ФИО
Ванчугова Светлана Михайловна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
34 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Советского района Кировской области Адрес: 613340, Кировская область, г. Советск, ул. Карла Либкнехта, д. 24, т. (83375)21058 E-mail: MOU1SOVETSK@YANDEX.RU
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Обеспечение разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом. Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию, повышение материально- технического уровня учебно-воспитательного процесса. Изучение истории своего края, его природы, народных промыслов и этнографических особенностей.
Ф.И.О. Ванчугова Светлана Михайловна | |
Учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Советского района Кировской области
Адрес: 613340, Кировская область, г. Советск, ул. Карла Либкнехта, д. 24, т. (83375)21058 E-mail: MOU1SOVETSK@YANDEX.RU |
|
Должность учитель начальных классов | |
Стаж работы 34 года | |
1. Тема инновационного педагогического опыта Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности | |
2. Источник изменений
В реализации программы по эколого-краеведческому образованию младших школьников необходимо разрешить противоречия: между позитивными экокультурными установками и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате стихийного взаимодействия с социумом; между активной природой младшего школьника и преобладанием вербальных методов в практике экологического воспитания; между потребностью формирования у учащихся патриотического отношения к малой родине и отсутствием эколого-краеведческих знаний: между развитием навыков здоровьесбережения младших школьников и недостаточностью знаний и навыков по данной проблеме у учеников и родителей. Эти противоречия создают проблему, заключающуюся в необходимости развития и становления экологической культуры младших школьников. Решение этой проблемы можно осуществить в процессе эколого-краеведческого образования, т.е. обучения, воспитания и практической деятельности на основе изучения эколого-краеведческого материала. |
|
3. Идея изменений
Обеспечение разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом. Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию, повышение материально- технического уровня учебно-воспитательного процесса. Изучение истории своего края, его природы, народных промыслов и этнографических особенностей. |
|
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Острота и актуальность формирования и развития экологически грамотной личности на современном этапе развития общества. |
Новизна | Включение эколого-краеведческого материала в содержание всех предметов, преподаваемых в начальной школе, разработка и проведение внеурочных занятий эколого-краеведческой направленности. |
Ожидания | Развитие общественно значимых личных качеств учащихся, формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости и необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию её богатств, пониманию важности воспроизводства естественных ресурсов. |
Затруднения в реализации, риски | Затруднения в реализации:
1) сложные экологические проблемы замалчиваются, СМИ не всегда реально отражают ситуацию; 2) неосознанность учащимися того, что важнейшая обязанность каждого гражданина своей страны – охрана природы и бережное отношение к её богатствам; 3) примеры отрицательного воздействия взрослого населения на экологию. |
5. Условия реализации изменений
Создание специальной развивающей среды, обеспечивающей формирование общественно значимых личностных качеств у школьников через учебную и природоохранную деятельность. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Компетентность педагога в процессах экологического воспитания. |
|
6. Результат изменений
У школьников формируется социально-ориентированный взгляд на окружающий мир: овладение основами экологической грамотности, правилами нравственного поведения в мире природы и людей. Они способны регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека. За последние три года разработаны 12 исследовательских работ экологического и краеведческого характера, из которых 4 удостоены дипломов победителей окружного конкурса, 2 призовых места. Международного конкурса исследовательских работ имени Вернадского, 2 победителя областной конференции «Я познаю природу». Положительная динамика подтверждается победами на Всероссийских конкурсах экологической направленности: «Человек и природа» — 11 победителей, «Эму-специалист» (окружающий мир) — 7 призовых мест; победы в областных творческих конкурсах «Образы Земли», «Гимн воде», «Из отходов в доходы». Совместно с родителями проведено 6 экологических акций, 3 эколого-краеведческих экспедиции. Проводимая работа отмечена благодарственным письмом Комитета охраны окружающей среды в Советском районе. |
|
7. Публикации
1. https://урок.рф/library/urok_okruzhayushego_miranash_kraj_160835.html Урок окружающего мира « Наш край» 2. https://урок.рф/library/konspekt_uroka_opk_otnoshenie_hristianina_k_priro_153031.html Урок ОПК « Отношение христианина к природе» 3. https://урок.рф/library/_zimnimi_tropkami__klub_vihodnogo_dnya_164947.html Внеклассное мероприятие « Зимними тропками» 4. Методическая разработка урока «Окружающий мир» по программе «Начальная школа 21 века» 5. https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-po-okruzhayuschemu-miru-znatoki-1944135.html Интерактивная игра по «Окружающему миру» Внеклассное мероприятие «Люби и знай родной край» 7. https://урок.рф/library/konkursnaya_programma_mama_papa_ya_ekologicheska_095026.html Конкурсная программа «Папа, мама, я- экологическая семья» |
|
8. Описание инновационного опыта учителя
Система работы построена по следующим блокам. 1. Информационный, познавательный блок а) в рамках учебного процесса (включение эколого-краеведческого материала в содержание уроков, интеграция уроков разных циклов, дидактические игры, викторины) б) в рамках внеклассной работы (проведение экоуроков, посещение музеев, дендропарка, экскурсии в природные сообщества, декады по окружающему миру, олимпиады, конкурсы творческих работ, экологические праздники, турниры эрудитов, постановка экологических спектаклей) 2. Исследовательский блок (метод учебного исследования на уроках, самостоятельное и групповое проведение исследований, оформление исследовательских работ и представление на конференциях) 3. Практический блок: а) самостоятельная деятельность учащихся (наблюдение, природоохранительная деятельность в пределах класса, школы — уход за растениями) б) совместно с родителями (благоустройство территории, экологические акции, эколого-краеведческие экспедиции, сбор макулатуры, сбор лекарственных трав) |
|
Экспертное заключение Представление опыта на региональном уровне. Целевая аудитория представленного опыта – учителя начальных классов.\ Опыт будет интересен учителям экологии, краеведения основной школы. | |
Ф.И.О. эксперта Туева Анна Михайловна, заведующая информационно-методическим сектором МКУ «Ресурсный центр образования Советского района Кировской области» | |
Составляющие образования
Обучение, воспитание |
|
Ключевые слова Экологическое образование, эколого-краеведческий материал | |
Приложение
1. Дополнение к календарно-тематическому планированию курса «Окружающий мир» (2 класс) Н.Ф. Виноградова с учётом изучения эколого-краеведческого материала 2. Авторский материал к урокам окружающего мира 3. Образцы заданий из авторского задачника 4. Фрагмент урока русского языка с использованием экологического материала 5. Проектные работы обучающихся «Влияние световых и тепловых условий на выгонку тюльпанов», «Изучаем памятники природы Советского района» 6. Авторский материал к уроку ОПК по теме «Храм» 7. Конспект внеклассного мероприятия «Папа, мама, я – экологическая семья» 8. Технологическая карта внеклассного занятия «Любимый сердцу уголок» 9. Конспект внеклассного мероприятия «Зимними тропками» 10. Диагностика |