ФИО
Стяжкина Елена Витальевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель истории и обществознания
СТАЖ РАБОТЫ
13 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Подрезчиха Белохолуницкого района Кировской области 613215 Кировская область Белохолуницкий район п.Подрезчиха ул.Школьная, 4 Тел. 8(83364)4-98-90 E-mail: mousosh.podrezchiha@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Саморазвитие, Проблемная ситуация, Интеллект-карта, познавательная активность, креативное мышление
В настоящее время школьное образование в России находится на этапе реформирования. Прежде всего, это проявляется в многообразии форм и методов проведения современного урока, который подразумевает постоянный творческий поиск. Основной девиз обновленных ФГОС — научить учиться. Научить учиться не только здесь и сейчас, но и на протяжении всего жизненного пути, поэтому главная задача учителя – создание и организация таких условий, которые будут стимулировать и мотивировать обучающихся к деятельности. Каждый по – настоящему заинтересованный учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, разнообразными, увлекательными и, несомненно, запоминающимися. На этих критериях строится непрерывный поиск новых форм и методов проведения современного урока, которых к настоящему моменту огромное количество. Одной из таких технологий, обладающей высокой мотивационной направленностью и познавательной активностью является интеллект — карта.
Ф.И.О. | Стяжкина Елена Витальевна |
Организация | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Подрезчиха Белохолуницкого района Кировской области
613215 Кировская область Белохолуницкий район п.Подрезчиха ул.Школьная, 4 Тел. 8(83364)4-98-90 E-mail: mousosh.podrezchiha@yandex.ru |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Стаж работы | 13 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Технология использования интеллект-карт на уроках истории и обществознания как средство достижения планируемых результатов |
Ключевые слова | Интеллект-карта. Проблемная ситуация. Познавательная активность. Саморазвитие. Креативное мышление. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В настоящее время школьное образование в России находится на этапе реформирования. Прежде всего, это проявляется в многообразии форм и методов проведения современного урока, который подразумевает постоянный творческий поиск. Основной девиз обновленных ФГОС — научить учиться. Научить учиться не только здесь и сейчас, но и на протяжении всего жизненного пути, поэтому главная задача учителя – создание и организация таких условий, которые будут стимулировать и мотивировать обучающихся к деятельности. Каждый по – настоящему заинтересованный учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, разнообразными, увлекательными и, несомненно, запоминающимися. На этих критериях строится непрерывный поиск новых форм и методов проведения современного урока, которых к настоящему моменту огромное количество. Одной из таких технологий, обладающей высокой мотивационной направленностью и познавательной активностью является интеллект — карта. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Наша задача состоит в том, чтобы сохранить индивидуальность каждого ребенка, научить его думать креативно, развивать творческое мышление. Заставить себя думать по-другому, сделать первый шаг на пути к новому мышлению, стараться взглянуть на привычные вещи с другой стороны.
В этом нам поможет сегодня «метод интеллект-карт», созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы, которые мы рассматриваем. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. |
Актуальность | У многих современных школьников наблюдается недостаточно высокий уровень познавательной активности. Кроме того, в век информационных технологий учитель, просто транслирующий знания, не вызывает интереса, что ведет к снижению учебной мотивации. Включение обучающихся в процесс активного получения знаний может изменить их отношение к обучению, пересмотреть свою «роль ученика».
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект — карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. |
Новизна | Новизна заключается в идее создания на уроке атмосферы, благоприятной для повышения познавательной активности, условий для самореализации личности ученика. При помощи интеллект — карты легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями.
В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Составление интеллект- карт поднимает мышление на новую высоту. Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, обучающиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. В ситуации успеха на уроке может оказаться и «сильный» ученик, обладающий достаточным запасом знаний, и ученик с более низкой предметной подготовкой, так как должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Данный метод, организованный на уроке, обеспечивает достижение предметных результатов через метапредметные и личностные. |
Описание инновационного опыта | Как сделать уроки истории и обществознания интересными для современного школьника? Как выстроить отношения между учеником и текстом? Как учить? Обновленные ФГОС дают достаточную свободу творчески мыслящему учителю.
Главная задача учителя в современном образовательном пространстве сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление. Интеллект-карты представляют собой «внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени». Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. К сожалению, использование технологии интеллект-карт на уроках учителями практически не используется. Это обуславливается рядом причин: 1. Прежде чем полноценно ввести данную технологию в образовательный процесс, нужно научить ребенка владеть и пользоваться ею. 2. Для того, чтобы научить ребенка владеть данной технологией, ею должен овладеть сам учитель. 3. Данная технология достаточна затратная во времени ее подготовке и непосредственно внедрению на уроке. 4. Домашние задания с использованием данной технологии на начальном этапе не рекомендуется, так как она достаточно сложная и требует поэтапного внедрения в образовательный процесс. 5. Для усвоения данной технологи учениками, требуется ее регулярное использование. Создание интеллект — карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке. Например: — темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания обучающимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации; — можно составлять карты об исторических личностях, которые могут включать в себя их биографию, ассоциации к ним, крылатые выражения и т.д. Эффективность данного метода заключается в том, что он: — отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития; — позволяет в интерактивном режиме вести работу по обобщению и закреплению изученного, особенно хорошо при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время; — приобретенные знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше; — практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы; — с помощью интеллект-карт можно развивать такие метапредметные умения как: умение работать с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию, сжимать, кодировать в форме интеллект-карты. Для того чтобы свободно применять технологию интеллект-карт на уроках, был разработан определенный алгоритм действий: 1 этап: введение в технологию интеллект-карт (Что это такое? Как с этим работать? Для чего это нужно?). Интеллект-карта – это универсальный инструмент для работы. Также это – способ эффективного запоминания информации; способ рационального распределения времени не только на уроке, но и дома, при подготовке домашнего задания; это способ неординарного мышления и т.д. На начальном этапе учитель совместно с детьми составляет карту. Ццель: чтобы обучающийся понял технологию работы и смог самостоятельно определять центральный объект, выделять в тексте основные смысловые части и строить первую ступень смысловых ветвей. А так же научить детей творчески мыслить, подбирать ассоциации, выражать мысли графически с максимальной заменой слов на символы. Таким образом, при работе с интеллект-картой первого этапа ребенок должен уметь: 1. Находить главную мысль или проблему в тексте; 2. Выявлять базовые понятия в тексте; 3. Делить текст на смысловые части, темы; 4. Замечать второстепенные доли темы; 5. Строить первую ступень смысловых ветвей; 6. Показывать взаимосвязь второстепенных понятий с главным; 7. Уметь в различных формах взаимодействовать с картой. Методы и приемы работы с картой первого этапа: — составление интеллект-карты совместно с учителем; — работа в паре (совместный поиск проблемы, а также выявление взаимосвязи главного объекта с второстепенными); — групповая работа (коллективная работа с источником, построение интеллект-карты); — групповая с переходом в коллективную (как форма технологии коллективного способа обучения + интеллект-карта); — заполнение пропущенных частей в интеллект-карте; -доработка карты по формуле «минимум текста – максимум картинок и символов». 2 и 3 этап: работу с картой второго и третьего этапа целесообразно начать в тот момент, когда учитель видит, что все дети усвоили вводный этап. На этом этапе учитель способствует: — самостоятельному построению интеллект-карты учеником; — выработки у ребенка своего индивидуального стиля; — закрепляет умение работать с картой посредством различных манипуляций с ней (дополнения пустых мест в карте, объединение частей по смыслу и т.д.); Особенности второго и третьего этапов: 1. Ребенок должен четко усвоить метод работы на начальном этапе, так как без этого, переход к картам второго и третьего уровня не даст хороших результатов; 2. Основанием к переходу к картам второго и третьего уровня; 3. Являются возрастные особенности обучающихся, практический опыт применения данной технологии; 4. Если ребенок работал с технологией интеллект-карт в начальной школе и освоил первый этап, то в 5 классе (так как изучение истории начинается именно в этом классе) целесообразно работать как с интеллект-картами первого так и второго типа; 5. Если начинать вводить технологию интеллект-карт в 5 классе, то в 8-11 классе у ученика должно сформироваться полное умение работать с интеллект-картой различной степени сложности и использовании данной технологии не конспектировании и аннотировании, а самостоятельной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ; 6. Представленное разделение технологии на возрастные категории является примерным, и может применяться по мере способностей класса в различном темпе. Например, урок в 5 классе по теме «Библейские сказания», цель данного урока познакомить обучающихся с жизнью древнееврейских племен, рассказать о священной книге и познакомиться с библейскими сказаниями, а также разобрать моральные нормы, заложенные в Библии. Детям учитель предлагает отправиться на родину Библии. Они знакомятся с современным городом и старым Иерусалимом. Они понимают, что с момента создания Библии прошло очень, много времени. Время может стирать события, и учитель предлагает детям восстановить события, знакомятся с профессией исторический реконструктор, затем получают инструкцию для работы. Перед глазами, обучающихся интеллект-карта, которую нужно заполнить. Обучающиеся выполняют задания, выделенные красным цветом, самостоятельно, а черным цветом -работают в паре, затем с учителем обсуждают результаты работы. В конце урока оценивают себя на этой же карте. На уроке истории 5 классе «Искусство древнего Египта» детям предлагается примерить на себя роль гида, рассказать о достопримечательности Древнего Египта, а также выяснить чем же привлекает данная страна кроме солнца и моря. Изучая материал, дети заполняют карту и выступают, затем оценивают себя и своих одноклассников по оценочному листу. Таким образом, дети развивают предметные и метапредметные результаты: извлекают информацию, перерабатывают и применяют, делают выводы, сотрудничают со сверстниками и учителем, связывают историю со своей жизнью. Результат использования метода интеллект-карт напрямую зависит от непосредственного понимания ребенка работы данной технологии, а также от регулярности обращения к данному методу. |
Продукт опыта / проекта | Повышение мотивации обучающихся к приобретению новых знаний, познавательной активности.
Развитие способности обучающихся инициировать учебное сотрудничество для решения поставленных задач. Самореализация обучающихся в учебной деятельности через развитие креативного, творческого мышления. Повышение качества предметной подготовки обучающихся через достижение личностных и метапредметных результатов. |
Затруднения в реализации, риски | При использовании данной технологи учитель может столкнуться со многими сложностями: Во-первых, учитель должен хорошо понимать и уметь составлять интеллект-карту. Во-вторых, время урока ограниченно, и учителю необходимо не только правильно распределить время на применение технологии, но и выполнить поставленные задачи урока. В-третьих, педагог должен учитывать то, на сколько ученики умеют работать в данной технологии. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Повышение мотивации обучающихся к приобретению новых знаний, познавательной активности и конкурентоспособности обучающихся.
Развитие предметных и коммуникативных информационных компетенции, творческих способностей; Развитие способности обучающихся инициировать учебное сотрудничество для решения поставленных задач. Повышение качества предметной подготовки обучающихся через достижение личностных и метапредметных результатов. |
Публикации
по теме опыта |
Стяжкина Е.В. Урок Всеобщей истории для 5 класса «Искусство Древнего Египта» [Текст] / Стяжкина Е.В. // Сетевое издание « Фонд 21 Века» Материал находится в открытом доступе по адресу: https://fond21veka.ru/publication/11/27/468809/ Серия С №468809 15 января 2023.
Стяжкина Е.В. Урок Всеобщей истории для 5 класса «Библейские сказания» [Текст] / Стяжкина Е.В. // Лучшие материалы «Инфоурок» https://infourok.ru/urok-istorii-biblejskie-skazaniya-5-klass-6422815.html 2023. |
Экспертное заключение | Представленный опыт работы по использованию интеллект-карт может быть использован учителями истории, обществознания для достижения метапредметных и предметных результатов образования, что соответствует требованиям обновленных ФГОС |
Ф.И.О. эксперта | Ерёмина Т.Ю., старший методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», socium@kirovipk.ru |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Общественно-научные предметы |