ФИО
Вахрушев Роман Олегович
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель информатики
СТАЖ РАБОТЫ
9 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Полное наименование ОО в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского" города Кирова Сокращенное наименование ОО в соответствии с Уставом: Вятская православная гимназия Адрес ОО: 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 35 Контактный телефон:(8332) 65-38-44 E-mail:vpg-kirov@yandex.ru, vpg@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
робототехника, самостоятельность в обучении, Эксперимент, исследование, метапредметные результаты
Экспериментально-исследовательская деятельность имеет главную цель — развитие мотивации к получению новых знаний.
Эксперимент отлично вписывается в структуру как урочной, так и внеурочной деятельности с использованием робототехнических наборов. Это позволяет максимально эффективно активизировать познавательный интерес учащихся, например, при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики, на занятиях по робототехнике. Повышается уровень самостоятельности, эффективно развивается мышление обучающихся.
Основным условием развития мышления является деятельностный подход в обучении.
Ф.И.О. | Вахрушев Роман Олегович |
Организация | Полное наименование ОО в соответствии с Уставом:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова
Сокращенное наименование ОО в соответствии с Уставом: Вятская православная гимназия Адрес ОО: 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 35 Контактный телефон:(8332) 65-38-44 E—mail:vpg-kirov@yandex.ru, vpg@kirovedu.ru |
Должность | Учитель информатики |
Стаж работы | 9 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Экспериментально-исследовательская деятельность обучающихся на занятиях по робототехнике |
Ключевые слова | Эксперимент, исследование, метапредметные результаты, самостоятельность в обучении, робототехника |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Экспериментально-исследовательская деятельность имеет главную цель — развитие мотивации к получению новых знаний.
Эксперимент отлично вписывается в структуру как урочной, так и внеурочной деятельности с использованием робототехнических наборов. Это позволяет максимально эффективно активизировать познавательный интерес учащихся, например, при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики, на занятиях по робототехнике. Повышается уровень самостоятельности, эффективно развивается мышление обучающихся. Основным условием развития мышления является деятельностный подход в обучении.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В современных реалиях образование должно быть ориентировано на результат. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы определены, не только, как предметные знания в определенной области (математика, физика и т.д.).
Появились два новых типа результатов – метапредметные и личностные. Встала проблема эффективной реализации нового образовательного стандарта. Экспериментальная деятельность направлена на формирование исследовательской компетентности обучающихся, на мотивацию их к большей активности в их познавательной деятельности с целью достижения новых типов результатов обучения.
|
Актуальность | Экспериментально-исследовательская деятельность имеет главную цель — развитие мотивации к получению новых знаний. Учащийся в ситуации эксперимента, добывая материал путем проб и ошибок, лучше усваивает полученный опыт, чем, если бы этот материал ему дал учитель.
Для современной школы, в которой одной из важнейших задач, является воспитание творческой личности, способной ориентироваться в стремительно изменяющемся мире, о чем свидетельствует разнообразие видов и форм урочной и внеурочной деятельности, прописанных в новых образовательных стандартах, обучение через эксперимент и исследование является достаточно перспективным направлением.
|
Новизна | Структура занятия с включением в него эксперимента построена таким образом, чтобы учащиеся смогли принимать более активное участие в учебном процессе, добывать знание, необходимое для решения проблемы, поставленной учителем, с большой долей самостоятельности, что способствует формированию исследовательской компетентности у обучающихся.
Кроме того, в стандартной схеме занятия не предполагается использование формализованных задач, которые на бытовом, понятном уровне, приближают учащихся к изучаемой теме занятия. В классической схеме учащиеся, в основном, бездумно, начинают использовать материал нового занятия. К сожалению, на практике в большинстве случаев метод обучения через эксперимент применяется не часто. На мой взгляд, методика обучения через эксперимент — это очень перспективное направление, особенно в современной школе. |
Описание инновационного опыта | Экспериментальная деятельность учащихся направлена на развитие в учениках мотивации к получению новых знаний. Ученик в ситуации эксперимента, добывая материал путем проб и ошибок, лучше усваивает полученный опыт, чем если бы этот материал ему дал учитель.
Экспериментальная деятельность состоит из нескольких этапов: 1. Ситуативная задача. Примитивное представление о новом материале учащиеся получают на примере задачи из жизни, понятной на бытовом уровне. Формируется, так называемая, отправная точка, от которой ученик будет отталкиваться в процессе получения нового знания. 2. Начальное знание. Ученик получает начальное представление о теме занятия, которого не хватает для решения проблемы, которая ставится перед ним на следующем этапе. 3. Проблема для исследования. Перед учеником ставится проблемная задача, разрешить которую возможно лишь опытным путем, используя начальное знание о материале. Проведя эксперимент, методом проб и ошибок ученик сможет самостоятельно добыть новое знание. 4. Вопросы для решения проблемы исследования. В ходе эксперимента учащимся необходимо ответить на ряд вопросов, которые направляют ход их мыслей, и, в конечном итоге, приводят к решению поставленной задачи. 5. Конечное знание, вывод. На данном этапе формируется целостное представление о новом материале, делаются выводы об особенностях нового материала.
Структура занятия построена таким образом, чтобы учащиеся смогли принимать более активное участие в учебном процессе, добывать знание, необходимое для решения проблемы, поставленной учителем, с большой долей самостоятельности.
|
Продукт опыта / проекта | Методические разработки занятий по информатике и робототехнике |
Затруднения в реализации, риски | В настоящее время не все школы могут позволить себе использовать реальные наборы для занятий робототехникой. Для решения данной проблемы могут быть использованы различные среды программирования, такие, как, например, Scratch, различные виртуальные среды проектирования и моделирования: Virtual Robotics Toolkit, Lego Digital Designer, Colobot, Ceebot и другие.
То есть, сам по себе компьютер и некоторая среда разработки и моделирования, как вариант, также могут выступать предметом и, одновременно, объектом изучения. Одной из главных трудностей преподавания робототехники является потеря интереса и мотивации некоторых учащихся, когда процесс сборки завершен и наступает один из сложнейших этапов – программирование готовой модели. То есть проблема заключается в том, что необходимо грамотно строить ход занятия — исследования, мотивировать учащихся не только на сборку модели, но и на построение алгоритма ее работы.
|
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет эффективно формировать исследовательскую компетентность у обучащихся.
В дальнейшем этот опыт позволит им наиболее эффективно реализоваться как профессиональной сфере, так и в решении бытовых, жизненных задач и найти свое место в жизни.
|
Публикации
по теме опыта |
Статьи из сборников
1. Вахрушев Р.О. Экспериментальная деятельность учащихся на уроке по теме «Подпрограммы. Процедуры и функции» [Текст] / Р.О. Вахрушев. // Реализация деятельностного подхода в условиях перехода на стандарты второго поколения: Методический сборник. Из опыта работы кировского лицея естественных наук, г. Киров: изд-во МЦИТО, 2014. – С. 58-61. – ISBN 978-5-906642-08-0
2. Вахрушев Р.О. Интеллектуально-ориентированный процесс обучения как возможность реализации стандартов второго поколения на уроках информатики [Текст] / Р.О. Вахрушев. // Инновационный подход к обучению и воспитанию: материалы V Международного фестиваля методических идей. 24 октября 2014 г. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. – С. 28 – 30. – ISBN 978-5-906212-60-3
3. Vakhrushev R.O. Experimental activity as an opportunity of intellectual progress at the lessons of Computer Science [Текст] / R.O. Vakhrushev // V International Interdisciplinary Academic Conference «Innovations and human» Turkey, Antalya 26 April – May 7, 2014 г.
4. Вахрушев Р.О. Эксперимент как способ достижения метапредметных результатов на занятиях по робототехнике [Текст] / Р.О. Вахрушев. // Ученик и цивилизация: сборник материалов региональной научно – практической конференции 30 апреля 2021 года. – Киров: ООО Издательство Радуга-ПРЕСС, 2021. – С. 146-149. – ISBN 978-5-6045718-4-2
|
Экспертное заключение | Представленный опыт рекомендуется для внесения в областной банк педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Быкова Елена Леонидовна, методист отдела цифровых технологий в образовании ЦЦТ КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Математика и информатика |