ФИО
Лукина Светлана Витальевна / Мочалова Светлана Витальевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учителя начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
33 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Слободского Кировской области МБОУ «Средняя школа №5» 613150 РФ, Кировская область, г.Слободской, ул.Гоголя 97, контактный телефон: 8(83362) 4-17-89, E-mail: Slob-skola5@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
медиатехнологии, немецкий язык, начальная школа, Русский язык, интеграция
ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность по немецкому языку организуется как образовательная среда, где учащиеся имеют возможность получить новые и закрепить уже имеющиеся знания в области как немецкого, так и русского языкознания. Цель внеурочной деятельности – пропедевтическая работа в освоении иностранного языка, т.е. подготовка к изучению лексических и грамматических категорий на немецком языке и снятие трудностей в их освоение средствами русского языка.
Ф.И.О. | Лукина Светлана Витальевна / Мочалова Светлана Витальевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Слободского Кировской области
МБОУ «Средняя школа №5» 613150 РФ, Кировская область, г.Слободской, ул.Гоголя 97, контактный телефон: 8(83362) 4-17-89, E-mail: Slob-skola5@yandex.ru |
Должность | Учителя начальных классов |
Стаж работы | 33 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Создание и реализация программы интегрированного курса внеурочной деятельности «Грамотей» для 2 класса |
Ключевые слова | Интеграция, немецкий язык, русский язык, начальная школа, медиатехнологии. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность по немецкому языку организуется как образовательная среда, где учащиеся имеют возможность получить новые и закрепить уже имеющиеся знания в области как немецкого, так и русского языкознания.
Цель внеурочной деятельности – пропедевтическая работа в освоении иностранного языка, т.е. подготовка к изучению лексических и грамматических категорий на немецком языке и снятие трудностей в их освоение средствами русского языка. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Основой создания проекта послужило расхождение в образовательных программах по русскому и немецкому языкам.
Например, в немецком языке параллельно с изучением алфавита в первом полугодии 2 класса вводятся понятия таких частей речи как «имя существительное» с категорией рода, «имя прилагательное», «местоимение» и «глагол», в то время как в русском языке они учащимся еще не известны, а будут изучаться только в первом полугодии 3 класса. |
Актуальность | Интегрированный курс внеурочной деятельности «Грамотей» для 2 класса, с одной стороны, формирует представление обучающихся о лексических и грамматических категориях в русском языке, с другой стороны, «подготавливает почву» к их изучению на иностранном языке. |
Новизна | Создание программы интегрированного курса внеурочной деятельности «Грамотей» для 2 классе позволяет выстроить единую траекторию в обучении языкам младших школьников: появляется последовательность, системность и взаимосвязь в обучении русского языка с иностранным (немецким). Использование медиатехнологий в организации внеурочной деятельности направлено на развитие познавательного интереса к изучению как русского, так и немецкого языка, что способствует эффективности процесса обучения, достижения планируемых результатов. |
Описание инновационного опыта | Главные задачи интегрированного курса ознакомить с элементарными языковыми понятиями в русском и немецком языках и их систематизация, развивать способности систематизировать и анализировать информацию на русском и иностранном языках, формулировать собственное мнение по проблеме, а также повышать мотивацию к изучению русского и иностранного языков и развивать умения работать в паре\группе.
Содержание курса включает в себя следующие разделы: • Мы начинаем • Такие постоянные существительные • Загадочные местоимения • Интересные прилагательные • Повторение – мать учения • Деятельный глагол • Искусство речи Каждый раздел предполагает знакомство с определенной частью речи и ее категориями (род, лицо, число и т.п.) сначала в русском языке, а затем в немецком в интересной игровой форме с применением медиатехнологий. Характерные признаки данных внеурочных занятий: • Нетрадиционная расстановка парт на каждом занятии • Использование разных форм работы с преобладанием групповой и парной • Для деления на группы используются разнообразные приемы • Многообразие игровых технологий и двигательной активности обучающихся во время занятия • Использование различных видов наглядности • Использование медиаресурсов, таких как интерактивный плакат, медиаигра, интерактивные квизы и пр. Важно: не допустить превращения внеурочных занятий в обычные уроки, цель которых — изучение материала. Интерактивная игра в конце каждого раздела – средство проверки достижения планируемых результатов. Знакомство с языковыми явлениями в такой форме позволяет активизировать познавательный интерес учащихся и заметно повышает мотивацию к обучению. |
Продукт опыта / проекта | Программа интегрированного курса внеурочной деятельности «Грамотей» для 2 класса |
Затруднения в реализации, риски | 1.В связи с большой нагрузкой учителей, могут возникнуть трудности со включением занятия внеурочной деятельностью в расписание, так как на занятии задействованы сразу 2 педагога: учитель начальной школы и учитель иностранного языка. Поэтому и время должно быть подобрано таким образом, чтобы оба педагога могли присутствовать одновременно.
2.У обучающихся может снижаться интерес и мотивация к занятиям, поэтому разработан так называемый «буклет достижений», который будет стимулировать их познавательную активность. Градация уровней в буклете должна смотивировать обучающихся собирать наклейки и переходить от одного уровня к другому, добиваясь звания «Грамотей». 3.Возможность возникновения технических проблем и нехватка информационного оснащения кабинета. 4.Большая подготовительная работа при разработке учебных материалов к занятиям. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
— повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению как русского, так и немецкого языка;
— положительная динамика уровня обученности по предметам; — результативное участие учащихся в конкурсах различного уровня по немецкому языку; — толерантное отношение друг к другу, успешная парная и групповая работа, желание помогать, работать сообща для достижения общего результата; — достижение учащимися самостоятельности, умения ориентироваться в информационном пространстве, умения работать с электронными средствами обучения, умение взаимодействовать друг с другом и с учителем на иностранном языке на начальном уровне. |
Публикации
по теме опыта |
Анфилатова, И.Н., Лукина, С.В., Мочалова, С.В., Шуплецова, К.А. Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотей» (общеинтеллектуальное направление) 2 класс [Текст] / И. Н. Анфилатова, C. В. Лукина, С. В. Мочалова, К. А. Шуплецова // Технологии медиаобразования как средство реализации принципа метапредметности в образовательной деятельности школы: учебно-методическое пособие. – г.Киров: ООО «Полиграфовна», 2021. — С.27-33. — ISBN 978-5-6045628-18-2.
Лукина, С.В., Мочалова, С.В. Интерактивный плакат как средство формирования познавательного интереса обучающихся [Текст] / C. В. Лукина, С. В. Мочалова // Технологии медиаобразования как средство реализации принципа метапредметности в образовательной деятельности школы: учебно-методическое пособие. – г.Киров: ООО «Полиграфовна», 2021. — С.69-74. — ISBN 978-5-6045628-18-2.
Лукина, С.В., Полушкина, Г.Ф., Шуплецова, К.А. Пропедевтика изучения немецкого языка во 2 классе с помощью интегрированного курса внеурочной деятельности [Текст] / C. В. Лукина, Г.Ф. Полушкина, К. А. Шуплецова // Образование в Кировской области. — 2021. — № 3. — С.63-65. — ISSN 2500-056Х. |
Экспертное заключение | Опыт Лукиной Светланы Витальевны решает актуальную проблему разработки интегрированного курса внеурочной деятельности, востребованного по причине расхождения содержания образовательных программ по русскому и немецкому языкам. Курс интересен разнообразием форм, отличных от урочных. Данный опыт рекомендован к размещению в Банке педагогического опыта. |
Ф.И.О. эксперта | О.Н. Бершанская. к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального общего образования |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальное общее образование Иностранные языки |