ФИО

Черенева Надежда Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель биологии и химии

СТАЖ РАБОТЫ

31 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

МКОУ СОШ д. Денисовы Слободского района

Описанный педагогический опыт позволяет достичь метапредметных результатов    обучающихся на уроках биологии при реализации краеведческого подхода. В своей работе учитель отвечает на такие вопросы: как использовать содержание предмета в качестве средства развития ученика? Какой дидактический потенциал таит в себе каждый вид учебной работы? Особое внимание привлекают краеведческие инструктивные карты с разнообразными заданиями, направленные на достижение метапредметных результатов при обучении биологии.

Ф.И.О. Черенева Надежда Владимировна
Организация МКОУ СОШ д. Денисовы Слободского района
Должность Учитель биологии и химии
Стаж работы 31 год
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Реализация краеведческого подхода для достижения метапредметных результатов обучающихся на уроках биологии
Ключевые слова Биология, краеведческий подход, метапредметные результаты
Аннотация (не более 500 знаков) Описанный педагогический опыт позволяет достичь метапредметных результатов  обучающихся на уроках биологии при реализации краеведческого подхода. В своей работе учитель отвечает на такие вопросы : Как использовать содержание предмета в качестве средства развития ученика? Какой дидактический потенциал таит в себе каждый вид учебной работы? Особое внимание привлекают краеведческие инструктивные карты с разнообразными заданиями, направленные на достижение метапредметных результатов при обучении биологии.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Современное развитие человечества – ситуация нестандартных, неопределенных задач, что требует от каждого отдельного человека исследовательского отношения к окружающему миру. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предъявляет высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками школы программы по биологии. Предполагается, что в ходе обучения школьники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Актуальность Использование элементов краеведения на уроках биологии активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует формированию метапредметных умений, повышает уровень учебной мотивации, что в свою очередь формирует не только биологическую грамотность обучающихся, но и ценностное отношение к природе родного края.
Новизна Создание инструктивных краеведческих карт, которые используются на уроках биологии
Описание инновационного опыта   При реализации  краеведческого подхода на уроках биологии происходит достижение не только предметных, но и метапредметных результатов обучающихся.

На уроках биологии краеведческие факты и примеры очень «оживляют» изложение материала, делают его более понятным и доступным. Как никакой другой материал, краеведческие задания способствуют развитию умений анализировать условия учебной задачи; планировать пути и выбирать средства для достижения цели; составлять план решения проблемы, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Краеведческий подход на уроках биологии наиболее целесообразен в 6-7 классах, так как именно эти ученики довольно часто испытывают затруднения при подведении частных явлений под общие понятия и законы. Преодолеть это противоречие можно с помощью краеведческого материала. Например, при изучении темы «Отделы растений» ребятам предлагается следующее задание: сравнить строение растений данного отдела, произрастающих на территории Кировской области с растениями, произрастающими в других климатических зонах. На основании сходства указать общие признаки отдела. Таким образом, использование на уроках биологии элементов краеведения значительно облегчает усвоение учащимися общих биологических понятий, формирование учебных умений анализировать, сравнивать, обобщать.

Формированию познавательных универсальных учебных действий способствуют историко — этимологические поисковые задания. Например, при изучении темы «Отряды птиц» учащимся предлагается выяснить, в названиях каких районных центров Кировской области встречается птица, найти этому историческое объяснение (г.Зуевка и г.Орлов).

Для активизации интереса к изучению биологии соответствующих видов растений и животных целесообразно использовать геральдический материал. Учащимся предлагаются творческие задание: изучить гербы районов Кировской области; выяснить на гербах, каких районов области изображены растения и животные, почему именно они стали символом данного района, какому семейству (классу) относятся, их биологические особенности.

Использование творчества вятских поэтов на уроках биологии так же не оставляют детей равнодушными, создают соответствующий эмоциональный настрой, что способствуют усвоению материала.

Применение краеведческого материала способствует приобщению обучающихся к исследовательской и творческой деятельности. Изучая тему «Отделы растений» учащиеся выполняют творческие задания.

1.        Посетить Слободской краеведческий музей и в зале «Природа родного края» выяснить, какие виды споровых растений обитают в нашем крае. В дополнительной литературе (список предлагается) найти описание видов, составить отчет и подготовить выступление.

2.        Посетить школьную библиотеку и выяснить, представители каких отделов растений занесены в «Красную книгу Кировской области», составить отчет и подготовить выступление.

Данная форма проведения учебного занятия способствует формированию у обучающихся умений осуществлять поиск информации, структурировать ее, выбирать способ решения задачи.

Рассматривание произведений искусства, изучение фотографий охраняемых растений, грибов и животных, уникальных ландшафтов и памятников природы позволяет формировать умения вести наблюдения в природе за сезонными явлениями, объектами живой природы, выявлять взаимосвязи в природных процессах и явлениях.

Для данного вида работы учителем созданы оригинальные инструктивные карточки, содержащие краеведческий материал.

Продукт опыта / проекта Инструктивные краеведческие карты
Затруднения в реализации, риски Уменьшение числа часов на изучение программы по предмету «Биология»

 

Публикации

по теме опыта

Черенева Н.В. Изучение экосистем на уроках биологии в 6 классе с использованием репродукций известных вятских художников[Текст] / Н. В. Черенева // Практическая составляющая естественно – научного и географического образования: материалы 48-ой обл. науч.-практ. конфер. 29 января 2021 г., г. Киров : – Киров: «ИРО Кировской области, 2021. — С.32-34. — ISBN 978-5-6045628-1-9.
Экспертное заключение Практическая значимость данного опыта работы заключается в том, что инструктивные краеведческие карты, могут представлять интерес не только для учителя биологии, но и для других учителей-предметников. Опыт может быть транслирован в условиях любой образовательной организации, а также представлять идею для творчески работающих учителей по реализации краеведческого подхода в преподавании учебных предметов.
Ф.И.О. эксперта Носова Н.В., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Естественно-научные предметы

описание опыта Череневой Н.В
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл