ФИО
Полевщикова Людмила Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
39 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Шабалинское муниципальное общеобразовательное казённое учреждение средняя общеобразовательная школа п. Гостовский Шабалинского района Кировской области ШМОКУ СОШ п. Гостовский 612010 п.Гостовский, ул. Школьная, д.8 gost_school@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
нравственные качества, Художественный текст, кейс-технология, читательская грамотность
Опыт работы направлен на формирование читательской грамотности в образовательном пространстве. Чтение – это базовое умение для учения и жизни, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении. В данном материале представлены эффективные приёмы по развитию навыка читательской грамотности. Приводятся примеры заданий для обучающихся 6 класса, формирующих умение находить и извлекать информацию из текста, интерпретировать информацию, интегрировать или связывать отдельные сообщения текста в единое целое, понимать и оценивать содержание текста.
Ф.И.О. | Полевщикова Людмила Ивановна |
Организация | Шабалинское муниципальное общеобразовательное казённое учреждение средняя общеобразовательная школа п. Гостовский Шабалинского района Кировской области
ШМОКУ СОШ п. Гостовский 612010 п.Гостовский, ул. Школьная, д.8 gost_school@mail.ru |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 39 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Работа с текстом на уроках литературы как способ формирования читательской грамотности» |
Ключевые слова | Художественный текст, кейс-технология, читательская грамотность, нравственные качества |
Аннотация (не более 500 знаков) | Опыт работы направлен на формирование читательской грамотности в образовательном пространстве. Чтение – это базовое умение для учения и жизни, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении. В данном материале представлены эффективные приёмы по развитию навыка читательской грамотности. Приводятся примеры заданий для обучающихся 6 класса, формирующих умение находить и извлекать информацию из текста, интерпретировать информацию, интегрировать или связывать отдельные сообщения текста в единое целое, понимать и оценивать содержание текста. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | .Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в качестве обязательного компонента метапредметных результатов выделяет «владение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Важным условием его формирования является разрешение противоречия между падением интереса к чтению у учащихся и необходимостью развития их читательской грамотности (компетенции). |
Актуальность | Итоги Всероссийских проверочных работ в 5 – 8 классах показывают, что школьники при поиске ответа на вопрос часто выделяют искомую информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; неточно интерпретируют художественные тексты, трудно выделяют авторскую позицию, не могут связывать намерения автора с выбранными им языковыми средствами. Поэтому тему формирования читательской грамотности считаю актуальной. |
Новизна | Для приобщения школьников к чтению, формирования их читательской грамотности использую на уроках литературы приёмы смыслового чтения.
Главное преимущество смыслового чтения – активная позиция ученика по отношению к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составление учеником собственных конструкций и понимание авторской позиции. Развиваются коммуникативные способности обучающихся. |
Описание инновационного опыта | Над темой «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» я работаю четвёртый год. Мне очень нравятся слова И.Г.Песталоцци, который сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами». Главная задача педагога – научить школьников работать с текстом.
Для этого я предлагаю детям разные задания: — находить и извлекать информацию; -осмысливать и оценивать информацию; -понимать чувства героев, мотивы их поступков; -составлять суждения с причинно-следственными отношениями; -понимать и объяснять значение незнакомых слов на основе контекста; -осмысливать и оценивать форму текста; -понимать авторскую позицию, высказывать и обосновывать свою точку зрения; -прогнозировать события на основе информации текста; -выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Задания выполняются на основе текстов о добре и зле, которые учат детей милосердию, Ссстраданию, великодушию.
|
Продукт опыта / проекта | Разработка заданий на формирование читательской грамотности у учащихся 6 класса для урока внеклассного чтения. |
Затруднения в реализации, риски | — Возросло число семей, где родители мало занимаются воспитанием ребёнка, развитием его нравственных качеств. Вследствие этого отсутствие глубокого и прочного интереса к чтению книг у обучающихся.
-Трудоёмкость (тщательная подготовка к занятиям, подбор дидактического материала). — Риски (кропотливая работа к каждому уроку, умение найти самый нужный приём и метод). |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | 1.Отмечается положительная динамика развития читательской грамотности по всем уровням:
2020 год – 25%; 2021 год – 37%; 2022 год – 51%; 2023 год – 69%.
2.Наблюдается повышение самооценки учащихся, активность в урочной и внеурочной деятельности, положительная динамика качества знаний.
3.Создана методическая копилка дидактического материала по формированию читательской грамотности на уроках литературы.
4.Участие в окружном конкурсе методических разработок по развитию читательской грамотности обучающихся в номинации мастер-класс «Дидактическая разработка задания, направленного на формирование читательской грамотности» (Диплом призёра).
5.Представление собственного опыта на школьном педсовете «Пути формирования функциональной грамотности обучающихся». |
Публикации
по теме опыта |
Данный материал опубликован в элекронном образовательном СМИ «Педагогический альманах». Свидетельство №372056 от 4 июля 2023г. |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Работа с текстом на уроках литературы как способ формирования читательской грамотности» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования и оценки читательской грамотности обучающихся.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО автор описывает условия формирования читательской грамотности обучающихся в урочной деятельности. Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя по формированию читательской грамотности обучающихся на основе текстоцентрического подхода. Достоинством инновационного педагогического опыта является внедрение приемов смыслового чтения в практику преподавания русского языка и литературы. Приложение содержит конспект урока внеклассного чтения в 6 классе «Твори Добро, и ты растворишь зло», представленный в формате кейс-технологии. Инновационный опыт, опубликованный в электронном образовательном журнале «Педагогический альманах», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Работа с текстом на уроках литературы как способ формирования читательской грамотности» соответствует требованиям, предъявляемым
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература
|