ФИО
Гагаринова Елена Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель химии
СТАЖ РАБОТЫ
30 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №52» города Кирова Адрес: 610021, г. Киров, ул. пр. Строителей 44 контактный телефон +7 (8332) 62-06-19, E-mail sch52@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
применение имеющихся знаний в учении и практической деятельности, Самостоятельная работа, познавательный интерес
Модуль, сводная таблица, тест для самоконтроля, как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность
Краткий пересказ
• Дидактические материалы для уроков химии 9 класса по теме «Алюминий и его соединения».
• Разработка направлена на изучение темы на базовом уровне с использованием заданий повышенной сложности.
• Тема «Алюминий и его соединения» является ключевой в изучении химии элементов главных подгрупп Периодической системы Д.И. Менделеева.
• Изучение темы позволяет обобщить и систематизировать знания о металлах, их физических и химических свойствах, углубить понимание амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия.
• Серия уроков построена на основе самостоятельной работы обучающихся, что является одним из основных инструментов для формирования ключевых компетенций.
• Цели и задачи серии уроков включают формирование естественнонаучной грамотности, обобщение знаний о металлах, развитие практических навыков через химический эксперимент и демонстрацию практической значимости материала.
• Планируемые результаты обучения включают характеристику элемента алюминия, составление уравнений реакций, экспериментальное получение и доказательство амфотерности гидроксида алюминия, объяснение областей применения алюминия и его соединений.
• Пересказана только часть. Для продолжения перейдите в режим подробного пересказа.
| Ф.И.О. | Гагаринова Елена Анатольевна |
| Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №52» города Кирова
Адрес: 610021, г. Киров, ул. пр. Строителей 44 контактный телефон +7 (8332) 62-06-19, E-mail sch52@kirovedu.ru |
| Должность | Учитель химии |
| Стаж работы | 30 лет |
| Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Дидактические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках химии |
| Ключевые слова | Самостоятельная работа, познавательный интерес, применение имеющихся знаний в учении и практической деятельности |
| Аннотация (не более 500 знаков) | Модуль, сводная таблица, тест для самоконтроля, как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность |
| Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема учебной познавательной самостоятельности школьников одна из актуальных на данный момент, так как получение необходимой информации происходит через различные информационные технологии в виде готового ответа. Поэтому возникает необходимость правильной и последовательной организации самостоятельной работы школьника на уроке с целью
развития культуры умственного труда: это техника чтения, изучение содержания источника и его отбор, ведение записей, желание понять изучаемый материал, устанавливая причинно-следственные связи, делать выводы. |
| Актуальность | Самостоятельная работа — это один из основных инструментов урока для формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках химии.
Задания для работы построены в соответствии с универсальными кодификаторами оценочных процедур, работающие на формирование знаниевого компонента, функциональной грамотности, метапредметных результатов. В процессе самостоятельной работы наиболее полно выявляются индивидуальные способности учащихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию личности. Увеличение роли самостоятельной работы обучающихся позволяет развивать умение учиться, формирует способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Обучающийся является активным субъектом образовательного процесса и учится ответственности за свою деятельность. |
| Новизна | Каждая самостоятельная работа проектируется под конкретный результаты, предусмотренных ФГОС. Самостоятельность — смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности личности.
Самостоятельная работа с использованием системы заданий; модулей, сводных таблиц, заданий для самоконтроля дает возможность обучающимся развивать и отрабатывать универсальные учебные действия, что предусматривает формирование выпускника школы, отвечающего современным требованиям. |
| Описание инновационного опыта | «Что сделано самим, лучше запоминается». Система заданий, соответствующая принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, посильности заданий и их разнообразие.
Сочетание разных форм заданий, соотнесение объема и сложности работы, определение темпа выполнения позволяет обучающимся осознавать цели и задачи работы, планировать свой результат, ведущий к желанию достижения поставленных задач, овладению способами самостоятельной познавательной деятельности. Логические переходы от предыдущих к последующим заданиям готовят почву для изучения и понимания темы. В начале изучения предмета химии 8 класса работа учителя и ученика ведется совместно по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определенного действия (например при изучении тем 8 класса «Кислород» и «Водород» и т.д., в начале 9 класса при изучение химии элементов и их соединений). Организация учебной деятельности может осуществляться через групповую, индивидуальную и парную работу. Постепенное развитие и нарастание самостоятельности обучающихся в старших классах, уровня их активности предполагает возможность выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также готовности к работе самостоятельно. Использование системы заданий возможно на разных этапах и типах уроков в зависимости от поставленных целей, а также в качестве домашнего задания. Например, при изучении темы «Алюминий и его соединения» 1.Необходимо рассмотреть положение алюминия в периодической системе Д.И. Менделеева. строение его атома; определить проявление свойств с точки зрения окислительно-восстановительных свойств, вспомнить принцип образования катионов, используя свои знания и умения работать самостоятельно. -используя предлагаемый познавательный текст, необходимо определить физические свойства алюминия, дополнить информацию изучением образцов алюминиевой проволоки и фольги, сделать выводы о его применении. -предположить химическую активность алюминия, его распространение в природе, сделать выводы по вопросам «В каком виде встречается алюминий в природе: в свободном или в виде соединений. И почему?», доказать опытным путем и составлением уравнений, подтверждающим свойства, сделать выводы о коррозии алюминия. -на основе проведения опытов: «Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей» акцентировать внимание о характере свойств алюминия (приложение 1) Домашнее задание: -проведение домашнего эксперимента (отчет в тетради) -изучение истории открытия и способах получения алюминия (подготовка сообщений-выступлений)., — знакомство с интересными фактами об алюминии (подготовка сообщений-выступлений). — выполнение заданий теста самоконтроля 2. Работа по обобщающей таблице: «Алюминий и его соединения» с последовательным заполнением предполагает самостоятельную классную и домашнюю работу по теме (приложение 2). 3.Выполнение заданий теста самоконтроля по теме позволяет сделать процесс обучения активным, осознанным; снизить психологическую нагрузку, формировать адекватную оценку своих знаний и возможностей (приложение 3). Подготовка сообщений с последующей презентацией работы позволяет расширить кругозор, проявить свои умения и ключевые навыки публичного выступления. |
| Продукт опыта / проекта | Модуль, сводная таблица, лист самоконтроля для самостоятельной работы по теме. |
| Затруднения в реализации, риски | Трудности: временные, трудоемкость, различная степень мотивации учащихся в образовательном учреждении. |
| Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Учащиеся вовлекаются в активную познавательную деятельность.
-поэтапная самостоятельная работа формирует умения планировать время; вырабатывать ответственность и инициативность, совершенствовать знания, умения применять знания на практике, такая деятельность является продуктивной. -систематическая организация самостоятельной работы на уроках, сочетание ее с различными видами домашней работы по предмету вырабатывает у обучающихся устойчивые навыки самостоятельной работы, дает возможность наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера, развивает интерес к изучению предметов естественно-математического цикла. Самостоятельное применение приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, способствует получению учащимися более глубоких знаний по предмету, качественной подготовке к оценочным процедурам, предусмотренных министерством образования (ВПР, ОГЭ). Как результат, обучающиеся принимают участие в конкурсах разного уровня, участвуют в школьных научных чтениях, в олимпиадах (есть призеры и победители регионального уровня), дистанционных конкурсах, занимаются дополнительно в ЦДООШ, поступают в профильные учебные заведения города Кирова и за его пределы. |
| Публикации по теме опыта | Представление опыта работы по теме в рамках круглого стола для педагогов общеобразовательных организаций города Кирова 13.11.2024, «Формирование ключевых компетенций через подготовку обучающихся к оценочным процедурам» |
| Экспертное заключение | |
| Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
| Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ. Основное и среднее образование. Естественно-научные предметы |


