ФИО
Антышева Нина Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель химии
СТАЖ РАБОТЫ
34 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск» КОГОБУ СШ с УИОП пгт Нагорск 613260, Кировская область, Нагорский район, пгт Нагорск, ул. Советская, 169, (883349) 2-17-89. E-mail: mounag@inbox.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
отчёты, видеофиксация опытов, правила техники безопасности, Домашний эксперимент, мотивация
Практика обучения школьников химии показывает, что систематическое и грамотное использование домашнего эксперимента в значительной степени активизирует познавательную деятельность школьников, мотивирует их к изучению химии, создаёт условия позитивной коммуникации со сверстниками и с родителями, и обеспечивает знакомство, усвоение и неформальное понимание основных закономерностей химии на свойствах, часто используемых в жизни веществ и на реальных процессах. В данной работе приведены примеры домашних экспериментов, которые были проведены моими учениками на протяжении нескольких лет.
Краткий пересказ
• Вопросы формирования и активизации познавательного интереса учащихся к химии являются актуальными проблемами современной педагогической науки и практики.
• Химический эксперимент играет важную роль в формировании познавательного интереса к химии и облегчает понимание технологии химических производств.
• Учебный химический эксперимент является методом обучения, связывающим теорию с практикой при обучении химии.
• Ученический эксперимент подразделяется на лабораторные опыты, практические занятия и домашние опыты.
• Домашний эксперимент является индивидуальной практической самостоятельной работой учащихся, имеющей большое значение для развития интереса к химии и закрепления знаний и умений.
• Важно нацелить учащихся на выполнение опытов не только в школе, но и дома, используя безопасные и доступные реактивы.
• Систематическое и грамотное использование домашнего эксперимента активизирует познавательную деятельность учащихся и мотивирует их к изучению химии.
Ф.И.О. | Антышева Нина Александровна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск»
КОГОБУ СШ с УИОП пгт Нагорск 613260, Кировская область, Нагорский район, пгт Нагорск, ул. Советская, 169, (883349) 2-17-89. E-mail: mounag@inbox.ru |
Должность | Учитель химии |
Стаж работы | 34 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Домашний эксперимент как средство формирования познавательного интереса обучающихся к предмету «Химия»
|
Ключевые слова | Домашний эксперимент, мотивация, правила техники безопасности, видеофиксация опытов, отчёты. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Практика обучения школьников химии показывает, что систематическое и грамотное использование домашнего эксперимента в значительной степени активизирует познавательную деятельность школьников, мотивирует их к изучению химии, создаёт условия позитивной коммуникации со сверстниками и с родителями, и обеспечивает знакомство, усвоение и неформальное понимание основных закономерностей химии на свойствах, часто используемых в жизни веществ и на реальных процессах. В данной работе приведены примеры домашних экспериментов, которые были проведены моими учениками на протяжении нескольких лет. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Вопроcы формирования и активизации познавательного интереса учащихся к изучению химии относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Химия — наука экспериментальная, и для того, чтобы получить химические знания даже в самом минимальном объеме необходимо выполнение лабораторных работ. Как отмечают многие исследователи, домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Школьники осознают, что изучать эту науку можно не только в школьной лаборатории, но и дома. |
Актуальность | Домашний эксперимент, объективно существующий в практике преподавания — необычайно важный и полезный вид деятельности, который является одним из видов самостоятельной работы учащихся, имеющей большое значение как для развития интереса к химии, так и для закрепления знаний и многих практических умений и навыков. При выполнении домашних опытов ученик выступает в роли исследователя, который должен самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы. В домашних заданиях экспериментального характера заложены большие потенциальные возможности. Поэтому считаю, что для формирования познавательного интереса учащихся к предмету «Химия» необходимо по мере возможности использовать домашние экспериментальные задания. |
Новизна | Систематическое и грамотное проведение домашнего эксперимента в значительной степени активизирует познавательную деятельность школьников, мотивирует их к изучению химии, создаёт условия для коммуникации со сверстниками и с родителями, и обеспечивает знакомство, усвоение и неформальное понимание основных закономерностей химии на свойствах, часто используемых в жизни веществ и на реальных процессах. |
Описание инновационного опыта | Химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, «чудеса» можно не только увидеть своими глазами, но и сделать своими руками.
С первых уроков изучения химии нацеливаю учащихся на то, что они будут выполнять опыты не только в школе, но и дома. В домашний эксперимент я включаю опыты, для выполнения которых не нужны сложные установки и дорогие реактивы. Используемые реактивы должны быть безопасными и приобретаться в хозяйственных магазинах или аптеках. Однако и при использовании этих реактивов необходима консультация учителя. Все действия по проведению домашнего эксперимента не должны создавать угрозу здоровью исследователя и окружающим. Требования при выполнении домашнего эксперимента: соблюдение правил безопасности. Правила техники безопасности при проведении домашних опытов (инструкция для учащихся) при каждой работе обязательно проговариваются и выдаются в распечатанном виде. Для проведения каждого опыта выдаётся инструкция. Так же необходимо соблюдать требования к оформлению работы: название опыта, цель опыта, используемое оборудование и реактивы, правила безопасности, описание хода опыта, фотографии наблюдаемых явлений, видеофиксация, выводы. Приведу примеры некоторых домашних экспериментов, которые задавала своим учащимся: 1. Получение дистиллированной воды. 2. Адсорбционные свойства угля. 3. Условия коррозии. Способы защиты от коррозии. 4. Чернила для тайнописи 5. Разделение смесей (смесь поваренной соли, земли и стружек, образующихся после заточки карандаша). 6. Взаимодействие веществ. 7. Приготовление лимонада. 8. Наблюдения за горящей свечой. 9. Действие йода на крахмал. 10. Действие слюны на крахмал. 11. Теплопроводность алюминия Кроме того, некоторые учащиеся выполняли индивидуальные проекты: «Изготовление бумаги в домашних условиях», «Цветы из мыла в домашних условиях». На уроках, а чаще всего из-за нехватки урочного времени – на внеурочных занятиях, ребята с удовольствием просматривают представленные отчёты, а особенно видеофиксацию опытов. Делятся впечатлениями, что-то могут порекомендовать для лучшего выполнения опыта. Выполнение домашних экспериментальных заданий логически связывает теоретические знания по химии с повседневным жизненным опытом школьников, расширяет сферу применения знаний, способствует приобретению умения самостоятельно планировать свои действия и получать результат. |
Продукт опыта / проекта | Домашний эксперимент является одним из видов самостоятельной работы учащихся, имеющей большое значение для развития интереса к химии. Он позволяет сделать домашнюю работу ученика более увлекательной, а желание сравнить полученный результат с аналогичной работой одноклассников и получить оценку учителя, мотивируют учащегося на внутренне осознанное посещение занятий по химии и получение химического образования в целом. В ходе многолетней работы я убедилась, что включение учеников в такого рода деятельность даёт возможность заинтересовать детей в изучении такого сложного, но очень интересного предмета «Химия». |
Затруднения в реализации, риски | Разные возможности обучающихся к самостоятельной деятельности. |
Публикации
по теме опыта |
Антышева Н.А. Роль домашнего эксперимента в формировании познавательного интереса учащихся к предмету «Химия»
«Профессиональная ориентация в системе естественно-научного и географического образования»; 52-я областная научно-практическая конференция учителей географии, биологии, химии (Киров, 31 января 2025года) : Сборник материалов / Сост.Н.В.Носова; Авторский коллектив; ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» 2025. – Киров, 2025 — 168 с. С.120. — ISBN 978-5-6052918-2-4 |
Экспертное заключение | Представленный опыт работы Антышевой Н.А. по теме «Домашний эксперимент как средство формирования познавательного интереса обучающихся к предмету «Химия» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Рубрика (выбрать одну) | Естественно-научные предметы |