ФИО

Карнаухов Кирилл Олегович

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

5 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru

Одним из методов способствующих достижению планируемых результатов обучения на уроках русского языка является метод, известный как «Карта понятий». В его основе – идеи отечественного исследователя М.Е. Бершадского, автора когнитивной образовательной технологии. Карта понятий понимается как способ структурирования информации посредством установления взаимосвязей между понятиями. С помощью карты понятий обучающиеся систематизируют и обобщают знания, полученные в ходе изучения отдельной темы, раздела или даже предмета.

YandexGPTКраткий пересказ

Карта понятий как метод достижения метапредметных результатов
• Обновленный ФГОС требует от школьников владения навыками самостоятельного приобретения знаний и организации учебной деятельности.
• Карта понятий — метод работы с информацией, создающий графическое отображение связей между понятиями.
• Метод помогает систематизировать и обобщить знания, а также проверить уровень их понимания.
Применение метода карт понятий на уроке русского языка
• На уроке по теме «Местоимение» ученики получили частично заполненную карту понятий.
• В центре карты — термин «местоимение», от которого идут стрелочки к блокам «Определение», «Синтаксическая роль», «Разряды местоимений» и «Морфологические признаки».
• Ученики начали с определения понятия «местоимение» и заполнения блока «Синтаксическая роль».
• Затем перешли к блоку «Разряды местоимений», используя стихотворения и примеры.
• В блоке «Морфологические признаки» ученики выполняли задания на загадки и морфологический разбор местоимений.
Результаты использования метода карт понятий
• Метод показал свою универсальность и продуктивность.
• Ученики получили опорную схему, содержащую все сведения по теме.
• Метод помогает учителю и ученикам понять уровень усвоения учебного материала, что важно в связи с переходом на обновленный ФГОС.

Ф.И.О. Карнаухов Кирилл Олегович
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru
Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 5 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Карта понятий как средство достижения планируемых результатов обучающихся на уроках русского языка
Ключевые слова Карта понятий, русский язык, познавательные результаты
Аннотация (не более 500 знаков) Одним из методов способствующих достижению планируемых результатов обучения на уроках русского языка является метод, известный как «Карта понятий». В его основе – идеи отечественного исследователя М.Е. Бершадского, автора когнитивной образовательной технологии.

Карта понятий понимается как способ структурирования информации посредством установления взаимосвязей между понятиями. С помощью карты понятий обучающиеся систематизируют и обобщают знания, полученные в ходе изучения отдельной темы, раздела или даже предмета.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Карта понятий может помочь решить следующие проблемы:

— структурирование информации: карта понятий организует идеи и знания в визуально понятную структуру;

— упрощение сложных тем: карта понятий облегчает понимание комплексных концепций путем их разбивки на более простые элементы;

— повышение креативности: карта понятий способствует генерации новых идей и связей между различными понятиями;

— запоминание материала: визуальное представление информации помогает лучше запомнить материал;

— совершенствование коммуникации: в процесс заполнения карты понятий обучающиеся обмениваются мыслями и идеями.

Актуальность В условиях быстро меняющегося мира визуализация информации становится важным инструментом для эффективного обучения. Кроме того, карта понятий помогает упорядочить и систематизировать большое количество информации, делая ее более доступной.
Новизна Обучающиеся с помощью метода карты понятий способны визуализировать и структурировать знания, что облегчает понимание и запоминание информации.
Описание инновационного опыта На уроках русского языка в рамках изучения большого раздела или темы обучающиеся нередко не видят связей между отдельными правилами, поэтому не способны составить общую картину. При проведении обобщающего урока по теме «Местоимение» в 6 классе метод карты понятий помог оценить, насколько хорошо шестиклассники усвоили учебный материал.

В начале урока каждый ученик получил лист формата A4, представляющий собой частично заполненную карту понятий. В ее центре располагался главный термин темы — местоимение. От него в разные стороны были проведены четыре стрелки, ведущие к блокам «Определение», «Синтаксическая роль», «Разряды местоимений» и «Морфологические признаки». Каждый из указанных блоков обучающимся предстояло заполнить.

Карта понятий — это универсальный метод, который можно использовать  в рамках изучения практически любой школьной дисциплины. Метод, с одной стороны, помогает детям составить общую картину из, на первый взгляд, разрозненных элементов, что способствует более глубокому пониманию и лучшему закреплению учебного материала, с другой, указывает учителю на возможные пробелы в знаниях у обучающихся.

Продукт опыта / проекта Урок русского языка в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи».
Затруднения в реализации, риски Заполнение карты понятий — затратный по времени процесс: обучающимся необходимо выполнить большой объем работы в рамках одного урока, что требует тщательной предварительной подготовки педагога при использовании данного метода.
Публикации

по теме опыта

Карнаухов, К.О. «Урок русского языка по теме «Местоимение как часть речи» в 6-м классе» [Текст] / К.О. Карнаухов // Трансформация системы «учитель — ученик» в образовательном процессе школы: методическое пособие: [Текст] / под ред. Н.Л. Галеевой, О.Г. Селивановой. — Москва: Кафедра управления образовательными системами. Т.И. Шамовой, МПГУ, Киров: ВВРНОЦ, 2023. – 104 с. — ISBN 978-5-6045628-3-3.
Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Окунева С.А., к.п.н., ИРО Кировской области
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

Статья. Карта понятий как средство достижения планируемых результатов учащихся на уроках русского языка
Скачать файл
Приложение 1
Скачать файл
Приложение 2
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл