ФИО

Полевщикова Людмила Ивановна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

39 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Шабалинское муниципальное общеобразовательное казённое учреждение средняя общеобразовательная школа п. Гостовский Шабалинского района Кировской области ШМОКУ СОШ п. Гостовский 612010 п.Гостовский, ул. Школьная, д.8 gost_school@mail.ru

Опыт работы направлен на формирование читательской грамотности в образовательном пространстве. Чтение – это базовое умение для учения и жизни, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении. В данном материале представлены эффективные приёмы по развитию навыка читательской грамотности. Приводятся примеры заданий для обучающихся 6 класса, формирующих умение находить и извлекать информацию из текста, интерпретировать информацию, интегрировать или связывать отдельные сообщения текста в единое целое, понимать и оценивать содержание текста.

Ф.И.О.   Полевщикова Людмила Ивановна
Организация Шабалинское муниципальное общеобразовательное казённое учреждение средняя общеобразовательная школа п. Гостовский Шабалинского района Кировской области

ШМОКУ СОШ п. Гостовский

612010 п.Гостовский, ул. Школьная, д.8

gost_school@mail.ru

Должность учитель русского языка и литературы
Стаж работы 39 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Работа с текстом на уроках литературы как способ формирования читательской грамотности»
Ключевые слова Художественный текст, кейс-технология, читательская грамотность, нравственные качества
Аннотация (не более 500 знаков) Опыт работы направлен на формирование читательской грамотности в образовательном пространстве. Чтение – это базовое умение для учения и жизни, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении. В данном материале представлены эффективные приёмы по развитию навыка читательской грамотности. Приводятся примеры заданий для обучающихся 6 класса, формирующих умение находить и извлекать информацию из текста, интерпретировать информацию, интегрировать или связывать отдельные сообщения текста в единое целое, понимать и оценивать содержание текста.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект .Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в качестве обязательного компонента метапредметных результатов выделяет «владение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Важным условием его формирования является разрешение противоречия между падением интереса к чтению у учащихся и необходимостью развития их читательской грамотности (компетенции).
Актуальность Итоги Всероссийских проверочных работ в 5 – 8 классах показывают, что школьники при поиске ответа на вопрос часто выделяют искомую информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; неточно интерпретируют художественные тексты, трудно выделяют авторскую позицию, не могут связывать намерения автора с выбранными им языковыми средствами. Поэтому тему формирования читательской грамотности считаю актуальной.
Новизна Для приобщения школьников к чтению, формирования их читательской грамотности использую на уроках литературы приёмы смыслового чтения.

Главное преимущество смыслового чтения – активная позиция ученика по отношению к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составление учеником собственных конструкций и понимание авторской позиции. Развиваются коммуникативные способности обучающихся.

Описание инновационного опыта Над темой «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» я работаю четвёртый год. Мне очень нравятся слова И.Г.Песталоцци, который сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами». Главная задача педагога – научить школьников работать с текстом.

Для этого я предлагаю детям разные задания:

— находить и извлекать информацию;

-осмысливать и оценивать информацию;

-понимать чувства героев, мотивы их поступков;

-составлять суждения с причинно-следственными отношениями;

-понимать и объяснять значение незнакомых слов на основе контекста;

-осмысливать и оценивать форму текста;

-понимать авторскую позицию, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-прогнозировать события на основе информации текста;

-выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Задания выполняются на основе текстов о добре и зле, которые учат детей милосердию, Ссстраданию, великодушию.

 

Продукт опыта / проекта Разработка заданий на формирование читательской грамотности у учащихся 6 класса для урока внеклассного чтения.
Затруднения в реализации, риски — Возросло число семей, где родители мало занимаются воспитанием ребёнка, развитием его нравственных качеств. Вследствие этого отсутствие глубокого и прочного интереса к чтению книг у обучающихся.

-Трудоёмкость (тщательная подготовка к занятиям, подбор дидактического материала).

— Риски (кропотливая работа к каждому уроку, умение найти самый нужный приём и метод).

Результат использования опыта/проекта в практике работы 1.Отмечается положительная динамика развития читательской грамотности по всем уровням:

2020 год – 25%;

2021 год – 37%;

2022 год – 51%;

2023 год – 69%.

 

2.Наблюдается повышение самооценки учащихся, активность в урочной и внеурочной деятельности, положительная динамика качества знаний.

 

3.Создана методическая копилка дидактического материала по формированию читательской грамотности на уроках литературы.

 

4.Участие в окружном конкурсе методических разработок по развитию читательской грамотности обучающихся в номинации мастер-класс «Дидактическая разработка задания, направленного на формирование читательской грамотности» (Диплом призёра).

 

5.Представление собственного опыта на школьном педсовете «Пути формирования функциональной грамотности обучающихся».

Публикации

по теме опыта

Данный материал опубликован в элекронном образовательном СМИ «Педагогический альманах». Свидетельство №372056 от 4 июля 2023г.
Экспертное заключение Тема инновационного педагогического опыта «Работа с текстом на уроках литературы как способ формирования читательской грамотности» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования и оценки читательской грамотности обучающихся.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО автор описывает условия формирования читательской грамотности обучающихся в урочной деятельности.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя по формированию читательской грамотности обучающихся на основе текстоцентрического подхода.

Достоинством инновационного педагогического опыта является внедрение приемов смыслового чтения в практику преподавания русского языка и литературы.

Приложение содержит конспект урока внеклассного чтения в 6 классе «Твори Добро, и ты растворишь зло», представленный в формате кейс-технологии.

Инновационный опыт, опубликованный в электронном образовательном журнале «Педагогический альманах», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Работа с текстом на уроках литературы как способ формирования читательской грамотности» соответствует требованиям, предъявляемым
к подобного рода документам, ФГОС ООО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

 

 

 

Дидактическая разработка
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл