ФИО
Колбина Надежда Петровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель географии
СТАЖ РАБОТЫ
53 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №68 города Кирова. Адрес: г.Киров, с.Бахта, ул. Юбилейная 14, телефоны 575-760; 575-769 E-mail: school-k68@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
индивидуальный проект, проектное обучение, деятельностный компонент, Технология, Внеурочная деятельность
Одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов, способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности. В содержании образования предполагается также: личностная ориентация, направленная на развитие личностных способностей учеников; усиление деятельностного компонента; креативность. Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает технология проектного обучения.
Краткий пересказ
• Применение технологии проектного обучения во внеурочной деятельности учащихся.
• Программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 9 класса.
• Цели учебного курса: формирование навыков исследования, развитие творческих способностей и логического мышления.
• Содержание курса: 34 часа, 1 час в неделю.
• Темы курса: технология работы над индивидуальным проектом, структура проекта, требования к проекту, тема и идея проекта, виды проекта, проблема проекта, формулирование цели и задач, объект и предмет, гипотеза, актуальность проекта, методы сбора информации, оформление продукта проектной деятельности, подготовка к публичной защите проекта.
• Планируемые результаты программы: личностные, метапредметные и предметные.
• Примерные темы проектных работ.
• Планирование научно-исследовательской работы: цель, задачи, актуальность, новизна, гипотеза, идея, концепция, метод исследования, научная тема, научное исследование, научное познание, объект исследования, предмет исследования, проблема, теория, умозаключение.
• Этапы работы в рамках исследования: выбор темы, составление плана, работа с научной литературой, работа с понятийным аппаратом, опытно-экспериментальная работа.
• Оформление исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников.
• Работа над исследовательским проектом: этапы работы, содержание этапов, публичное выступление.
• Пересказана только часть.
| Ф.И.О. | Колбина Надежда Петровна |
| Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №68 города Кирова.
Адрес: г.Киров, с.Бахта, ул. Юбилейная 14, телефоны 575-760; 575-769 E-mail: school-k68@mail.ru |
| Должность | Учитель географии |
| Стаж работы | 53 года |
| Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Применение технологии проектного обучения во внеурочной деятельности учащихся: опыт учителя географии |
| Ключевые слова | Технология, проектное обучение, индивидуальный проект, деятельностный компонент, внеурочная деятельность, результат |
| Аннотация (не больше 500 знаков) | Одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов, способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности. В содержании образования предполагается также: личностная ориентация, направленная на развитие личностных способностей учеников; усиление деятельностного компонента; креативность. Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает технология проектного обучения. |
| Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Опыт применения технологии проектного обучения направлен на развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления и практических навыков. Эта технология предполагает самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую) по решению какой-либо проблемы (теоретической или практической). Для решения проблемы необходимо интегрировать знания из разных областей науки, техники, технологии, творчества, а это возможно лишь при комплексной работе. Противоречие заключается в том, что решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов. |
| Актуальность | Актуальность моего опыта состоит в том, что проектная технология является важнейшим средством повышения эффективности в урочной и внеурочной деятельности, т.к. вызывает интерес школьников к учебе, формирует целостную систему универсальных УУД, создает условия для накопления опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Проектное обучение способствует формированию навыков, востребованных в современной среде: критическое мышление, командная работа, тайм-менеджмент, коммуникативные навыки. Работа над реальными проектами повышает мотивацию, усиливает вовлечённость учащихся, поскольку они видят практическую значимость своей деятельности. Проектное обучение результативно, т.к. даёт ученикам возможность не только приобрести ценные навыки, но и создать продукт: что-то действительно полезное (печатную статью, видеофильм, дневник путешествия, научный доклад, интервью и многое другое). |
| Новизна | Новизна опыта в том, что мной разработана программа внеурочной проектной деятельности, в которую включены теоретические и практические занятия в объеме 34 часа в год (один час в неделю). В программе широко используются все виды межпредметных связей с географией, историей, биологией и другими предметами. Результатом проектной деятельности являются проекты, представленные учениками на конкурсах и конференциях, проводимых на разных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском). |
| Описание инновационного опыта | Применение технологии проектного обучения во внеурочной деятельности. В 9 классе все выпускники должны выполнить индивидуальный итоговый проект и особое внимание уделяется проектам практической направленности. Разработка некоторых тем проекта выходит за рамки учебной программы школьных предметов и выполняется во внеурочной деятельности. Теоретические занятия проводятся в виде бесед, мини-лектория, на которых рассматриваются основные понятия проекта и исследования, их отличия и структура, изучаются методы, определяются цель и задачи, обосновываются гипотеза, объект, предмет исследования. Обучающиеся знакомятся с требованиями оформления результатов, с правилами оформления используемых источников информации и подготовки презентации. На теоретических занятиях обучающиеся осваивают алгоритм проектирования, основные шаги написания проекта: выбор темы проекта, актуальность проекта, постановка цели, задач; выбор методов работы; (для исследовательских проектов) анализ ситуации, выявление проблем, противоречия, формирование гипотезы и планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез; подготовка и написание работы, оформление; защита проекта, выступление. Практические занятия проводятся в виде практикумов-исследований, камеральных занятий в учебных аудиториях, консультаций и конференций. Исследовательские работы ведутся в школе, на пришкольной территории и в микрорайоне школы. Учащиеся получают знания и вырабатывают умения по оценке состояния компонентов окружающей среды. При организации исследований используются методы наблюдения, опроса, мониторинга Итоги подводятся на конференции, которая является формой образовательной деятельности, направленной на развитие познавательной активности обучающихся, их участию в проектной деятельности, установление коммуникации учащихся и педагогов. На конференции проходит защита исследовательских и проектных работ. Это основная форма подведения итогов реализации программы. |
| Продукт опыта / проекта | Продуктом опыта является программа учебного курса «Основы проектной деятельности» для обучающихся 9 класса. Значение рабочей программы проектной деятельности заключается в том, что она помогает реализовать требования ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. (см. Приложение). |
| Затруднения в реализации, риски | Применение технологии проектного обучения, несомненно, способствует развитию школьников, дает им возможность привлекать свои знания из разных предметных областей. Но, чтобы, это стало возможным, учитель сам должен владеть умением организовать проектную работу учащихся, направлять и интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Таким образом, использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы. |
| Результат использования опыта/проекта в практике работы | Результатами технологии проектного обучения являются: Повышение интереса к географии. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с ИКТ технологиями. У учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, что формирует познавательно-информационные и коммуникативные компетенции.
Развитие самостоятельности и творческого отношения к делу. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития у детей самостоятельности. Формирование навыков коллективного взаимообучения и общения. Учащиеся приобретают ценные навыки и получают возможность участвовать в мероприятиях разного уровня. Осознание практического значения получаемого нового знания. Учащиеся становятся более компетентными в проблемных областях географического знания, осознают практическое значение применения получаемого нового знания. Результат изменений в процессе применения данного опыта имеет положительную динамику. Правильно организованная работа помогает сформировать основные умения и навыки у обучающихся по исследовательской культуре. Методически грамотно подготовленное публичное выступление помогает ученику взглянуть на себя со стороны, побороть страх публичных выступлений, развить чувство уверенности в себе. Итогом организации проектной деятельности обучающихся являются сформированные УУД, активное участие в научно-практических конференциях и конкурсах школьного, городского, областного уровня. Участие в городской конференции «Отчий дом», в конкурсе «Юный гид экскурсовод», межрегиональном фестивале «Пою моё отечество» центра развития творчества детей и юношества «Лабиринт» и других мероприятиях даёт хорошие результаты. Проетк «Герои никогда не умирают — герои в нашей памяти живут» на городском конкурсе «Отчий дом» — награждена дипломом 1 степени. Проект — экскурсия «Достопримечательности у дома» занял 3 место на Городском конкурсе экскурсоводов. Проект про Бахтинскую сельскую библиотеку «Библиотеки — сокровищницы всех богатств человеческого общества» диплом 3 степени на городском конкурсе «Отчий дом». Проект о героях войны в городском конкурсе «Лица героев глазами детей» стала призёром (2 место). Проект «Сельскому хозяйству: быть или не быть» занял 3 место на городском конкурсе «Отчий дом». Проект «Образование и культура в Бахте» занял 3 место в Межрегиональном историко-культурологическом фестивале «Пою моё отечество». Проект «Народные промыслы Вятского края» и «Торф – наше богатство» — 2 место на городском конкурсе проектных работ «Отчий дом». |
| Публикации
по теме опыта |
Колбина Н.П. «Применение технологии проектного обучения: опыт учителя географии основной школы» на сайте https://fgosonline.ru/konkursy/ 07.10. 2024 №СП1000797447
Колбина Н.П. Информационный проект-экскурсия «Достопримечательности у дома». Публикация на Сайте Образовательной Социальной сети педагога. №7058670. 17.09.25. https://nsportal.ru/user/ Колбина Н.П. Публикация и свидетельство «За инновационную деятельность и распространение своего педагогического опыта «Духовно -нравственное развитие и воспитание учащихся через проектно- исследовательскую деятельность в школьном музее». №INN 68444-605 от 25.09.2025. ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ https://zscpo.ru/ Колбина Н.П. Сертификат и публикация «Участие в инновационной деятельности» на сайте РОСОБР SERT№ INN 68444-605 от 25/09/2025 https://www.rosobr.su/public#popup:infoblock Колбина Н.П. Публикация на сайте «Бессмертный Полк». О героях — земляках Бахтинского сельского совета. Апрель 2025 года. https://www.polkrf.ru/ |
| Экспертное заключение | Представленный опыт работы Колбиной Н.П. по теме «Применение технологии проектного обучения во внеурочной деятельности учащихся: опыт учителя географии» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта. |
| Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
| Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и общее образование |



