ФИО

Шестакова Наталья Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

29 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ СОШ № 23 г. Кирова

Предлагаемая программа внеурочной деятельности соответствует ФГОС и способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства нравственного, личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

YandexGPTКраткий пересказ

• Программа внеурочной деятельности «Грамотеи» для 5-6 классов.
• Цель программы: расширение лингвистического кругозора, воспитание нравственных чувств, формирование социального опыта и системы ценностей.
• Задачи программы: развитие лингвистических способностей, познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
• Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
• Организация деятельности учащихся на занятиях основана на общедидактических принципах: научности, наглядности, индивидуального подхода, последовательности и систематичности, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, занимательности.
• Возраст учащихся: 12-13 лет.
• Формы организации деятельности учащихся: групповые, индивидуальные, парные.
• Виды деятельности: теоретические, практические, индивидуальные.
• Используются разнообразные формы работы: викторины, лингвистические игры, КВН, орфографическое лото, турниры, исследование, защита проектов.
• Дидактический материал в основном стихотворной формы для легкого усвоения и запоминания.
• Программа завершается аукционом знаний и защитой проекта.
• Пересказана только часть.

Ф.И.О. Шестакова Наталья Александровна
Организация МБОУ СОШ № 23 г. Кирова
Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 29 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Грамотеи» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-6 класс
Ключевые слова Программа «Грамотеи», 5-6 класс, внеурочная деятельность
Аннотация (не более 500 знаков) Предлагаемая программа внеурочной деятельности соответствует ФГОС и способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства нравственного, личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 5- 6 классе.
Актуальность Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Новизна Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

 

Описание инновационного опыта Цель программы — расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; а также воспитание нравственных чувств, создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные:

развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;

развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;

формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

 

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих обще дидактических принципах:

— научности;

— наглядности;

— индивидуального подхода к учащимся;

— последовательности и систематичности в изложении материала;

— преемственности и перспективности в усвоении знаний;

— связи теории с практикой;

— доступности;

— занимательности.

 

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

— групповые (работа в больших и малых группах);

— индивидуальные;

— парные

 

Виды деятельности:

— теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

— практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

— индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

 

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

—викторины;

— лингвистические игры;

— КВН;

— орфографическое лото;

— эстафеты;

-турниры;

— исследование;

— защита проектов.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В каждом занятии прослеживаются три части:

— теоретическая;

— практическая;

— игровая.

Продукт опыта / проекта РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Грамотеи» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-6 класс
Затруднения в реализации, риски Затруднения вызывает большое количество учащихся. Рекомендуется проводить занятия в группах не более 15 человек
Публикации

по теме опыта

Шестакова Н.А. Программа курса внеурочной деятельности «Грамотеи» (6 класс)// Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся основной школы: сборник программ курсов внеурочной деятельности; Авторский коллектив. – Киров : Полиграфовна, 2024. – 136 с.
Экспертное заключение  
Ф.И.О. эксперта  
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ. Курсы внеурочной деятельности по русскому языку
Программа внеурочной деятельности Грамотеи 5-6 классы
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл