ФИО
Брунгарт Татьяна Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
воспитатель
СТАЖ РАБОТЫ
16 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 «Чебурашка» города Вятские Поляны Кировской области 612964, Кировская область, город Вятские Поляны, улица Мира, дом 59 E-mail: sadik.cheburashka@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
взаимодействие с природой, инициативность, трудовые навыки в природе, Социально-значимый труд, самостоятельность
Опыт работы посвящен проблеме формирования трудовых навыков у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в проектную деятельность экологической направленности. Проблема обусловлена необходимостью экологического воспитания с раннего возраста и формирования у детей ответственного отношения к окружающей среде, а также важностью трудового воспитания как средства подготовки к жизни в обществе.
Краткий пересказ
• Семья и детский сад являются важными институтами социализации дошкольников.
• Сотрудничество, взаимодействие и партнерство между детским садом и семьей являются ключевыми понятиями.
• Проектная деятельность является эффективным методом обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
• Труд играет важную роль в развитии и обучении детей, особенно в дошкольном возрасте.
• Трудовое воспитание детей должно быть систематическим, длительным и тесным сотрудничеством с семьями воспитанников.
• Непосредственное участие детей в трудовой деятельности способствует развитию трудовых навыков и личностных качеств.
• В дошкольном возрасте доступны четыре вида трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной и художественный труд.
• Проект «ЭкоТРУД» направлен на формирование трудовых навыков и основ экологического мировоззрения у детей.
• Реализация проекта «ЭкоТРУД» включает четыре тематических блока: «ЭкоОГОРОД», «ЭкоЦВЕТНИК», «ЭкоУЧАСТОК» и «ЭкоПОДОКОННИК».
• Проект «ЭкоТРУД» способствует развитию познавательных интересов ребенка, коммуникативных и нравственных качеств.
• Работа над проектами экологической направленности развивает целостное видение картины окружающего мира и коллективную работу детей.
Ф.И.О. | Брунгарт Татьяна Александровна |
Организация | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 «Чебурашка» города Вятские Поляны Кировской области
612964, Кировская область, город Вятские Поляны, улица Мира, дом 59 E-mail: sadik.cheburashka@mail.ru
|
Должность | воспитатель |
Стаж работы | 16 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста через проектную деятельность экологической направленности |
Ключевые слова | Социально-значимый труд, трудовые навыки в природе, самостоятельность, инициативность, взаимодействие с природой |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Опыт работы посвящен проблеме формирования трудовых навыков у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в проектную деятельность экологической направленности. Проблема обусловлена необходимостью экологического воспитания с раннего возраста и формирования у детей ответственного отношения к окружающей среде, а также важностью трудового воспитания как средства подготовки к жизни в обществе. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Советский педагог Макаренко Антон Семенович считал труд «одним из основных элементов» воспитательной работы. Недостаточно сформированных у современных дошкольников трудовых навыков и осознанного отношения к труду, а также в недостаточном понимании взаимосвязи между трудом и сохранением окружающей среды.
Основой зарождения, развития и внедрения опыта работы по данной теме послужило несколько факторов. Социальный заказ общества: современное общество испытывает потребность в активных, трудолюбивых и экологически сознательных гражданах, способных заботиться об окружающей среде и вносить свой вклад в ее сохранение. В связи с этим возрастает роль дошкольного образования в формировании у детей основ экологической культуры и трудовых навыков. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на формирование у детей дошкольного возраста общей культуры, развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств, в том числе трудолюбия, самостоятельности, инициативности, ответственности и экологического сознания. Анализ практики работы с детьми показал, что у многих дошкольников недостаточно развиты трудовые навыки, она не всегда проявляют интерес к труду и не осознают его значение для сохранения окружающей среды. Часто наблюдается потребительское отношение к природе и нежелание участвовать в элементарных видах трудовой деятельности (уборка игрушек, уход за растениями). Существующие методики трудового воспитания не всегда в полной мере учитывают современные требования и возможности экологического воспитания. Возникла необходимость в разработке новых подходов и технологий, позволяющих интегрировать трудовое и экологическое воспитание в единый образовательный процесс. Личная увлеченность педагога идеями экологического воспитания и поиск способов формирования трудовых навыков у детей стали важным фактором в выборе и развитии данной темы. |
Актуальность | Существует противоречие между теоретическим пониманием важности трудового воспитания и недостаточной практической реализацией.Использование проектной деятельности в работе, которая предполагает активное участие детей в планировании, организации и реализации проектов. Каждый ребенок имеет свои интересы, способности и темп работы. Организовать коллективную трудовую деятельность так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя и получить удовлетворение от процесса и результата непросто. Предполагается организация дифференцированной трудовой деятельности в рамках проектной деятельности, учитывающей индивидуальные особенности детей.
Дети живут в городской среде, и имеют ограниченный опыт взаимодействия с природой. Им сложно понять взаимосвязи в природе и осознать необходимость ее охраны, а организованная практическая деятельность детей в природе позволяет им получить реальный опыт взаимодействия с окружающей средой и сформировать бережное отношение к ней. Актуальность данной проблемы отражена в федеральном законе № 479-ФЗ от 4 августа 2023 года, где целью трудового воспитания обучающихся является формирование «трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда». |
Новизна | Новизна опыта заключается во внедрении комплекса инновационных подходов, направленных на эффективное формирование трудовых навыков и экологического сознания у детей дошкольного возраста через активное вовлечение их в проектную деятельность с использованием современных технологий и активным участием родителей. В разработке и реализации системы долгосрочных экологических проектов, интегрированных в образовательный процесс и направленных на формирование не только трудовых навыков, но и экологического сознания, ответственного отношения к природе и активной гражданской позиции. Включение в проектную деятельность элементов исследовательской работы (проведение опытов, наблюдений, сбор информации), творческой деятельности (создание поделок из природных материалов), социальной активности (участие в экологических акциях, пропаганда экологических знаний).
|
Описание инновационного опыта | Данный инновационный опыт направлен на повышение эффективности формирования трудовых навыков у детей дошкольного возраста посредством интеграции экологического воспитания и проектной деятельности, с применением современных технологий и активным участием родителей.
Технология проектной деятельности трансформирована в экологическую направленность. Совместно с детьми поводятся исследования, эксперименты (наблюдения, опыты), выявляются причины проблемы, разрабатывается план действий по их решению и реализации. Важным этапом уделяется в работе рефлексии и оценке результатов, с акцентом на пользу, которую проект принес окружающей среде и обществу. Активно в работе внедряется и применяется прием «Трудовые маршруты». Для выполнения проекта дети получают «трудовые маршруты» – карточки с заданиями («Полей цветы», «Убери мусор», «Собери листья»). Каждое задание имеет четкую цель и критерии оценки. Выполнив задание, ребенок отмечает это в маршруте и переходит к следующему. Это способствует развитию ответственности, планирования и самоконтроля. Информационно-коммуникационные технологии используются не только для презентации результатов, но и для активного исследования и создания контента. Родители с детьми используют планшеты или компьютеры для поиска информации о растениях и животных, фотографий, создания презентаций, разработки электронных буклетов и плакатов, участия в онлайн-консультациях. Активно используем прием «Родительский экологический десант». Вовлечение родителей в реализацию проектов, не только в качестве помощников, но и в качестве участников, экспертов, организаторов. Родители проводят мастер-классы по изготовлению поделок из природных материалов, организуют экскурсии на экологические объекты, участвуют в посадке деревьев и уборке территории, помогают детям в проведении исследований и оформлении результатов. Применение метода «Экологического аудита», адаптированный для дошкольников метод оценки состояния окружающей среды. Дети под руководством педагога проводят оценку экологического состояния территории детского сада, парка или сквера (определяют количество мусора, наличие зеленых насаждений, состояние почвы и воды). Результаты аудита оформляются в виде отчетов, презентаций, плакатов и используются для планирования дальнейшей проектной деятельности.
Целью опыта является выявление и практическая реализация эффективных методов и приемов формирования трудовых навыков у дошкольников через участие в экологических проектах. В рамках исследования были изучены теоретические основы трудового и экологического воспитания, а также передовой педагогический опыт в данной области.
Практическая часть опыта включает разработку и апробацию системы проектной деятельности для детей дошкольного возраста, ориентированной на экологическую тематику. Проекты разрабатывались с учетом возрастных особенностей детей и принципов доступности, наглядности, активности и самостоятельности. Задачи: •Формирование у детей осознанного и бережного отношения к природе. •Развитие трудолюбия, ответственности и аккуратности. •Освоение практических трудовых навыков, необходимых в повседневной жизни. •Развитие самостоятельности, инициативности и умения работать в команде. •Повышение самооценки и уверенности в своих силах. Опыт работы может быть полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, стремящимся к комплексному развитию личности воспитанников через интеграцию экологического и трудового воспитания. |
Продукт опыта / проекта | Благоустроенный прогулочный участок, цветник, грядки на огороде. Описание инновационного опыта.
|
Затруднения в реализации, риски | Недостаточный интерес детей к трудовой деятельности. Низкий уровень развития у детей определенных трудовых навыков. Недостаточное участие родителей в реализации проектов. Материально-техническое обеспечение. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Повысился уровень сформированности трудовых навыков у детей. Дети умеют самостоятельно планировать свою трудовую деятельность, организовывать рабочее место, выполнять различные трудовые операции (посадка, полив, прополка растений, уборка территории, изготовление поделок из природных материалов), соблюдать правила безопасности, доводить начатое дело до конца, оценивать результаты своего труда.
Дети проявляют интерес к изучению растений и животных, задают вопросы о природе, стремятся к исследованию и экспериментированию, с удовольствием участвуют в трудовой деятельности, проявляют инициативу и творчество. Дети понимают взаимосвязи в природе, осознают значение труда для сохранения окружающей среды, бережно относятся к растениям и животным, не загрязняют территорию, стремятся к экономии ресурсов. Развились социально-коммуникативные навыки Дети умеют работать в команде, договариваться, распределять обязанности, оказывать помощь друг другу, разрешать конфликты, выражать свое мнение и уважать мнение других. Повысилась активность и компетентность родителей в вопросах экологического и трудового воспитания. Родители активно участвуют в реализации проектов, оказывают помощь в организации мероприятий, делятся своими знаниями и опытом, проявляют интерес к успехам детей, создают условия для экологического и трудового воспитания в семье. Обогатилась предметно-пространственная развивающая среда группы. Создан огород на окне с теплицей, цветник на территории детского сада, пополнен уголок природы, приобретены необходимые оборудования и материалы для трудовой деятельности и экологических исследований. Педагоги овладели новыми методами и технологиями экологического и трудового воспитания, разработаны собственные проекты и методические материалы, активно обмениваются опытом с коллегами, проявляют творчество и инициативу. |
Публикации
по теме опыта |
На сайте сетевого издания УчиЛаб, № 1118611308061 от 15.04.2024 г. |
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | Фомина Татьяна Николаевна, Мышкина Ирина Борисовна, преподаватель кафедры дошкольного иначального общего образования |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Дошкольное образование ВОСПИТАНИЕ Дошкольное образование |