ФИО
Банникова Светлана Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель музыки и изобразительного искусства
СТАЖ РАБОТЫ
14 лет 9 месяцев
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 47» города Кирова, МБОУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова, 610050 г. Киров, ул. А. Упита, д. 9 телефон +7(8332) 227-450, sch47@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
самореализация и развитие, доступность, инновационные технологии, культура, одарённые дети, креативность, интерес, Искусство, творчество
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:
- выявление одарённых и талантливых детей;
- помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности;
- контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников;
- поощрение одарённых детей;
- работа с родителями одарённых детей;
- работа с педагогическим коллективом;
взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.
Ф.И.О. | Банникова Светлана Владимировна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 47» города Кирова, МБОУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова, 610050 г. Киров, ул. А. Упита, д. 9 телефон +7(8332) 227-450, sch47@kirovedu.ru |
Должность | учитель музыки и изобразительного искусства |
Стаж работы | 14 лет 9 месяцев |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства» 7-11 класс (подготовка к олимпиадам предметной области «Искусство»). |
Ключевые слова | Искусство, одарённые дети, культура, творчество, креативность, интеллектуальная и исследовательская деятельность, инновационные технологии, доступность, интерес, самореализация и развитие. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:
1) выявление одарённых и талантливых детей; 2) помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности; 3) контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников; 4) поощрение одарённых детей; 5) работа с родителями одарённых детей; 6) работа с педагогическим коллективом; 7) взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Выявление, обучение и воспитание, поддержка одаренных, талантливых детей — одна из основных задач сегодняшней системы образования.
Поэтому, именно в школе должны закладываться основы развития творческой, думающей, самостоятельной личности. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. 3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей: обучение ребят выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. Педагогом должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности. |
Актуальность | Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.
Проанализировав накопленный опыт по организации работы с одаренными детьми в Кировской области, приняв во внимание пожелания и замечания педагогов предметной области «Искусство», обучающихся и родителей была создана программа «В мире искусства». Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка, помощь в организации работы педагога с одаренными детьми. |
Новизна | В разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки одаренных детей в области искусства, посредством вовлечения детей в интеллектуальную и творческую деятельность.
Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: воображением, нестандартным креативным мышлением, решением сложных проблемных ситуаций, логики. |
Описание инновационного опыта | Целью программы является создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных и талантливых обучающихся предметной области «Искусство»:
— выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных и талантливых детей, посредством приобщения к искусству; — создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент, может быть, еще не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие способностей. — формирование и развитие творческих способностей учащихся, самореализация и развитие; — удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии. Задачи: — организация разнообразной творческой и научной деятельности, способ-ствующей самореализации личности обучающегося; — выявление и развитие креативного мышления, творческого потенциала каждого ребенка, реализация его возможностей; — использование инновационных педагогических и информационных технологий на занятиях с целью достижения максимального уровня развития детей; — проведение различных олимпиад, интеллектуальных игр, мастер-классов, позволяющих обучающимся проявить свои способности. — формирование у обучающихся умений использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для своего общекультурного и профессионального самоопределения. В основу программы положены следующие принципы: — принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников; — доступность и наглядность; — последовательность и систематичность; — личностно-ориентированный принцип; — принцип гуманизма; — моделирование и создание ситуации успеха. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить, как интеллектуальную, творческую деятельность обучающихся. В течении учебного года предусмотрено 68 часов. Продолжительность одного занятия — 2 академических часа. Формы организации занятий: беседа, дискуссия, разбор заданий, практикум по решению учебных заданий (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура): «Театральные подмостки», «Театр», «Цирк», «Кинематограф», «Балет», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Архитектура», «Скульптура», «Литература», «Дизайн» и др.). Типология заданий: 1) задания на выявление учебно-познавательной компетенции, на развитие креативного мышления (информативного характера, направленные выявление эрудиции и культурного кругозора учащихся, полноты их знаний); 2) логические вопросы (задания аналитического характера с частично поисковой и творческой направленностью, выявляющие способности восприятия, анализа и интерпретации произведений); 3) задания на выявление способностей к систематизации материала; 4) задания на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенции (творческого характера, направленные на осмысление связи между явлениями художественной культуры и внутренним миром учащихся); 5) задания на развитие исследовательской и творческой компетенции (исследовательский проект, культурологический диктант, эссе, сочинение, стихи и т.д.); 6) задания, направленные на развитие художественного творчества (нарисовать эскиз, рисунок); 7) задания, направленные на работу со справочной литературой и Интернет-ресурсами (работа с терминами; поиск художественных произведений). Занятия проводятся в форме непосредственного общения с учащимися, широко используется проблемное обучение. На занятиях применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. |
Продукт опыта / проекта | Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире искусства». |
Затруднения в реализации, риски | Проблемы организации работы с одаренными детьми:
1)проблема выявления одаренных детей; 2)проблема обучения и развития одаренных детей; 3)проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми. Риски организации работы с одаренными детьми: 1)неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка; 2)рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним; 3)снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и учащихся школы. Риски (проблемы одаренных детей): 1)наличие специфических стратегий деятельности («все делать по-своему», системой контроля и регуляции своих действий); 2)особый тип обучаемости одаренных детей (высокая скорость и легкость обучения или замедленный темп обучения); 3)протестное поведение;. 4)увлеченность и одержимость одаренных детей; 5)негативное отношение к школе (учебный план не соответствует их способностям, а изучаемый на уроках материал давно знаком); 6)проблемы общения (одаренным детям нравятся сложные игры, нестандартные ситуации, серьезные увлечения, и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. дети оказывается в изоляции, уходят в себя); 7)стандартные правила и требования (одаренные дети не готовы соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе); 8)философские проблемы (поиски ответов на вопросы мироздания); 9)познавательная потребность; 10)целеполагание (одаренные дети ставят нереальные цели, они начинают переживать, это угнетает их психику и негативно влияют на учебную деятельность); 11)мышление и моторика (одаренные дети думают значительно быстрее, чем пишут, их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными); 12)поверхностные знания (на ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать проблему, связанную с поверхностными знаниями, это объясняется множественностью интересов ребенка); 13)внимание взрослых (одаренные дети монополизируют внимание учителей и других взрослых); 14)сверхчувствительность (одаренные дети не любят, когда на них повышают голос). В целом, основной круг проблем в работе с одаренными детьми в среднестатистической школе можно сформулировать следующим образом: · неумение диагностировать одаренность обучающихся; · отсутствие методической литературы; · нехватка времени для работы с такими детьми; · большая загруженность учащихся; · недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету. Учитывая все вышеназванные особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком. Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя способами: 1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других; · 2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; · 3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы, применять групповые формы работы. |
Результат использования опыта | Результат использования опыта педагога:
1)увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности; 2)повышение качества образования и воспитания школьников в целом. 3)положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня; 4)создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни; 5)самореализация, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся в творческой и познавательной деятельности, удовлетворенность обучающихся; 6)создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций. 7)повышение престижа школы на муниципальном и региональном уровне. О результативности и эффективности методической системы работы с одаренными детьми говорят высокие достижения обучающихся на олимпиадах по искусству (МХК), творческих конкурсах, выставках, конференциях, фестивалях разного уровня. С 2011 г. ежегодно занимаюсь подготовкой учащихся к муниципальному, региональному и заключительному этапам всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК). Ежегодно обучающиеся школы становятся призёрами и победителями муниципального, регионального этапа ВсОШ по искусству.Успеваемость за последние три года работы 100%; доля обучающихся на «4 и 5» от 98% до 100%; средняя оценка по предмету выше областных показателей. Выполнение программы за последние пять лет — 100%.Мной регулярно проводится мониторинг удовлетворённости детей уроками изобразительного искусства и музыки, кружка по внеурочной деятельности «В мире искусства». Они определяют, что им нравится на уроках, занятиях, что нужно изменить, какую оценку они бы поставили учителю. Ребята высоко оценивают нашу совместную деятельность. |
Публикации
по теме опыта |
1)Статья из сборника:
Банникова С.В. Методические основы организации работы с одарёнными детьми в рамках предметов художественно-эстетического цикла [Текст ] / науч. ред. и авт.-сост. Ю.В. Першина, Т.Ю. Ерёмина //Воспитательная среда как условие формирования личностных результатов образования: сборник методических материалов учителей МБОУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – С. 75-80. – УДК 371.4-ББК 74.200 (2Рос – 4 Ки) – В77. 2)Предисловие и статья Банникова С.В. Мониторинг результатов освоения обучающимися ООП на уроках художественно-эстетического цикла [Текст ] / Авт. сост. С.В. Банникова, Б.В. Бокарев, О.Г. Буторина, Е.Н. Вяличева и др. // Управление качеством результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися на примере изучения предметов художественно-эстетического цикла МБОУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2019. – С. 4-7. – УДК 373.31-ББК 74.24 (2Рос – 4 Ки) – У67. |
Экспертное заключение | Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства» 7-11 класс (подготовка к олимпиадам предметной области «Искусство») является перспективной и актуальной, так как позволяет обеспечить качественное обучение в образовательной организации, учит детей самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности обучающихся, повышает эффективность урочной и внеурочной деятельности, что очень актуально в условиях обновленного ФГОС.
Педагог активно на своих уроках использует различные формы деятельности, создаёт ситуацию взаимодействия, организовывает познавательною деятельность с различными источниками информации, осуществляет положительную мотивацию на всех стадиях обучения, обучающиеся приобретают практические навыки. В основе деятельности лежит системно – деятельностный подход, способствующий развитию творческих способностей, нестандартного мышления, воображения, приобретения новых знаний. Простота, доступность и разнообразие приемов, создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. Это способствует повышению качества обучения и интереса к предмету. Данный опыт педагога актуален, имеет практическую направленность и может быть использован в образовательном процессе педагогами различных категорий. |
Ф.И.О. эксперта | Пивоваров Александр Анатольевич – кандидат педагогических наук
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Искусство
|