия, право ответа и приобретения объекта переходит командам-соперникам. Аренда купленного предприятия (попадание на клетку с объектом, принадлежащим другой команде) составляет 10% от стоимости предприятия. В случае отказа от покупки, объект выставляется на аукцион сначала за полную стоимость, а затем за половину стоимости в случае верного ответа на вопрос. Если никто не хочет покупать объект, собственность остается в банке, никто ничего не платит. Время на обдумывание ответа и ответ на вопрос не должно превышать 2 мин. Попадая на клетку «Общественная казна», «Шанс», команда берет верхнюю карту из соответствующей колоды и выполняет задание, прописанное в ней, и кладет карту вниз колоды. Карточку «Выход из тюрьмы бесплатно» команда оставляет себе до востребования. Оказавшись на клетках с транспортной тематикой, команда получает право покупки данного объекта без вопроса. Аренда этих объектов также составляет 10% стоимости. При владении двумя объектами данной категории одной командой, арендная плата повышается вдвое. Владение тремя объектами повышает аренду в 3 раза, четырьмя – составит – 100 КЛЕНорубликов. Попав на клетку «В тюрьму», сразу переставляйте свою фишку. Проходя поле вперед, команда не получает 200 КЛЕНорубликов. Выход из «Тюрьмы» возможен в случае уплаты 50 КЛЕНорубликов перед началом своего следующего хода или, используя карточку «Выход из тюрьмы бесплатно». Клетка «Стоянка» не обязывает команду-игрока к каким-либо действиям. Дальше ничего не происходит до следующего хода. Как только собран цветовой комплект из 3 объектов, команда имеет право на строительство дома. Для этого необходимо уплатить банку стоимость в размере 5% от суммарной стоимости объектов 3 объектов микрорайона одного цвета. В случае попадания на клетку с объектом и домом, принадлежащим другой команде, арендная плата составит 20% стоимости объекта. Игра завершается по истечении отведенного на нее времени (~2 часа). Победителем становится команда, которая приобрела по итогам игры наибольшее количество объектов. |
Продукт опыта / проекта | Настольная игра «ЭКОМОНОПОЛИЯ» |
Затруднения в реализации, риски | Ограничения в применении игры в образовательном процессе связаны с возрастом обучающихся. Вопросы игры предполагают наличие знаний из области основ промышленных производств веществ, широкого кругозора знаний о веществах, применяемых в быту и повседневной жизни, знаний из области экологического права, что является темами для изучения в старшей школе. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Анализ результатов анкетирования обучающихся показал, что игра способствовала закреплению ранее полученных знаний из курсов химии, биологии, обществознания, их практическому применению в ходе решения конкретных задач, а также позволила расширить кругозор по вопросам краеведческого характера. Обучающиеся отмечали, что интересно и увлекательно провели время за игрой в общении с одноклассниками и эмоционально разгрузились.
Работая в команде, обучающиеся развивали навыки коммуникации, выслушивали мнение каждого и принимали коллективное решение. В ходе игры выслушивали мнения соперников, корректно и тактично задавали вопросы, дополняли ответы. Систематическое использование игровых технологий в образовательном процессе способствует более легкому и непринужденному усвоению знаний, вовлечению большего количества обучающихся в активную познавательную деятельность. Сами обучающиеся отмечают, что такой вид деятельности способствует повышению самооценки, даёт возможность показать свои знания, развивает интерес к учению. Вопросы из различных предметных областей, объединенных общей тематикой способствуют осознанию целостности и фундаментальности знаний. |
Публикации
по теме опыта |
Домнина, Л. В., Смирнова, А. А. Игровые технологии как средство формирования экологической культуры обучающихся во внеурочной деятельности [Текст] / Л. В. Домнина, А. А. Смирнова // Формирование экологической культуры обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: 51-я областная научно-практическая конференция учителей географии, биологии, химии (Киров, 26 января 2024 года): Сборник материалов / Сост. Н. В. Носова; Авторский коллектив; ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2024. – 124 с. – (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»). — ISBN 978-5-6050576-4-2. |
Экспертное заключение | Представленный опыт работы Смирновой А.А., Домниной Л.В., Горшуновой И.В. по теме «Формирование экологической культуры старшеклассников средствами интерактивной игры «ЭКОМОНОПОЛИЯ» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы ВОСПИТАНИЕ Основное и среднее образование |