ФИО
Кашина Надежда Георгиевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
30 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова, г. Киров, ул. Труда, 67-А, e-mail: school-k14@mail.ru, Тел.:(8332) 64-52-46
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
нестандартный метод, оценка деятельности, настольная игра, Литература
Цель проекта – повышение уровня освоения учащимися 5-го класса тем по литературе с использованием нестандартных интерактивных методов обучения (настольных игр). «Игрок нашего времени» представляет собой игровое поле, на котором представлен путь игроков в виде цифровой змейки. По нему передвигаются фишки каждого из участников. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее на нем количество ходов. Каждому цветному кругу, соответствует задание на карточках того же цвета. Игрок выбирает любую карточку того же цвета, что и круг. Настольная игра компактна
Ф.И.О. | Кашина Надежда Георгиевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова,
г. Киров, ул. Труда, 67-А, e-mail: school-k14@mail.ru, Тел.:(8332) 64-52-46 |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 30 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Игрок нашего времени»: настольная игра по литературе для учащихся 5 класса |
Ключевые слова | Литература, настольная игра, оценка деятельности, нестандартный метод |
Аннотация (не более 500 знаков) | Цель проекта – повышение уровня освоения учащимися 5-го класса тем по литературе с использованием нестандартных интерактивных методов обучения (настольных игр). «Игрок нашего времени» представляет собой игровое поле, на котором представлен путь игроков в виде цифровой змейки. По нему передвигаются фишки каждого из участников. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее на нем количество ходов. Каждому цветному кругу, соответствует задание на карточках того же цвета. Игрок выбирает любую карточку того же цвета, что и круг. Настольная игра компактна |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Зачастую в школах используются традиционные методы и технологии повторения пройденного материала на занятиях. Например, тесты, фронтальные опросы, зачеты и контрольные работы. У детей пропадает интерес к изучению литературы, потому что все эти методы в основном однотипные и шаблонные, слишком формальные и неинтересные для школьников. Эта ситуация заставила нас задуматься над проблемой усвоения материала.
Мы предлагаем решить эту проблему путем создания настольной игры по литературе для 5 класса, с помощью которой учащиеся смогут легко и непринуждённо повторить и закрепить весь пройденный материал. Наглядность, разноцветные карточки, разные задания, элемент соревновательности — все это повысит интерес учащихся к литературе. |
Актуальность | Ученикам 5 класса за учебный год необходимо изучить большое количество произведений разных жанров, терминов и биографий писателей. Для повторения и закрепления пройденного материала мы предлагаем настольную игру «Игрок нашего времени», которая позволит систематизировать знания. У детей развивается логика, память, сообразительность, целостное и зрительное восприятие, образное мышление, самостоятельность. Важно также обратить внимание, что у них не остается времени на то, чтобы отвлекаться, поскольку настольная игра проходит в интенсивном темпе. |
Новизна | Использование элементов геймификации в процессе обучения позволяет сделать будничные шаги по изучению материала интересной и увлекательной дорожкой к знаниям. |
Описание инновационного опыта | Игра предполагает использование игрового инвентаря (игрового поля, карточек, правил, кубиков, фигурок игроков и фишек, заменяющих множество показателей в игре), который размещается на локальной поверхности (столе) и используется игроками. |
Продукт опыта / проекта | Настольная игра «Игрок нашего времени» |
Затруднения в реализации, риски | Затруднений в реализации и риски отсутствуют. Самое главное преимущество нашего продукта – его независимость. Настольная игра не прикреплена к конкретному учебнику, а лишь следует школьной программе в целом. В дальнейшем можно изменять наполняемость или вид продукта, в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами или желанием учащихся, исходя из сферы применения (в классе или дома). |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Ученики в непринужденной дружеской и вместе с тем слегка соревновательной атмосфере смогут наладить контакт друг с другом, обсудить вместе произведения, услышать мнения одноклассников, закрепляя материал и выполняя учебную задачу.
Она приучает ребят работать и мыслить играя. К тому же соревновательный дух заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления. Практически каждый ученик лучше стал усваивать и воспроизводить через какое-то время пройденный материал. Новый формат закрепления материала активизирует читательский интерес, способствует более глубокому погружению в текст и осмыслению художественного произведения. Целесообразность использования игры в качестве метода состоит, с одной стороны, в организации свободного общения между учащимися и педагогом; а с другой стороны, эта игра – хорошее упражнение для развития произвольного внимания, памяти, логического мышления. |
Публикации
по теме опыта |
Статья:
Кашина Н. Г., Полякова А. А., Снигирева А. С., Ульянцева М. С., Шелгинская В. С. «Игрок нашего времени»: настольная игра по литературе для 5-го класса // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 7 – Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. – С. 111–114. |
Экспертное заключение | Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с необходимостью систематизации знаний пятиклассников по литературе, представлению информации в занимательной форме и разработки нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература |