ФИО

Казакова Наталья Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель математики

СТАЖ РАБОТЫ

18 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина» города Вятские Поляны Кировской области 612960 Кировская область город Вятские Поляны ул. Школьная д.55а 8(83334)61200, school2vp@mail.ru

Опыт посвящен формированию у обучающихся финансовой грамотности при изучении курса математики. Решение задач с экономическим содержанием позволяет использовать весь спектр математических методов для формирования разумного финансового поведения у обучающихся.  Использование финансовых задач на уроках и во внеурочной деятельности демонстрирует обучающимся практическую значимость математики и одновременно готовит их к финансовой самостоятельности и благополучию.

Ф.И.О. Казакова Наталья Владимировна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина» города Вятские Поляны Кировской области

612960 Кировская область город Вятские Поляны ул. Школьная д.55а

8(83334)61200, school2vp@mail.ru

Должность Учитель математики
Стаж работы 18
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Формирование финансовой грамотности обучающихся через решение задач с экономическим содержанием.
Ключевые слова Финансовая грамотность, финансы, финансовая безопасность, задачи с экономическим содержанием, образовательный продукт.
Аннотация (не более 500 знаков) Опыт посвящен формированию у обучающихся финансовой грамотности при изучении курса математики. Решение задач с экономическим содержанием позволяет использовать весь спектр математических методов для формирования разумного финансового поведения у обучающихся.

Использование финансовых задач на уроках и во внеурочной деятельности демонстрирует обучающимся практическую значимость математики и одновременно готовит их к финансовой самостоятельности и благополучию.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Низкий уровень знаний и практических навыков населения в сфере финансов влияет на качество жизни, а также приводит к отрицательным последствиям для общества и государства (новые мошеннические схемы, непродуманность финансовых решений, высокий уровень закредитованности населения и т.д.). Поэтому важно, используя разные ресурсы, формировать элементарные экономические представления для принятия как кратковременных финансовых решений, так и планирования долгосрочных вложений для экономически благополучной жизни.

При изучении математики для решения этой проблемы эффективно использовать задачи с экономическим содержанием, но в рамках школьного курса нет возможности использовать их в системе. Тем не менее, такие задачи включаются в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР по математике и вызывают у обучающихся трудности из-за отсутствия практики решения, недостаточных навыков системного и последовательного анализа задачи, построения необходимой модели решения, непонимания встречающихся терминов и т.д.

У обучающихся отсутствует или слабая мотивация изучения математики , поэтому усиление прикладной составляющей математического образования дает ученикам представление о необходимости применения математики на практике, играет большую роль при подготовке к итоговой аттестации по математике.

Актуальность Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют педагогов на формирование функциональной грамотности, одним из видов которой является финансовая грамотность. Современное образование направлено на формирование активного гражданина, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни в рыночных реалиях, несущего ответственность за свои решения.

В настоящее время личное финансовое благополучие зависит от каждого, и обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания.

Формирование финансовой грамотности при решении задач с экономическим содержанием осуществляется на основе построения прямой связи между получаемыми математическими знаниями на уроках и занятиях внеурочной деятельности и их практическим применением, что влияет на мотивацию  в процессе обучения.

Новизна В опыте представлены сюжетные задачи по математике, имеющие в своей основе экономические реалии, существующие в городе Вятские Поляны с указанием тарифов, акций и скидок и примеры образовательных ситуаций по их использованию.

 

Описание инновационного опыта Актуальность формирования финансовой грамотности современных школьников обусловлена тем, что в последнее время происходит рост роли денег и финансов в жизни каждого человека.

В основе опыта — работы по формированию финансовой грамотности, представленные у отечественных и зарубежных ученых: О.В. Кривонос и А.Н. Коломейчука, Т.А. Алмазовой, Н.В. Никаноркиной, А.В. Зеленцова, Л.Ю. Рыжановская, М.И. Подболотова, Н.В. Демина, Т.А. Аймалетдинов, Д.В. Моисеева и др.

Данные авторы отмечают, что при решении задач с экономическим содержанием в курсе математики поэтапно формируется финансовая грамотность, но часто возникают проблемы: обучающиеся не знают финансовых терминов, определений и не имеют необходимого опыта по решению таких задач, во взрослой жизни при возникновении финансовых проблем не могут правильно решить их, потому что не умеют рационально распоряжаться финансами. Для того чтобы преодолеть данные трудности, на своих уроках стала использовать задачи с экономическим содержанием в системе, используя разные средства.

1.                  Мной составлен сборник сюжетных задач «Математические задачи с экономическим содержанием», который содержит систему задач, демонстрирующих экономические модели, при анализе которых обучающиеся используют традиционный материал школьного курса математики. Сюжеты многих задач появились благодаря идеям детей. Данный продукт предназначен для работы на уроках математики в 5-9 классах, а также во внеурочной деятельности. Задачи выстроены по принципу от простого к сложному, решаются математическими методами, поэтому способствуют закреплению и развитию математических навыков.

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время на подготовку учителя ограничено, данный материал особенно полезен для организации систематической работы по формированию финансовой грамотности обучающихся.

2.                 Наряду с традиционными финансовыми задачами использую математические кейсы. Как правило, кейс содержит описание, проблему, строится на реальных фактах. Например, планирование летнего отдыха, ремонт, покупка нового планшета или телефона, страхование жизни, семейный бюджет. Решить кейс – это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. При составлении кейсов стремлюсь моделировать жизненные ситуации, в которых необходимо управлять личными финансами и формулировать вопросы, требующие от школьников в этих условиях принятия решений. После отработки большого количества кейсов делаем вывод, что финансово грамотное решение должно быть принято путем аккуратных математических расчетов.

Кейсы позволяют применить теоретические знания к решению практических задач; обеспечивают более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучающихся; позволяют совершенствовать гибкие навыки (soft skills), которые наиболее необходимы в реальной жизни.

3.                 Современное обучение невозможно организовать без привлечения инструментов и средств наглядности, поэтому в практике работы использую сетевые сервисы для решения экономических задач, реализации системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности. При подготовке дидактических материалов использую сервис LearningApps.org – это конструктор для создания интерактивных упражнений, в котором можно использовать звук, текст, видео, вовлекая разные каналы восприятия, что позволяет сделать уроки более эффективными, привлекательными и повысить мотивацию к обучению.

Системное включение в практику работы заданий с экономическим содержанием позволяет формировать у обучающихся не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно федеральному государственному образовательному стандарту последнего поколения.

 

  Продукт опыта/проекта Сборник сюжетных задач «Математические задачи с экономическим содержанием»

Сборник математических кейсов для формирования финансовой грамотности

Затруднения в реализации, риски Сложность в подборе задач, понятных и актуальных для обучающихся, с помощью которых можно работать над формированием финансовой грамотности.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Использование задач с экономическим содержанием при изучении математики позволяет мне продемонстрировать обучающимся практическую значимость математики и одновременно подготовить их к решению финансовых задач, диктуемых жизнью. В процессе решения задач и кейсов у обучающихся формируются личностные универсальные учебные действия: происходит осознание себя как члена семьи и общества; приходит понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; ученики овладевают начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развивается самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; могут спланировать собственный бюджет; развиваются навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Кроме практической значимости задач с экономическим содержанием, обучение их решению играет большую роль при подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, что подтверждается результатами, например, 100 % учеников выполняют такие задания.

 

Публикации

по теме опыта

1. Выступление «Формирование финансовой грамотности обучающихся через решение задач с экономическим содержанием» на окружном семинаре «Функциональная грамотность: формируем в школе» (2022 г).

2. Рабочая программа элективного курса «Решение задач с экономическим содержанием» // Материал находится в открытом доступе по адресу: https://znanio.ru/person/z11765385 Серия МП-28533929  (2023 г.)

3. «Формирование финансовой грамотности обучающихся через решение задач с экономическим содержанием» опубликован на сайте Академии Развития Творчества «АРТ-талант» www.art-talant.org СЕРИЯ 2330-79341 (2023 г.)

Экспертное заключение Данная модель предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной активности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск материала, умение ориентироваться в потоке информации. Материалы представленного опыта повышают мотивацию, познавательную активность и развивают информационную культуру учащихся к изучению предмета.
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, ст методист центра управления и инноваций, к.п.н.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Математика и информатика

 

Приложение Кейсы учебные
Скачать файл
Приложение Сборник задач
Скачать файл