ФИО
Карнаухов Кирилл Олегович
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
5 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Одним из методов способствующих достижению планируемых результатов обучения на уроках русского языка является метод, известный как «Карта понятий». В его основе – идеи отечественного исследователя М.Е. Бершадского, автора когнитивной образовательной технологии. Карта понятий понимается как способ структурирования информации посредством установления взаимосвязей между понятиями. С помощью карты понятий обучающиеся систематизируют и обобщают знания, полученные в ходе изучения отдельной темы, раздела или даже предмета.
Краткий пересказ
Карта понятий как метод достижения метапредметных результатов
• Обновленный ФГОС требует от школьников владения навыками самостоятельного приобретения знаний и организации учебной деятельности.
• Карта понятий — метод работы с информацией, создающий графическое отображение связей между понятиями.
• Метод помогает систематизировать и обобщить знания, а также проверить уровень их понимания.
Применение метода карт понятий на уроке русского языка
• На уроке по теме «Местоимение» ученики получили частично заполненную карту понятий.
• В центре карты — термин «местоимение», от которого идут стрелочки к блокам «Определение», «Синтаксическая роль», «Разряды местоимений» и «Морфологические признаки».
• Ученики начали с определения понятия «местоимение» и заполнения блока «Синтаксическая роль».
• Затем перешли к блоку «Разряды местоимений», используя стихотворения и примеры.
• В блоке «Морфологические признаки» ученики выполняли задания на загадки и морфологический разбор местоимений.
Результаты использования метода карт понятий
• Метод показал свою универсальность и продуктивность.
• Ученики получили опорную схему, содержащую все сведения по теме.
• Метод помогает учителю и ученикам понять уровень усвоения учебного материала, что важно в связи с переходом на обновленный ФГОС.
Ф.И.О. | Карнаухов Кирилл Олегович |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 5 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Карта понятий как средство достижения планируемых результатов обучающихся на уроках русского языка |
Ключевые слова | Карта понятий, русский язык, познавательные результаты |
Аннотация (не более 500 знаков) | Одним из методов способствующих достижению планируемых результатов обучения на уроках русского языка является метод, известный как «Карта понятий». В его основе – идеи отечественного исследователя М.Е. Бершадского, автора когнитивной образовательной технологии.
Карта понятий понимается как способ структурирования информации посредством установления взаимосвязей между понятиями. С помощью карты понятий обучающиеся систематизируют и обобщают знания, полученные в ходе изучения отдельной темы, раздела или даже предмета. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Карта понятий может помочь решить следующие проблемы:
— структурирование информации: карта понятий организует идеи и знания в визуально понятную структуру; — упрощение сложных тем: карта понятий облегчает понимание комплексных концепций путем их разбивки на более простые элементы; — повышение креативности: карта понятий способствует генерации новых идей и связей между различными понятиями; — запоминание материала: визуальное представление информации помогает лучше запомнить материал; — совершенствование коммуникации: в процесс заполнения карты понятий обучающиеся обмениваются мыслями и идеями. |
Актуальность | В условиях быстро меняющегося мира визуализация информации становится важным инструментом для эффективного обучения. Кроме того, карта понятий помогает упорядочить и систематизировать большое количество информации, делая ее более доступной. |
Новизна | Обучающиеся с помощью метода карты понятий способны визуализировать и структурировать знания, что облегчает понимание и запоминание информации. |
Описание инновационного опыта | На уроках русского языка в рамках изучения большого раздела или темы обучающиеся нередко не видят связей между отдельными правилами, поэтому не способны составить общую картину. При проведении обобщающего урока по теме «Местоимение» в 6 классе метод карты понятий помог оценить, насколько хорошо шестиклассники усвоили учебный материал.
В начале урока каждый ученик получил лист формата A4, представляющий собой частично заполненную карту понятий. В ее центре располагался главный термин темы — местоимение. От него в разные стороны были проведены четыре стрелки, ведущие к блокам «Определение», «Синтаксическая роль», «Разряды местоимений» и «Морфологические признаки». Каждый из указанных блоков обучающимся предстояло заполнить. Карта понятий — это универсальный метод, который можно использовать в рамках изучения практически любой школьной дисциплины. Метод, с одной стороны, помогает детям составить общую картину из, на первый взгляд, разрозненных элементов, что способствует более глубокому пониманию и лучшему закреплению учебного материала, с другой, указывает учителю на возможные пробелы в знаниях у обучающихся. |
Продукт опыта / проекта | Урок русского языка в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи». |
Затруднения в реализации, риски | Заполнение карты понятий — затратный по времени процесс: обучающимся необходимо выполнить большой объем работы в рамках одного урока, что требует тщательной предварительной подготовки педагога при использовании данного метода. |
Публикации
по теме опыта |
Карнаухов, К.О. «Урок русского языка по теме «Местоимение как часть речи» в 6-м классе» [Текст] / К.О. Карнаухов // Трансформация системы «учитель — ученик» в образовательном процессе школы: методическое пособие: [Текст] / под ред. Н.Л. Галеевой, О.Г. Селивановой. — Москва: Кафедра управления образовательными системами. Т.И. Шамовой, МПГУ, Киров: ВВРНОЦ, 2023. – 104 с. — ISBN 978-5-6045628-3-3. |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Окунева С.А., к.п.н., ИРО Кировской области |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература |