ФИО
Полутова Надежда Васильевна
ДОЛЖНОСТЬ
Воспитатель
СТАЖ РАБОТЫ
18 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка», микрорайон Березки д. 2, пгт Демьяново, Подосиновский район, Кировская область, 613911, тел.: 8 (83351) 2-57-02, е-mail: detyskazka@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
значимость, событие, самостоятельность, инициатива, Интерес, план
В опыте работы раскрывается использование приема «Вопрос дня» как средства поддержки детской индивидуальности, мотиватора детской деятельности, способа самореализации ребенка.
Ф.И.О. | Полутова Надежда Васильевна |
Организация | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка», микрорайон Березки д. 2, пгт Демьяново, Подосиновский район, Кировская область, 613911, тел.: 8 (83351) 2-57-02,
е-mail: detyskazka@mail.ru |
Должность | Воспитатель |
Стаж работы | 18 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Вопрос дня» как приём создания пространства детской реализации |
Ключевые слова | Интерес, инициатива, самостоятельность, план, событие, значимость |
Аннотация (не более 500 знаков) | В опыте работы раскрывается использование приема «Вопрос дня» как средства поддержки детской индивидуальности, мотиватора детской деятельности, способа самореализации ребенка. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Поддерживать детскую устремленность сделать что-либо полезное, научить добиваться результата, создавать условия для проявления детской инициативы, реализации детских замыслов, обеспечить самореализацию ребенка. |
Актуальность | Пространство детской реализации – это такая область, в которой ребенок может демонстрировать себя как личность. По словам Н.Е. Вераксы, «пространство детской реализации» обеспечивает развитие личности, поддержку её индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способов самореализации, открывает путь самостоятельного творческого поиска.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает педагогам строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. |
Новизна | Новизна заключается в том, что «Вопрос дня» мотивирует детей к дальнейшей деятельности, такой как создание проекта, проведение образовательного события, формулирование собственных вопросов для сверстников, малышей, а также своих родителей. |
Описание инновационного опыта | «Вопрос дня» — это изображение на листе бумаги, здесь есть также место для индивидуальных ответов детей. У нас он находится на магнитной доске в центре группы. «Вопрос дня» можно использовать один раз в неделю, один раз в день, я в своей практике иногда его применяю даже на один час — всё зависит от замысла.
Отвечая на предложенный «Вопрос дня», дети учатся высказывать свое мнение и не боятся ошибиться. Ценность заключается именно в детских суждениях, вопросах и предложениях, которые появляются в процессе беседы. В зависимости от возраста и развития детей «Вопрос дня» я разделила на разные уровни сложности: 1 уровень – Ребенок дает ответ именной карточкой – да или нет. Например, «Любишь ли ты яблоки?» 2 уровень — Ребенок дает ответ именной карточкой под соответствующей цифрой. Например, «В каком доме 4 этажа?» 3 уровень – Дети вписывают свое имя в определенную графу с ответом, который считают правильным. Например, «В каком слове больше слогов?» 4 уровень – Ребенок все графы заполняет самостоятельно, а именно вписывает свое имя и ответ в соответствующую графу с ответом, который считает правильным. Например, «В каком слове звук Т мягкий?».
Исходя из практики, мне удалось сформулировать правила работы с «Вопросом дня». Следует отметить, что данные правила были разработаны исходя из интересов моих детей. 1.Вопросы на любые темы. 2. Нет «ошибочных ответов». Каждый из ответов — это точка зрения. 3.Вводим с первого уровня сложности. 4.Используем все уровни сложности, если дети справляются. 6. Участие по желанию. 7. Вопрос может быть запланированным или спонтанным. 8. Вопрос может быть взрослым и детским.
Для того, чтобы создать пространство детской реализации, крайне важно претворить в жизнь все его этапы: Этап 1. Заметить проявление детской инициативы. Этап 2. Помочь ребёнку осознать и сформулировать свою идею. Этап 3. Способствовать реализации замысла или проекта. Этап 4. Создать условия для представления ребёнком своих достижений социальному окружению, способствовать тому, чтобы окружающие увидели и оценили полученный результат. Этап 5. Помочь ребёнку осознать пользу и значимость своего труда для окружающих.
Я заметила, что чем чаще я использовала «Вопрос дня», тем больший интерес он вызывал у детей, создавая ситуации общения детей между собой, Слушая их размышления, я пошла за ребенком» и стала строить индивидуальную траекторию для поддержки детской инициативы. В группе начали разворачиваться индивидуальные проекты, образовательные события, которые рождались именно из «Вопроса дня».
Самым интересным периодом стало время, когда дети сами начали придумывать вопросы для сверстников, малышей и даже своих родителей. Сам «Вопрос дня» также соответствует этапам формирования пространства детской реализации. И на этом этапе у меня появилась возможность дать проявить себя детям, которые теряются в среде активных сверстников и ощутить свои возможности и свою значимость, стать смелее, увереннее. Следовательно, «Вопрос дня» мотивирует детей на формулирование собственных вопросов. |
Продукт опыта / проекта | В рамках содержания образовательной деятельности для закрепления и систематизации пройденного материала мною разработана картотека вопросов по всем образовательным областям, с которой можно ознакомиться на моём персональном сайте и использовать в своей образовательной деятельности любому воспитателю.
Социально – коммуникативное развитие https://drive.google.com/file/d/1upaeRE0207LvqsAbnfsYaiWpNl7KFYGW/view Речевое развитие https://drive.google.com/file/d/1DCfTU1BcMSzNm1OTnCTBvHcHNQMHhoMl/view Познавательное развитие https://drive.google.com/file/d/16Osk1vn3PJSnUdVUUojC4t4M0zpysSUY/view Художественно – эстетическое развитие https://drive.google.com/file/d/1ZihRG36GQnGR1BfChvAF86Cv0G_9MH4H/view Физическое развитие https://drive.google.com/file/d/1zyJ6ZuD-IfNzHEOMLwpmq6LC2C6YmFNG/view
По инициативе детей разработаны и реализованы проекты (примеры проектов на моем персональном сайте): · педагогический (https://drive.google.com/file/d/1FfQXTowQnHOr4_fXOkYmWFF7aK3p3MFA/view), · детский (https://drive.google.com/file/d/1pH4-jaHGTjKmiHzzJipPWjWBbq8CbK-m/view) образовательные события (примеры событий на моем персональном сайте): · «Мастеровые коротышки» (https://docs.google.com/document/d/10VAUnvrLy32kIaUokX6CPgyZh7DKJpzD/edit), · «Тайные сюрпризы» (https://drive.google.com/file/d/12_Kz9GtGuI6nLSl24KGJSq2HTOXIww5R/view)
На моем персональном сайте можно познакомиться с примерами разработок НОД с «Вопросом дня» в качестве мотиватора к проведению исследования: · Познавательное развитие «Сравнение белого и бурого медведя» https://drive.google.com/file/d/1dKhx0BbD7xGBFOQ7ChOXiAsqSCBrnSm3/view · Познавательное развитие «День защитника Отечества» https://drive.google.com/file/d/1qHJX42AN11dCKpH2OynVS82rhjgIUOWA/view · Социально – коммуникативное развитие «Дружат дети всей Земли» https://docs.google.com/document/d/1CpVVvrCqg1vkNojmLXnuDupJ7wHRbwAm/edit#heading=h.gjdgxs
|
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Прием «Вопрос дня» позволяет мне выстраивать новый тип общения с ребенком, создавать детско-взрослое сообщество, основанное на детских интересах, создании таких ситуаций, которые имеют для ребёнка смысл и увлекают его, делая субъектом своего образования. Ребёнок утверждается как личность, у него приобретается опыт социального успеха и собственной значимости.
Мои воспитанники реализуют свои планы, работают в команде, конструктивно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Мнение всех детей слышат, уважают, в результате чего становятся смелее, увереннее. |
Затруднения в реализации, риски | Затруднения заключаются в следующем:
1. Временные затраты, связанные с подбором методического материала (формулировка «Вопроса дня», стимулирующего детей к дальнейшей деятельности). 2. Организация развивающей предметно – пространственной среды (оснащение центров активности с целью мотивации детей к продуктивной, познавательно – исследовательской деятельности). |
Публикации
по теме опыта |
Полутова Н.В. Мой успешный проект: сборник лучших практик педагогов дошкольных образовательных организаций Кировской области / Авт. — сост. И.Б. Мышкина. – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2023.- 84 с. |
Экспертное заключение | Данный педагогический опыт будет полезен для построения педагогами ДОО образовательной деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, реализации детских замыслов, обеспечить самореализацию ребенка. |
Ф.И.О. эксперта | Григорьевых Ольга Викторовна, преподаватель кафедры ДиНОО |
Рубрика (выбрать одну) | Дошкольное образование |