ФИО
Бенчак Елена Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель-логопед (17 лет)
СТАЖ РАБОТЫ
32 года общий педагогический стаж
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58» города Кирова. МКДОУ № 58 г.Кирова, ул. Мира,32, тел. +7 (8332) 53-01-16. elena.benchak@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
мастер-класс для педагогов, просодическая сторона речи, речь, Дошкольники, интонационная выразительность речи
В данном материале рассматривается один из способов взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями для формирования просодической стороны речи у детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта.
Ф.И.О. | Бенчак Елена Александровна |
Организация | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58» города Кирова. МКДОУ № 58 г.Кирова, ул. Мира,32, тел. +7 (8332) 53-01-16. elena.benchak@yandex.ru |
Должность | Учитель-логопед |
Стаж работы | 17 лет (в указанной должности), 32 года общий педагогический стаж |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Тема опыта: «Формирование просодической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями в условиях логопункта».
Материал для БПО в рамках работы над темой: мастер-класс для педагогов «Слагаемые красивой речи» |
Ключевые слова | Дошкольники, речь, просодическая сторона речи, интонационная выразительность речи, мастер-класс для педагогов. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В данном материале рассматривается один из способов взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями для формирования просодической стороны речи у детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Одним из важных условий и факторов, которые обуславливают адекватное становление личности, является своевременное и правильное речевое развитие. Речь, как социальное явление, является инструментом для общения людей друг с другом, формируется и развивается с самых первых дней жизни ребенка и продолжает оставаться одной из основных функций на протяжении всей жизнедеятельности человека. Передача языковых значений происходит с помощью различных просодических компонентов речи, таких как интонация, речевая мелодия, временные и тембровые характеристики, ритм и пауза. Нарушения в процессе передачи языковых значений, обусловленное, в том числе, и недостаточным развитием одного из компонентов просодической стороны речи, приводит к нарушению процесса взаимодействия в социуме. Не только я, как учитель-логопед, но и педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи, поэтому для решения этой проблемы я привлекла воспитателей, показав им сначала мастер-класс, а затем рассмотрев путём проведения консультаций, практикумов, анализа чтения стихов детей на утренниках все компоненты просодической стороны речи. |
Актуальность | Известным фактом является то, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и с речевыми нарушениями различной тяжести. У детей с речевой патологией наряду с дефектами звукопроизношения и недоразвитием других сторон речи отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств. В соответствии ФГОС ДО, этим детям необходимо оказание коррекционно-развивающей помощи. В содержательном разделе ООП (основная образовательная программа) МКДОУ № 58 г. Кирова, пункт 2.3. «Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей», говорится: «…необходимо построение коррекционно-речевой работы при дошкольном образовательном учреждении, не имеющем в своей структуре групп компенсирующей направленности, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов, педагогов дошкольного учреждения и родителей дошкольников» |
Новизна | Новизна моей работы в этом направлении заключается в рационализации, то есть в поиске более эффективных способов работы над развитием просодической стороны речи с привлечением педагогов ДОУ. |
Описание инновационного опыта | Для работы по формированию просодической стороны речи у детей с речевыми нарушениями в условиях логопункт я поставила цель и определила задачи.
Цель: нормализация основных просодических компонентов речи у дошкольников с речевыми нарушениями за счет проведения специальных коррекционных упражнений, взаимодействуя с педагогами ДОУ. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: 1. Изучить литературу по вопросу развития просодической стороны речи при нормальном и нарушенном онтогенезе. 2. Исследовать просодическую сторону речи дошкольников с нарушениями речи, разработав методику диагностирования просодической стороны речи. 3. Выявить особенности и определить уровень сформированности состояния просодики у дошкольников. 4. Определить этапы работы и содержание специальных коррекционных упражнений для продуктивного развития просодики у дошкольников 5. Выработать методические мероприятия для педагогов дошкольного учреждения по формированию просодики. Гипотеза работы по теме: при исправлении речевых дефектов работа над просодической стороной речи занимает важное место, т.к. является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя просодический элемент, мы улучшаем другие компоненты речи дошкольников и их речь в целом. Теоретическая значимость работы по теме определяется дальнейшим развитием опыта коррекционной работы по нормализации просодической стороны речи как компонента речевой системы в целом. Практическая значимость работы по теме заключается в разрабатываемой системе коррекционно-развивающих упражнений по формированию просодики у дошкольников с речевыми нарушениями, а также методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по развитию выразительности речи. Под влиянием специально включаемых игр по развитию интонации в режимные моменты у дошкольников с недостатками речи наблюдается положительная динамика в нормализации просодического компонента. Полученные умения дети используют на конкурсах чтецов, утренниках, в драматизациях, выступая перед младшими детьми и родителями. Опыт работы рекомендую к использованию другими специалистами, работающими как в условиях групп компенсирующей направленности, так и в группах общеразвивающего вида. |
Продукт опыта / проекта | Мастер-класс для педагогов (из цикла мероприятий для педагогов в рамках методической работы по теме опыта). |
Затруднения в реализации, риски | 1.Обширность (охват) обследуемых
2.Нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия, которые тормозят развитие интонационной выразительности 3.Комплексная работа требует систематичности, непрерывности, длительности |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
За период с сентября 2022 года по март 2023 года в результате диагностики выявлена положительная динамика в развитии просодической стороны речи. Об этом говорит не только количественная диагностика, но и то, с каким удовольствием наши воспитанники участвуют, во-первых, в конкурсах чтецов и фестивале «Покажи мне сказку», ставшими уже традиционными в нашем детском саду, а, во-вторых, в конкурсах чтецов различного уровня.
Чтобы результаты работы были стабильными, я считаю, что необходимо продолжить работу над развитием просодического компонента речи, привлекая не только педагогов ДОУ, но и родителей воспитанников детского сада. |
Публикации
по теме опыта |
Нет |
Экспертное заключение | Предлагаемый мастер-класс, входящий в комплекс мероприятий по теме педагогического опыта , можно использовать и другим специалистам, работающими как в условиях групп компенсирующей направленности, так и в группах общеразвивающего вида, а также может быть включён в региональный банк педагогического опыта КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Дошкольное образование |