ФИО
Матрохина Галина Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии
СТАЖ РАБОТЫ
24 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя обще-образовательная школа № 11» города Кирова (МБОУ СОШ № 11 г. Кирова), 610007, г. Киров ул. Современная д. 6. Телефон 8 (8332) 22-57-11 Адрес электронной почты: sch11@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
интерактивные методы, учебные результаты, зоология, обучающиеся 8-х классов, Рабочие листы
Различные исследователи и практики уже давно акцентируют внимание на важности активных методов обучения. Первые методические разработки по созданию рабочих листов появились в ХХ веке, они были созданы педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым. Созданные рабочие листы по зоологии оформлены в виде судебного протокола, что придаёт им уникальную тематику и повышает интерес к предмету. Рабочие листы можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении. Основу рабочих листов составляют практические задания, направленные на усвоение знаний и овладение способами действий. Рабочие листы по биологии — это вид дидактического материала на печатной основе для индивидуальной, парной, групповой или коллективной работы, позволяющий организовать деятельность обучающихся на уроке. Является средством формирования умения работать с информацией, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом, является важным средством получения обратной связи. Для того, чтобы использование рабочих листов на уроках биологии в основной школе было эффективным, содержание рабочих листов должно соответствовать уровню подготовки детей и их познавательному интересу, а подача материала должна соответствовать возрастным психологическим особенностям школьников
Краткий пересказ
Зоология — наука о животных, изучает их строение, жизнедеятельность, многообразие, распространение и значение для человека.
Животные делятся на одноклеточные и многоклеточные.
Многоклеточные животные состоят из тканей, органов и систем органов.
Существуют различные типы животных: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, ракообразные, паукообразные, насекомые, моллюски, хордовые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
У каждого типа животных есть свои особенности строения и жизнедеятельности.
Животные играют важную роль в экосистемах и имеют хозяйственное значение для человека.
| Ф.И.О. | Матрохина Галина Анатольевна |
| Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» города Кирова (МБОУ СОШ № 11 г. Кирова),
610007, г. Киров ул. Современная д. 6. Телефон 8 (8332) 22-57-11 Адрес электронной почты: sch11@kirovedu.ru |
| Должность | учитель биологии |
| Стаж работы | 24 года |
| Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Серия рабочих листов по биологии для проведения уроков биологии по разделу «Зоология» в 8-х классах |
| Ключевые слова | Рабочие листы, зоология, обучающиеся 8-х классов, учебные результаты, интерактивные методы |
| Аннотация (не больше 500 знаков) | Различные исследователи и практики уже давно акцентируют внимание на важности активных методов обучения. Первые методические разработки по созданию рабочих листов появились в ХХ веке, они были созданы педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым.
Созданные рабочие листы по зоологии оформлены в виде судебного протокола, что придаёт им уникальную тематику и повышает интерес к предмету. Рабочие листы можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении. Основу рабочих листов составляют практические задания, направленные на усвоение знаний и овладение способами действий. Рабочие листы по биологии — это вид дидактического материала на печатной основе для индивидуальной, парной, групповой или коллективной работы, позволяющий организовать деятельность обучающихся на уроке. Является средством формирования умения работать с информацией, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом, является важным средством получения обратной связи. Для того, чтобы использование рабочих листов на уроках биологии в основной школе было эффективным, содержание рабочих листов должно соответствовать уровню подготовки детей и их познавательному интересу, а подача материала должна соответствовать возрастным психологическим особенностям школьников |
| Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема заключается в недостаточной мотивации обучающихся к изучению биологии и недостаточной интеграции практических заданий в учебном процессе. Учитель имеет возможность организовать с помощью рабочих листов не только индивидуальную работу, но и групповую. Это способствует социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции |
| Актуальность | В современном образовании возрастает необходимость внедрения инновационных методов и подходов, способствующих глубокому усвоению учебного материала. Это особенно актуально в контексте изучения биологии в 8-х классах, когда учащиеся сталкиваются с сложными концепциями, требующими не только теоретических знаний, но и практических навыков. Однако большинство существующих ресурсов не имеют адаптации для конкретного возраста и предмета, что создает потребность в разработке специализированных рабочих листов для обучающихся 8-х классов. Актуальность заключается в создании рабочих листов, которые помогут школьникам активизировать познавательную деятельность, повысить интерес к биологии и развивать критическое мышление. Целью деятельности является повышение уровня освоения обучающимися основной школы основных тем по зоологии с использованием рабочих листов |
| Новизна | Новизна опыта заключается в интеграции интерактивных и практико-ориентированных заданий, которые будут адаптированы специфически под курс зоологии для обучающихся 8-х классов |
| Описание инновационного опыта | «Сломай мозг» представляет собой набор рабочих листов по разделу «Зоология» для обучающихся 8-х классов. Графическое отображение шагов, которые необходимо выполнить ученику для достижения поставленной цели на уроке. Это средство, помогающее обучающемуся ориентироваться в теме, работать в своём темпе на разных этапах урока. Рабочие листы, разработаны для обучающихся 8-х классов по зоологии, оформлены в виде судебного протокола, что придаёт им уникальную тематику и повышает интерес к предмету. Каждый рабочий лист включает задания, представляющие собой «улики», которые ученикам необходимо раскрыть и проанализировать. Тематика судебного процесса позволяет учащимся не только узнавать о биологических концепциях, но и развивать критическое мышление. Дети активно вовлекаются в учебный процесс исследования и обсуждения. В конце работы если ученик уверен в своих знаниях ставит плюс напротив записи «Дело закрыто». Если ученик не уверен в своих знаниях или он не успел собрать все улики, он ставит минус и пишет «Дело требует дополнительного расследования». Рабочие листы можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении. Основу рабочих листов составляют практические задания, направленные на усвоение знаний и овладение способами действий.
Обучающиеся получают рабочие листы, расследуют и записывают улики по делу, используя учебник по биологии, либо другие источники информации. Таким образом происходит самоанализ выполненной работы самим обучающимся – рефлексия. Затем пишет кто вел следствие, свою фамилию и имя, ставит текущую дату. Рабочие листы можно создавать в разных программах, в данном случае был использован текстовый редактор Word и программа для создания мультимедийных презентаций PowerPoint |
| Продукт опыта / проекта | Cломай мозг: рабочие листы по биологии для проведения уроков биологии по разделу «Зоология» в 8-х классах |
| Затруднения в реализации, риски | Для реализации данного опыта необходимо иметь устройство для печати рабочих листов (лучше в цветном варианте) в том количестве, которое необходимо на класс |
| Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения и воспитания) | Применение рабочих листов на уроках биологии позволило создать условия для формирования функциональной грамотности, повысило устойчивый познавательный интерес обучающихся к предмету биология, сделало процесс обучения более продуктивным для обучающихся. Многие ученики отмечали, что уроки биологии стали проходить более интересно и весело, так как писали они не как обычно в тетрадках, а заполняли рабочий лист с интересными заданиями. Успеваемость по предмету составляет 100% |
| Публикации
по теме опыта |
Матрохина Г. А., Крохов Р. В., Делог Н. Н. Cломай мозг: рабочие листы по биологии для проведения уроков биологии по разделу «Зоология» в 8-х классах. // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 8. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2025. – С. 35–40. |
| Экспертное заключение | Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с недостаточностью наглядных дидактических материалов по биологии, обеспечивающих интеграцию практических заданий в учебном процессе, и разработке нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта |
| Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
| Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Естественно-научные предметы |
