ФИО

Ершова Надежда Геннадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

35 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Учреждение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Ошлань Богородского района» КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района 612484 Кировская область, Богородский район, с.Ошлань, ул.Новая д.10 Телефоны:88333365247-школа 89195242738-личный Адрес электронной почты: oshlanschool@mail.ru Адрес личной электронной почты: horoshyshkola@mail.ru

Основная задача трудового воспитания – это стремление к определению смысла своей жизни и поиску своего призвания, через стремление к сотрудничеству, к профессиональному самоопределению, производству необходимого себе и людям, к самостоятельности в исполнении, планировании, целеполагании, оценивание собственной деятельности. Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда — единственного средства развития человеческого общества.

Ф.И.О. Ершова Надежда Геннадьевна
Организация Учреждение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Ошлань Богородского района»

КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района

612484 Кировская область, Богородский район, с.Ошлань, ул.Новая д.10

Телефоны:88333365247-школа

  89195242738-личный

Адрес электронной почты:  oshlanschool@mail.ru

Адрес личной электронной почты:  horoshyshkola@mail.ru

 

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 35 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «Трудовое воспитание и обучение в рамках ФГОС НОО»

 

Ключевые слова .Обучение, технология, воспитание, трудовое воспитание,
Аннотация (не больше 500 знаков) Основная задача трудового воспитания – это стремление к определению смысла своей жизни и поиску своего призвания, через стремление к сотрудничеству, к профессиональному самоопределению, производству необходимого себе и людям, к самостоятельности в исполнении, планировании, целеполагании, оценивание собственной деятельности. Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда — единственного средства развития человеческого общества.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема трудового воспитания молодёжи архиважная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, педагогическое значение. От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества.
Актуальность Во ФГОС НОО определены основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Одним из них является — воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

 

Новизна В XXI веке в нашей стране отмечается изменение подходов и методик к процессу образования и воспитания школьников. Приоритетными направлениями становятся социально-экономическое и духовно-нравственное воспитание, но не теряет своей традиционной ценности и воспитание трудовое.
Описание инновационного опыта  «Я тысячу раз убеждён, — писал В.А.Сухомлинский, — что трудовое воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый  сложный станок, овладеть которым не так просто».

Проблема трудового воспитания молодёжи архиважная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, педагогическое значение. От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества.

Основная задача трудового воспитания – это стремление к определению смысла своей жизни и поиску своего призвания, через стремление к сотрудничеству, к профессиональному самоопределению, производству необходимого себе и людям, к самостоятельности в исполнении, планировании, целеполагании, оценивание собственной деятельности. Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда — единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности, что соответствует «современному национальному воспитательному идеалу — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»

Во ФГОС НОО определены основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Одним из них является — воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Основное содержание трудового воспитания обучающихся на ступени начального общего образования включает в себя:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты трудового воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку

труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального

общего образования с целью воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

• участвуют в экскурсиях по селу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречаются с представителями разных профессий. Так в 1 классе была проведена  экскурсия на почте, где познакомились с работой почтальона, оператора почтовых отправлений. Побывали на экскурсии в 7 отделении АО «Красное знамя». Заведующая фермой познакомила ребят с условиями труда животноводов, управляющий рассказал о работе механизаторов и показал современную технику. На уроках «Окружающего мира» знакомятся с различными профессиями, сами рассказывают о профессиях своих родителей.

Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, творческие конкурсы поделок. В рамках марафона «Добрая Вятка» ребята смастерили кормушки, участвуют в акции «Покормите птиц зимой». Делали различные поделки и писали письма для воинов СВО. Каждый год ко Дню Победы ребята делают поделки и дарят их труженикам тыла, посещают квартиры. Ребята принимают активное участие в акции » Чистый школьный двор», «Чистое село» (собирают мусор). В летний период облагораживают территорию возле охраняемого кедра. В зимний период ребята ухаживают за комнатными растениями, в классе организовано дежурство. 1 раз в месяц в классе проводим генеральную уборку. В сельской библиотеке организована книжкина лечебница, там же ребята читают рассказы о профессиях. На пришкольном участке ребята выращивают овощи, учатся правильно ухаживать за растениями (поливать, рыхлить почву, пропалывать сорняки)

Ребята активно участвуют в операции «Малышок», оказывают шефскую помощь детям из детского сада.

Территорию возле памятника воинам, погибшим в годы ВОВ, ребята облагораживают, садят и поливают цветы, удаляют сорняки.

• приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде); Участие в конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Астра», «ЧИП» и др.

• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов); Проекты «Школа кулинаров», «Мой гербарий», «Духи для любимой мамочки» особенно запомнились детям.

• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений, как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

• участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

К сожалению, в начальных классах для уроков технологии отводится мало часов, а вопросы самообслуживания почти полностью выпадают из учебного процесса. Предполагается, что родители обучат ребенка навыкам ухода за собой и обеспечения процесса жизнедеятельности.

Какая же картина складывается на самом деле?

Современные родители нацелены в огромном своем большинстве на:

•           интеллектуальное, и самое главное ранее (иногда даже чрезмерно ранее) интеллектуальное развитие ребенка (достаточно посмотреть на предложения центров развития для детей: английский от 1,5лет, ментальная арифметика, школы скорочтения);

•         достижение спортивных и творческих результатов (спортивные, танцевальные, художественные, музыкальные школы, секции, студии);

•         развитие публичности (школы актерского мастерства, психологические тренинги, и т. п.);

•         повышение результатов школьного обучения (дополнительные занятия в школе или с репетиторами по отдельным предметам).

В результате ребенок 7-11 лет, кроме школы посещает еще в лучшем случае одну, а как правило две или три школы/студии/секции. Его «рабочий день» выглядит следующим образом: школа общего образования — до 4-7часов, дополнительные занятия (с учетом дороги) — 2,5-4ч, выполнение домашнего задания — 2-4ч (в зависимости от объема). В результате школьник просто отсутствует дома от 8 до 15 часов чистого времени, и на обучение ребенка простым бытовым, в том числе и навыкам самообслуживания, остаются весьма незначительные временные возможности. Этот факт ни в коей мере не снимает с родителей ответственности за организацию домашнего трудового воспитания, но нужно учитывать еще и тот факт, что, как правило, родителям не хватает и своего личного времени, а порой и педагогических знаний и навыков для должной постановки процесса. И мы четко должны понимать, что прежде чем делать какие -то выводы, нужно оценить уже имеющиеся результаты.

Прежде, чем оценить достаточно или нет современные школьники 1-4 классов знают и главное умеют самостоятельно жить, необходимо ответить на вопрос о том, что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать самостоятельно.

По анализу анкетирования в 4 классе, в котором было 4 вопроса выявлено, что все дети имеют в школе и дома постоянные и временные поручения. Однако, 1 человек из 4 выполняет их без желания. Поэтому следует активнее использовать игровые технологии при выполнении каких- либо трудовых задании. Например, не просто скучно сделать генеральную уборку, а побороть Злючку-Грязючку и т. д.

На вопрос о выборе будущей профессии дети называют те профессии, которые реально могут быть получены ими. (по их способностям) Это профессии парикмахера, полицейского, водителя, механизатора. Есть стоматолог и учитель.

Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственно участие школьников в общественно-полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Велико значение труда в нравственном воспитании личности. К.Д. Ушинский подчёркивал: « Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

Список использованных источников

1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. — Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ,2000.-32с.

2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России., Москва «Просвещение»,2009г

3.Ожегов С.И. ,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.; Российский фонд школы;- 2-е изд., испр. и доп.- М.:АЗЪ,1994-928с.-ISBN

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /Министерство образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.

 

Продукт опыта / проекта презентация
Затруднения в реализации, риски Творчество, инициатива детей, родителей, педагога, тесная связь семьи и школы..
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственно участие школьников в общественно-полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Велико значение труда в нравственном воспитании личности. К.Д. Ушинский подчёркивал: « Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

 

Публикации

по теме опыта

.
Экспертное заключение Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью, новизной. Внедрение данного опыта позволит повысить интерес у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями к обучению, даёт возможность формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.

Результаты опыта соответствуют обновленному ФГОС НОО и будут полезны учителям работающим в начальной школе с детьми с ограниченными возможностями.

Ф.И.О. эксперта  Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ВОСПИТАНИЕ
трудовое воспитание
Скачать файл
экс.закл.Ершова Н.Г.
Скачать файл