ФИО
Бусыгина Оксана Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель
СТАЖ РАБОТЫ
6 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска» 613340 Кировская область г. Советск, ул. Красноармейская, д. 47 Тел./факс (83375)2-19-52, тел. (83375)2-25-51 Е-mail: Sovetsk-school@yandex.ru
В педагогическом опыте раскрыта система работы по профориентации на уроках информатики с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (1 вариант). Представлены практические методы и приемы по изложению теоретического учебного материала и выполнению практических работ школьников, направленных на поиск и выбор профессии.
Краткий пересказ
• Современное общество требует от подрастающего поколения современных коммуникативных умений и навыков.
• Информационные технологии становятся необходимостью для успешной адаптации и профессионального выбора.
• Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями являются уязвимой группой для адаптации к современным условиям.
• Уроки информатики могут помочь школьникам с ОВЗ ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности.
• Информатика включает в себя современные коммуникативные технологии, что вызывает интерес у обучающихся.
• Обучение информатике в 8-9 классах имеет коррекционную и практическую направленность.
• Учебный материал по информатике включает темы, связанные с профессиями и профессиональным самоопределением.
• Уроки информатики могут помочь обучающимся с интеллектуальными нарушениями в выборе профессии и социализации.
Ф.И.О. | Бусыгина Оксана Александровна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска»
613340 Кировская область г. Советск, ул. Красноармейская, д. 47 Тел./факс (83375)2-19-52, тел. (83375)2-25-51 Е-mail: Sovetsk-school@yandex.ru |
Должность | учитель |
Стаж работы | 6 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Система работы учителя информатики по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями (1 вариант)
|
Ключевые слова | Профориентация, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, информатика |
Аннотация (не более 500 знаков) | В педагогическом опыте раскрыта система работы по профориентации на уроках информатики с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (1 вариант). Представлены практические методы и приемы по изложению теоретического учебного материала и выполнению практических работ школьников, направленных на поиск и выбор профессии. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Опыт работы посвящен важной проблеме помощи обучающимся с интеллектуальными нарушениями в процессе выбора профессии и дальнейшей самореализации. Основная мысль заключается в том, что учителя информатики могут играть ключевую роль в профессиональном самоопределении обучающихся данной группы, используя специфические методы и приемы, направленные на развитие их интересов и возможностей. |
Актуальность | Актуальность объясняется необходимостью обеспечения эффективного сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями на пути выбора профессии, что способствует их успешной адаптации в мире информационных технологий и на рынке труда. Особую значимость приобретают уроки информатики, обладающие значительным потенциалом для данной категории детей. Интеграция современных ИКТ-технологий в образовательный процесс, а также повышенный интерес к ним со стороны школьников открывают новые перспективы для проведения профориентационной работы. Что в свою очередь требует от педагога грамотного подбора различных методов и приёмов обучения. |
Новизна | В опыте описана система работы по профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (1 вариант) 8-9 классов на уроках информатики. |
Описание инновационного опыта | Для обучающихся с ОВЗ ежегодно возрастает набор профессий, которые они могут освоить, поэтому важно научить школьников ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, а также обучить способам подбору образовательного профессионального учреждения. И огромным потенциалом для разрешения данной проблемы обладают уроки информатики, так как включают в себя современные коммуникативные технологии и вызывают заинтересованность со стороны обучающихся, так как те в свою очередь не представляют свою жизнь без современных гаджетов. Поэтому важно стимулировать стремление школьников с ОВЗ к использованию ИКТ-технологий, но в силу своих особенностей развития детям такой группы необходима практическая помощь со стороны педагога, прежде всего для ориентации в современном мире информации, в том числе о профессиональном самоопределении.
Учебный материал по информатике включает себя следующие разделы и темы, которые могут служить основой для осуществления профориентационной работы со стороны педагога: Интернет как среда общения Структура сети Интернет Поиск информации в сети Интернет Цикл уроков по программе Power Point Цикл уроков по работе с текстовым редактором Информационные процессы. Работа с диаграммами и таблицами Также в 8-9 классах в рамках информатики включены уроки по выполнению мини-проектов, то есть выпускников необходимо обучить основам проектной деятельности, что является потребностью со стороны современного общества, для того, чтобы обучающиеся с интеллектуальными нарушениями могли быть конкурентоспособными и востребованными для профессиональной деятельности, обучиться базовым необходимым навыкам. Представляем план работы профориентационной направленности на уроках информатики с примерами заданий. 1.Этап Обозначение понятий «профессия», «учебное заведение», «образование», «трудоустройство». Задача учителя информатики состоит в том, чтобы в случае затруднения обучающиеся смогли самостоятельно с помощью современных гаджетов и сети Интернет осуществить поиск для обозначения вышеперечисленных понятий. Предлагается использовать рабочие листы для заполнения найденной информации, таким образом на последующих этапах работы школьники будут уже ориентироваться и соотносить, что относиться к профессиям, к учебным заведениям, образованию. 2 Этап. Поиск перечня профессий по Кировской области, на которые может поступить обучающийся коррекционной школы. После работы над основными понятиями обычно у обучающихся коррекционных школ возникает вопрос, какую же профессию они могут получить, так как в силу своих особенностей развития большая часть профессий недоступна для освоения. Поэтому к выпуску обучающийся должен уже конкретно знать и понимать, куда пойти учиться и на какую профессию. Задача учителя информатики заключается в том, чтобы сориентировать ученика в многообразии информации, которая может быть недостоверной и ложной, среди разных электронных и цифровых ресурсов. 3 Этап. Работа с презентацией в программе Power Point В учебной программе по информатике большую часть уроков посвящено работе с программой для составления презентаций (8-9 классы), поэтому данный этап является основным в работе по профориентации старшеклассников и требует от учителя прежде всего дисциплинированности и конкретизации каждого действия. Обучающиеся должны понимать, что они делают и зачем, понимать практическую значимость своей работы. Данный этап работы начинается после теоретического изучения и усвоения базовых навыков в работе с программой Power Point. Этап можно подразделить на несколько составляющих: 1) организационный 2) практический 3) подведение промежуточных итогов, внесение исправлений 4 этап. Выступление с презентацией Так как в учебном плане отводятся уроки на выполнение мини-проекта (2 урока), то необходимо дать обучающимся общие понятия о том, как же представить свою работу сверстникам. В нашем случае выступление школьника будет посвящено выбранной профессии. Подготовка: на презентации работ могут присутствовать старшеклассники, педагоги, классный руководитель. Обучающиеся заранее готовятся к своему выступлению, составляются карточки-подсказки (в зависимости от особенностей ребенка), план находится на доске. Рекомендуется уделить внимание внешнему виду учеников (строгий вид). Выступление: ученик с помощью карточек-подсказок увлеченно рассказывает о своей профессии и о планах поступления на основе своей презентации. По итогам выступления ученики и педагоги могут задать вопросы. Анализ: критерии оценивания обсуждаются заранее и приклеиваются в рабочий лист. Важно, чтобы обучающийся конкретно понимал, что от него требуется и как будет оценена его работа. По опыту работы можно утверждать, что в целом данный вид деятельности для старшеклассников сложен, но вызывает интерес, так как на первом плане – практическая значимость, а именно выбор профессии и дальнейшее представление о поступлении. Продукт деятельности: рабочий лист, презентация Таким образом, уроки информатики могут внести большой вклад в профессиональное самоопределение старшеклассников с интеллектуальными нарушениями и помочь решить одну из главных задач образования – получение профессии и социализация выпускников коррекционных школ. |
Продукт опыта / проекта | Примеры заданий, плана работы профориентационной направленности для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (1вариант) |
Затруднения в реализации, риски | Ограничение ресурсов, трудоемкость в подготовке к урокам, временные затраты |
Публикации
по теме опыта |
Бусыгина О. А, Особенности проведения уроков информатики профориентационной направленности /О. А. Бусыгина // СМИ «Педагогический альманах». – 2025. – № 25.
Адрес публикации: https://www.pedalmanac.ru/487657 |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Смирнова С.А., старший преподаватель кафедры инклюзивного образования |
Рубрика (выбрать одну) | Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |