ФИО
Ожегова Елена Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
39 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Кильмезь», КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь 613570 Кировская область пгт Кильмезь ул. Больничная д.3
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ФГОС НОО ориентирует на формирование у младшего школьника универсальных учебных действий, одним из направлений, которого является умение школьника ставить цель и задачи, работать по плану, осуществлять рефлексию деятельности.
Ментальные карты – это инструмент, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации, и сегодня, в современном информационном мире, никто не сомневается в важности этого навыка Ментальные карты – это возможность быстро запоминать большой объём информации, поэтому они незаменимы для учёбы, так как материал систематизирован. ФГОС начального общего образования ставит перед учителем задачу– научить ученика добывать и применять знания самостоятельно, учиться с удовольствием.
Краткий пересказ
• Ментальные карты — эффективный способ обработки информации.
• Принципы составления ментальных карт: главная тема в центре, ключевые слова на веточках, добавление картинок и схем.
• Правила записи ментальных карт: бумага белая, нелинованная, формат А4, тема в центре, слова на веточках сверху справа, одно-три слова на одной ветке, радиальная структура, больше разного цвета, печатные буквы.
• Ментальные карты используются для обучения, планирования, мозгового штурма и принятия решений.
• Примеры ментальных карт: по русской народной сказке «Колобок», на уроке русского языка по изучению нового материала, по литературному чтению.
• Источники информации о ментальных картах: Виноградова Н.Ф., Колесник Виталий, информационно-правовой курс для детей «Права ребёнка — твои права», использование ментальных карт в начальной школе.
Ф.И.О. | Ожегова Елена Анатольевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Кильмезь», КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь
613570 Кировская область пгт Кильмезь ул. Больничная д.3
|
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 39 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Составление и использование ментальных карт на уроках в начальной школе как средство развития мыслительных способностей учащихся».
Данная методика развивает креативное и визуальное мышление, память,формирует речь и способствует лучшему запоминанию информации. |
Ключевые слова | Ментальная карта, активизация, креативное мышление, систематизация |
Аннотация (не более 500 знаков) | ФГОС НОО ориентирует на формирование у младшего школьника универсальных учебных действий, одним из направлений, которого является умение школьника ставить цель и задачи, работать по плану, осуществлять рефлексию деятельности.
Ментальные карты – это инструмент, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации, и сегодня, в современном информационном мире, никто не сомневается в важности этого навыка Ментальные карты – это возможность быстро запоминать большой объём информации, поэтому они незаменимы для учёбы, так как материал систематизирован. ФГОС начального общего образования ставит перед учителем задачу– научить ученика добывать и применять знания самостоятельно, учиться с удовольствием.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | На уроках я столкнулась с тем, что большинство учащихся тяжело запоминают правила правописания, а прочитав текст, даже художественный, не могут его пересказать его в полном объёме, запоминают лишь отрывки и не могут их связать, затрудняются построить цепочку событий. ФГОС НОО требует нового подхода к обучению, целью, которого является «сделать ученика способным развиваться дальше без помощи учителя».
Лекция Кочуровой Ольги Александровны «Составление ментальных карт, как способ формирования универсальных учебных умений — моделирования», познакомила с методикой Mild Maps (Майнд Мэп) Тони Бьюзена, и я приняла решение использовать эту методику, чтобы попытаться решить проблему.
|
Актуальность | Для того чтобы ребенок не испытывал трудности в обучении необходимо развивать следующие навыки читательской грамотности:
– уметь читать; – уметь запоминать информацию; – уметь работать с информацией (выделять главное и важное); – уметь воспроизводить информацию «Очевидным становится факт, что усвоение теоретического материала для учащихся затруднено (сказывается влияние различных факторов), в связи с этим применение данного метода становится эффективным. Применение метода позволяет сгруппировать изучаемый материал, структурируя его и управляя им. Изображенный схематично материал заключает в себе основные положения изучаемой темы, заменяя многочисленные слова, применив только основные понятия и ключевые слова». (МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. Текст научной статьи «Науки об образовании» Куликова Виктория Викторовна). Этот метод дает возможность всем учащимся рассказать изученный материал по логически выстроенной траектории. «Карты разума» помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание участников образовательного процесса, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Главное достоинство метода — его универсальность, и то, что методика построения ментальных карт очень проста и может быть использована любым учеником. |
Новизна | Новизна метода заключается в том, что создание ментальных карт позволяет мне реализовать заложенный в основы ФГОС НОО системно-деятельностный и личностный подход. Помогает организовать самостоятельную работу обучающихся, развивать мыслительные процессы, формировать творческие способности и интерес к предмету. Опираясь на уже известный опыт работы, я создала ментальные карты, немного изменив внешний привычный вид. К «веточкам» добавила геометрические фигуры с ключевыми словами. Создала шаблоны ментальных карт по нескольким основным темам 1 класса, которые использую в работе и в следующих классах. Со 2 класса ученики составляют ментальные карты под моим руководством или самостоятельно. Чем чаще используются ментальные карты, тем стабильнее знания. Так как практика помогает формированию навыка. |
Описание инновационного опыта | Очень важно, чтобы на первых порах работы по составлению карты, помочь ребенку отработать технику ее создания. В первом классе ученики работают с готовыми ментальными картами. Дети раскрашивают разным цветом область с изученным материалом. Во 2-4 классах работаем в альбомах, которые назвали «Копилка знаний». Например, изучая тему «Имя существительное» в каждом классе добавляем «веточки» с ключевыми словами, так как расширяются и углубляются знания по этой теме.
Работу начинаю с 1 класса, учу алгоритму поиска и выбора ключевых слов. В качестве ключевых слов выбираем наиболее характерные, яркие, запоминаемые «говорящие» слова. Это первое, чему нужно научить детей для создания ментальных карт. Использую приемы: — зачеркните в предложении (тексте) все лишние слова, оставив одно главное; — выпишите выбранные ключевые слова ; -с опорой на ключевые слова вспомните и восстановите предложение (текст). Ментальная карта содержит только главные ключевые слова и благодаря радиальному оформлению (аналогично нейронам в головном мозгу) позволяет легко вспомнить информацию, в ней заключенную Второе – слова пишем печатным шрифтом (можно письменными буквами), а повторяющееся слова можно закодировать каким либо символом или цифрой. Третье — писать одно ключевое слово на линии. Линии подраздела должны выходить из одного узла. Четвертое – цвет. Он благоприятно влияет на восприятие информации, поэтому ментальную карту лучше делать цветной, но не аляпистой. Поэтому очень важно, чтобы линии, выходящие из одной точки, были одного цвета. При этом на следующем уровне цвет линий нужно изменить. Пятое – рисунки. Известно, что визуальная информация запоминается лучше, чем текст. Значки, схемы, смайлики, рисунки повышают качество восприятия и запоминания. Шестое — счет разделов. Перегруженная информацией ментальная карта тоже не принесет вам пользы. Поэтому в ментальной карте не должно быть более 9 веток. Больше ваш мозг просто не запомнит. 5 веток – идеально, 7 – оптимально, 9 – максимально Далее знакомлю с алгоритмом создания ментальой карты. Алгоритм построения ментальной карты. 1. Вместо линейной записи использую радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа, то есть действительно в фокусе внимания. 2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. 3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. 4. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. Затем заучиваем правило. При составлении ментальной карты помним про правила «домика»: плавные или прямые линии, печатные буквы, символы, цвет и счет разделов. ВАЖНО: все уровни ментальной карты заполняются последовательно. Следующий этап работы — это правила записи ментальных карт. 1. Формат бумаги А4 или альбомный лист. 2. Запись печатными буквами. 3. Структура карты радиальная. 4. Расположение ключевых слов должно быть последовательно изучению темы сверху справа. На одной ветке 1или 2 слова. Не должно быть более 9 веток: 5 – идеально, 7 оптимально, 9- максимально. 5. Обязательно использовать цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Больше картинок, символов. Метальные карты можно использовать на разных типах и формах урока:
Преимущества ментальных карт. 1. Пишем мало и с удовольствием 2. Нам все видно. 3. Развиваем память, внимание, воображение, включаем мыслительные процессы. 4. Задействуем весь (творческий и мыслительный) потенциал. 5. Идет запоминание. 6. Выучили материал легко.
|
Продукт опыта / проекта | Дидактическая копилка для 1 класса: ментальные карты по изучаемым темам.
|
Затруднения в реализации, риски | Чтобы работа по обучению самостоятельного составления ментальных карт была продуктивной, необходима большая подготовительная работа, требующая достаточного количества времени. Поэтому самое большое затруднение – это ограничение во времени на уроке. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Таким образом, проанализировав свой опыт работы по использованию ментальных карт в начальной школе, могу утверждать, что этот метод созвучен содержанию обновленных ФГОС НОО и принципам осуществления системно-деятельностного подхода в обучении, так как это способ организации образовательной деятельности, основанный на разностороннем развитии личности ребенка, формировании у него творческой и познавательной активности, самостоятельности и инициативности. Учитывая особенности младшего школьника использование ментальных карт в начальной школе возможно.Этот метод дает возможность повысить качество образовательных результатов. Методика построения карт очень проста и может быть использована любым учеником, в том числе и детьми с ОВЗ. Полученные результаты показали:
— ментальные карты нравятся детям по форме, а также как удобный, интересный, доступный способ по запоминанию, осмыслению и воспроизведению всевозможной информации по различным учебным предметам; — повышается уровень усвоения учебной информации; — сокращает время и силы на переработку учебной информации; — улучшает память и повышает интерес к учёбе. Я отметила, что: — меньше стало механического заучивания; — ответы стали более конкретными; — словарный запас слов учащихся увеличился; — предметная речь стала более правильной. Эта методика научила ребят ставить и решать задачи, быть мотивированным, уметь общаться, оценивать себя и других, а ещё добывать информацию, затем думать над ней, анализировать, обобщать и систематизировать. . Опрос учеников среднего и старшего звена показал, что многие дети пользуются этой методикой и в старших классах. Результы ВПР показатели высокое качество знаний обучающихся : все учащиеся успешно справились со всеми предложенными работами; качество знаний по русскому языку – 96%, математике -100%) |
Публикации
по теме опыта |
Авторский материал (статья)
Ожегова Е.А. «Научу за 5 минут. «Составление и использование ментальных карт на уроках в начальной школе как средство развития мыслительных способностей учащихся» Дата публикации: 07.10.2024 Ссылка на публикацию: http://konkurs2016.ru/publikacii/nacalnoe-obsee/naucu-za-5-minut-sostavlenie-i-ispolzovanie-mentaln yh-kart-na-urokah-v-nacalnoj-skole-kak-sredstvo-razvitia-myslitelnyh-sposobnostej-ucasihsa Данная работа прошла экспертную редакционную оценку. Выступление на окружном методическом объединении (ОМО) |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требования регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Князева Л.А., методист кафедры дошкольного и начального общего образования |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальное общее образование
|
Приложение 1 Дидактическая копилка для 1 класса — ментальные карты по изучаемым темам.
Приложение 2 МК созданные детьми. Приложение 4. Выступление «Научу за пять минут» Приложение 5. Презентация к выступлению. |