ФИО
Шестакова Наталья Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
29 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ СОШ № 23 г. Кирова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Предлагаемая программа внеурочной деятельности соответствует ФГОС и способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства нравственного, личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Краткий пересказ
• Программа внеурочной деятельности «Грамотеи» для 5-6 классов.
• Цель программы: расширение лингвистического кругозора, воспитание нравственных чувств, формирование социального опыта и системы ценностей.
• Задачи программы: развитие лингвистических способностей, познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
• Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
• Организация деятельности учащихся на занятиях основана на общедидактических принципах: научности, наглядности, индивидуального подхода, последовательности и систематичности, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, занимательности.
• Возраст учащихся: 12-13 лет.
• Формы организации деятельности учащихся: групповые, индивидуальные, парные.
• Виды деятельности: теоретические, практические, индивидуальные.
• Используются разнообразные формы работы: викторины, лингвистические игры, КВН, орфографическое лото, турниры, исследование, защита проектов.
• Дидактический материал в основном стихотворной формы для легкого усвоения и запоминания.
• Программа завершается аукционом знаний и защитой проекта.
• Пересказана только часть.
| Ф.И.О. | Шестакова Наталья Александровна |
| Организация | МБОУ СОШ № 23 г. Кирова |
| Должность | Учитель русского языка и литературы |
| Стаж работы | 29 лет |
| Тема инновационного педагогического опыта / проекта | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Грамотеи» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-6 класс |
| Ключевые слова | Программа «Грамотеи», 5-6 класс, внеурочная деятельность |
| Аннотация (не более 500 знаков) | Предлагаемая программа внеурочной деятельности соответствует ФГОС и способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства нравственного, личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. |
| Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 5- 6 классе. |
| Актуальность | Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. |
| Новизна | Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
|
| Описание инновационного опыта | Цель программы — расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; а также воспитание нравственных чувств, создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач: Образовательные: развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст. Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи; развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности. Воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа; овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность; формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих обще дидактических принципах: — научности; — наглядности; — индивидуального подхода к учащимся; — последовательности и систематичности в изложении материала; — преемственности и перспективности в усвоении знаний; — связи теории с практикой; — доступности; — занимательности.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: — групповые (работа в больших и малых группах); — индивидуальные; — парные
Виды деятельности: — теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет); — практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов); — индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы: —викторины; — лингвистические игры; — КВН; — орфографическое лото; — эстафеты; -турниры; — исследование; — защита проектов. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. В каждом занятии прослеживаются три части: — теоретическая; — практическая; — игровая. |
| Продукт опыта / проекта | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Грамотеи» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-6 класс |
| Затруднения в реализации, риски | Затруднения вызывает большое количество учащихся. Рекомендуется проводить занятия в группах не более 15 человек |
| Публикации
по теме опыта |
Шестакова Н.А. Программа курса внеурочной деятельности «Грамотеи» (6 класс)// Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся основной школы: сборник программ курсов внеурочной деятельности; Авторский коллектив. – Киров : Полиграфовна, 2024. – 136 с. |
| Экспертное заключение | |
| Ф.И.О. эксперта | |
| Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ. Курсы внеурочной деятельности по русскому языку |

