ФИО

Вострикова Нина Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель английского языка

СТАЖ РАБОТЫ

45 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

КОГОАУ «Лицей естественных наук» 610006, г. Киров, ул. Возрождения, 6. Телефон (8332)711-344. E-mail - xbl-klen@mail.ru

ФГОС нового поколения определяет «…формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации» как необходимый аспект образовательной деятельности.

Проблема экологии и защиты окружающей среды – одна из самых актуальных проблем современного общества.

Экологическое воспитание в лицее направлено на формирование у обучающихся заботливого, бережного отношения к природе, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному использованию ресурсов, к участию в сохранении природных богатств и сохранении жизни в целом.

Представлен опыт работы по развитию экологического мышления учащихся на уроках английского языка.

 Цель исследования заключается в разработке и апробации эффективных методик формирования экологического мировоззрения учащихся посредством изучения английского языка.

В ходе работы были реализованы следующие методические подходы:

  • Интеграция экологического содержания в учебный процесс
  • Использование разнообразных форм работы (проектная деятельность, игровые технологии, творческие задания)
  • Применение современных образовательных технологий
  • Системный подход к формированию экологической культуры

Практическая реализация включала:

  • Ведение экологических словарей и создание тематических альбомов
  • Работу с экологическим контентом (стихи, песни, пословицы)
  • Проведение тематических уроков и экологических проектов
  • Использование игровых технологий для закрепления материала

Результаты работы показали эффективность комплексного подхода к формированию экологического мышления. У учащихся наблюдается:

  • Повышение уровня экологической грамотности
  • Развитие ответственного отношения к природе
  • Формирование навыков бережного природопользования
  • Улучшение языковых компетенций в экологической сфере

Полученные результаты подтверждают, что английский язык является эффективным инструментом не только для изучения иностранного языка, но и для формирования экологической культуры учащихся.

YandexGPTКраткий пересказ

• Развитие экологического мышления на уроках английского языка.
• Технологическая карта урока «It’s an insect’s life» по УМК «Spotlight» для 5 класса.
• Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).
• Технология построения урока: личностно-деятельностная, коммуникативная, критического мышления.
• Тема урока: «It’s an insect’s life», Module 5, Lesson Across the curriculum: Science.
• Дидактическая цель: совершенствование практических умений в аудировании, говорении, письме, развитие навыков употребления лексики, создание мотивации к изучению иностранного языка.
• Образовательная цель: систематизация, обобщение и применение знаний и умений, развитие умений описывать человека, расширение словарного запаса, активизация навыка самопроверки и самоконтроля, развитие информационной, социокультурной и учебно-познавательной компетенции.
• Развивающая цель: совершенствование творческих и речевых способностей, развитие языковой догадки, восприятия и понимания содержания текста, выделение нужной информации.
• Воспитательная цель: осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка, формирование информационной культуры, толерантности и уважения к стране/людям/культуре изучаемого языка.
• Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты.
• Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
• Пересказана только часть.

Ф.И.О. Вострикова Нина Николаевна
Организация КОГОАУ «Лицей естественных наук» 610006, г. Киров, ул. Возрождения, 6. Телефон (8332)711-344. E-mail — xbl-klen@mail.ru
Должность Учитель английского языка
Стаж работы 45 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Развитие экологического мышления на уроках английского языка
Ключевые слова ФГОС ООО, экология, окружающая среда, экологическое мышление, экологическое воспитание
Аннотация (не более 500 знаков) ФГОС нового поколения определяет «…формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации» как необходимый аспект образовательной деятельности.

Проблема экологии и защиты окружающей среды – одна из самых актуальных проблем современного общества.

Экологическое воспитание в лицее направлено на формирование у обучающихся заботливого, бережного отношения к природе, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному использованию ресурсов, к участию в сохранении природных богатств и сохранении жизни в целом.

Представлен опыт работы по развитию экологического мышления учащихся на уроках английского языка.

Цель исследования заключается в разработке и апробации эффективных методик формирования экологического мировоззрения учащихся посредством изучения английского языка.

В ходе работы были реализованы следующие методические подходы:

  • Интеграция экологического содержания в учебный процесс
  • Использование разнообразных форм работы (проектная деятельность, игровые технологии, творческие задания)
  • Применение современных образовательных технологий
  • Системный подход к формированию экологической культуры

Практическая реализация включала:

  • Ведение экологических словарей и создание тематических альбомов
  • Работу с экологическим контентом (стихи, песни, пословицы)
  • Проведение тематических уроков и экологических проектов
  • Использование игровых технологий для закрепления материала

Результаты работы показали эффективность комплексного подхода к формированию экологического мышления. У учащихся наблюдается:

  • Повышение уровня экологической грамотности
  • Развитие ответственного отношения к природе
  • Формирование навыков бережного природопользования
  • Улучшение языковых компетенций в экологической сфере

Полученные результаты подтверждают, что английский язык является эффективным инструментом не только для изучения иностранного языка, но и для формирования экологической культуры учащихся.

Проблема, на решение которой направлен опыт/ проект Экологическое мышление становится критически важным навыком XXI века, поскольку человечество сталкивается с серьезными глобальными экологическими вызовами.

Основные проблемы, требующие решения через развитие экологического мышления:

  • Климатические изменения: рост концентрации парниковых газов в атмосфере, учащение природных катаклизмов (пожары, наводнения)
  • Угроза затопления: повышение уровня мирового океана создает опасность для целых государств
  • Загрязнение окружающей среды: накопление отходов, загрязнение воздуха и воды
  • Утрата биоразнообразия: разрушение экосистем и исчезновение видов
  • Нерациональное потребление: избыточное использование природных ресурсов без учета последствий

Проблема заключается в том, что современное общество недостаточно ответственно относится к воздействию на окружающую среду. Многие люди не осознают свою роль в сохранении экосистемы планеты и не оценивают последствия своих действий.

Развитие экологического мышления направлено на решение этих проблем через:

  • Формирование понимания ценности каждого элемента живой природы
  • Оценку последствий человеческой деятельности для окружающей среды
  • Воспитание ответственного отношения к природным ресурсам
  • Развитие навыков осознанного потребления
  • Привитие привычек экологичного поведения

Особую важность приобретает работа с подрастающим поколением, так как именно будущие поколения должны стать носителями экологического мышления и обеспечить сохранение планеты для следующих поколений.

Без развития экологического мышления человечество рискует усугубить существующие экологические проблемы до необратимых последствий, что делает эту задачу приоритетной для современного образования и общества в целом.

Актуальность Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития экологической культуры и грамотности современного поколения в условиях глобальных экологических вызовов.
Новизна Экологическое воспитание является важной составляющей образования. Необходимо учитывать возросшую динамику нашей жизни, поскольку на сегодняшний день недостаточно владеть только лишь академическими знаниями. Нужно уметь быстро ориентироваться в проблемных ситуациях и уметь применять знания на практике.
Описание инновационного опыта

 

Тема: Развитие экологического мышления на уроках английского языка

Цель: создание условий для развития экологического мышления обучающихся с учетом их профессиональных потребностей в рамках базового курса иностранного языка.

Преподавание предмета осуществляется поэтапно:

На младшей ступени — работа над лингвистической составляющей:

— расширение словарного запаса обучающихся через овладение профильно- ориентированной лексикой;

— работа над словоупотреблением;

— знакомство с базовой грамматикой.

На средней ступени – к лингвистической составляющей добавляются социокультурная, лингвострановедческая, дискурсивная компетентности:

— работа над текстами страноведческого характера по теме «Экология», «Охрана природы»;

— создание собственного речевого продукта по теме;

— работа над проектами и их защита в группе.

На старшей ступени – в совокупности развиваются лингвистическая, социокультурная, лингвострановедческая, дискурсивная, речевая, компенсаторная компетентности:

— система индивидуальной работы с обучающимися, организованной с учетом направления и специфики их научных исследований:

— технический перевод текста;

— подготовка научно-исследовательских работ;

— презентация проектов для выступления на научных конференциях;

— речевые тренинги для осуществления коммуникации на профессиональные темы.

На протяжении 25лет работы в лицее мною успешно применяются технологии дифференцированного обучения, критического мышления, метода проектов, технологию коллективного способа обучения, информационные технологии, так как именно они позволяют сделать уроки насыщенными, развивают у учащихся познавательную активность, логику, творческое и критическое мышление, желание общаться на английском языке.

Считаю, что совместная деятельность учителя и обучающихся на всех этапах образовательной деятельности, выбор способов, приемов и темпа обучения должны быть организованы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития их способностей к обучению.

Практика доказала, что такое обучение позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям обучающихся в учебных ситуациях.

Таким образом, экологическое мышление лицеистов на уроках иностранного языка отвечает новым требованиям к изучению иностранного языка как инструмента обучения в диалоге культур и цивилизации современного мира.

Продукт опыта/проекта Технологическая карта урока «It’s an insect’s life» в рамках модуля 5 «Мир животных» по УМК «Spotlight» («Английский в фокусе») 5 класс под редакцией Ю.Е. Ваулиной
Затруднения в реализации, риски ·  Сложность подбора материалов, соответствующих как языковому уровню учащихся, так и экологической проблематике.

·  Сопротивление учащихся при переходе от традиционной формы обучения к экологическим дискуссиям и проектной деятельности.

·  Затраты времени на подготовку проектов обучающихся, их реализацию.

Результат использования опыта/ проекта в практике работы

 

Развитие экологического мышления:

·  готовит лицеистов к преодолению трудностей в различных жизненных ситуациях,

·  имеет особое значение для раскрытия творческих способностей,

·  самостоятельной организации познавательной деятельности.

Результативность опыта заключается в позитивной динамике достижений обучающихся, которые показывают высокие результаты участия в конкурсах и конференциях различного уровня, итоговой аттестации по предмету.

Публикации по теме

опыта

 

статья The insect‘s life» — урок английского языка в рамках темы «Мир животных» по УМК «Spotlight» («Английский в фокусе»), 5-й класс, под редакцией Ю.Е. Ваулиной // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

ISBN 978-5-9567-0649-4

Экспертное заключение  Представленный опыт работы по теме «Развитие экологического мышления на уроках английского языка» рекомендован для размещения в региональном банке педагогического опыта.
Ф.И.О. эксперта Полушкина Гульчачак Форзановна, старший преподаватель кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», english@kirovipk.ru, 8(8332)255-442 (доб. 215)
Рубрика Основное и среднее образование. Иностранные языки
Развитие экологического мышления на уроках английского языка
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл