ФИО
Скурихин Дмитрий Анатольевич
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель технологии
СТАЖ РАБОТЫ
3,5 года в указанной должности
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский кадетский корпус имени Героя Советского Союза А. Я. Опарина» Сокращенное: КОГОАУ «Кировский кадетский корпус» 613030, Российская Федерация, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, ж/д ст. Просница, ул. Ленина, д. 1 Телефон: +7 (83361) 73-555 Электронная почта: kirov.kadet-korpus@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
графическая грамотность, эскизы в электронном виде и на бумажных носителях, обучение черчению, Чертежи
Проблема графической грамотности обучающихся уже давно является одной из ключевых проблем технологического и инженерного образования российских школьников. Правительству РФ поручено с 2024-25 учебного года обеспечить освоение основ черчения учениками 5-9 классов, а также изучение учебного курса «Черчение» учениками 10-11 классов, которые обучаются по технологическому (инженерному) профилю. (Утверждено Президентом РФ 4 июня 2023 года в числе прочих.) Министр просвещения уточнил, что в свое время черчение исключили из перечня отдельных предметов, но оно осталось в рамках учебного курса «Технология». В рамках предмета «Технология» мы представляем атлас учебных чертежей и трехмерных (3D) изображений учебных объектов для практических занятий и обучения черчению школьников 7-8 классов. В работе над построением изображений работали кадеты 8 и 10 классов, в том числе на внеурочных занятиях по основам проектной деятельности. Атлас является частью авторской программы, имеющей экспертное заключение КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Ф.И.О. | Скурихин Дмитрий Анатольевич |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский кадетский корпус имени Героя Советского Союза А. Я. Опарина»
Сокращенное: КОГОАУ «Кировский кадетский корпус» 613030, Российская Федерация, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, ж/д ст. Просница, ул. Ленина, д. 1 Телефон: +7 (83361) 73-555 Электронная почта: kirov.kadet-korpus@yandex.ru |
Должность | Учитель технологии |
Стаж работы | 3,5 года в указанной должности. |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Использование ИКТ и «Атласа учебных эскизов» для развития инженерного мышления у кадет 7-8 классов на уроках технологии; |
Ключевые слова | Чертежи, эскизы в электронном виде и на бумажных носителях, обучение черчению, графическая грамотность; |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Проблема графической грамотности обучающихся уже давно является одной из ключевых проблем технологического и инженерного образования российских школьников. Правительству РФ поручено с 2024-25 учебного года обеспечить освоение основ черчения учениками 5-9 классов, а также изучение учебного курса «Черчение» учениками 10-11 классов, которые обучаются по технологическому (инженерному) профилю. (Утверждено Президентом РФ 4 июня 2023 года в числе прочих.) Министр просвещения уточнил, что в свое время черчение исключили из перечня отдельных предметов, но оно осталось в рамках учебного курса «Технология». В рамках предмета «Технология» мы представляем атлас учебных чертежей и трехмерных (3D) изображений учебных объектов для практических занятий и обучения черчению школьников 7-8 классов. В работе над построением изображений работали кадеты 8 и 10 классов, в том числе на внеурочных занятиях по основам проектной деятельности. Атлас является частью авторской программы, имеющей экспертное заключение КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Данная работа ведется нами на протяжении многих лет, апробирована в Вятской гуманитарной гимназии, где была основана на социальном заказе родителей по технологической подготовке выпускников к обучению в технических ВУЗах страны. Основой служили устаревшие учебники, бывшие до 1992 года безальтернативными. Все эскизы тщательно прорабатывались как учениками, так и автором. Основой или технической возможностью появления опыта, явилось получение компьютерной техники и программного обеспечения, позволяющего строить трехмерные модели и затем переводить их в технические чертежи, а получив данные изображения, оптимизировать уроки технологии |
Актуальность | Атлас учебных чертежей служит дидактическим материалом и в некоторой степени — альтернативой учебникам. Изображения в электронном виде легко размножать, демонстрировать, анализировать, сравнивая с 3D — моделью, что облегчает процесс обучения школьников чтению и построению чертежей. |
Новизна | Новизна состоит в использовании трехмерных моделей для анализа формы объекта, кроме того при дефиците современных учебников по черчению атлас может быть использован как непосредственный дидактический материал. |
Описание инновационного опыта | В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание личности в сегменте «Soft skills» . Ученики не только непрерывно осваивает новые знания и компетенции, но проявляет определенные метапредметные навыки, диктуемые жизнью.
Атлас учебных эскизов создавался в том числе для изучения кадетами нового языка – языка техники, а на основе этого языка – построения коммуникаций на уроках технологии. Объединенные уроки технологии и черчения позволяют обучающимся одновременно изучать трехмерные объекты и их свойства не только по учебным пособиям, но и с привлечением различных программных средств. Результаты приходят незаметно, но неотвратимо. Особенно четко эта тенденция просматривается, когда к нам на уроки приходят посторонние наблюдатели (скажем одноклассницы или родители). Уже к концу 7 –го класса кадеты изучавшие технологию и черчение по атласу, испытывают гордость при передаче информации присутствующим, они чувствуют знание, которого нет у других людей и это воодушевляет их к работе. Цель опыта – привить кадетам основы технической и графической культуры, основная технология – оптимизация учебного процесса. Сверхзадача- компенсировать отсутствие в программе уроков по предмету «черчение», а с учетом ближайшей перспективы – дать в руки учителей черчения фактический материал для проведения уроков.
|
Продукт опыта / проекта | Атлас учебных эскизов для обучения черчению. |
Затруднения в реализации, риски | Особых затруднений в реализации данного атласа нет, он будет хорошим помощником учителю черчения, поскольку практически все эскизы взяты из из школьных учебников 20 века, (в основном из учебника Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Черчение, М., «Просвещение» 1992), нами только поправлены ошибки и эскизы равномерно распределены по 34 занятиям. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Результатом можно считать стабильно высокий уровень качества образования (успеваемость 100%, качество знаний от 85 до 100%, выполнение программ — 100%). Основным метапредметным результатом можно считать освоение коммуникаций на уроках с использованием профессиональных терминов (языка техники).
Заметен и личностный рост, связанный с политехническим принципом освоения технологии. Кадеты частенько оказывают помощь друг другу либо обращаются к нам для решения технологических задач бытового уровня. |
Публикации
по теме опыта |
нет |
Экспертное заключение | Предложенные материалы соответствуют требования регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, ст. методист центра управления и инноваций, к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | Технология |