ФИО

Тиминова Светлана Леонидовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель химии и биологии

СТАЖ РАБОТЫ

26 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области» МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска 612260, Кировская область, г. Яранск, ул Кирова, д. 18, 8(83367)2-11-79, school2-yaransk@rambler.ru

В работе представлено теоретическое обоснование применения учебно-исследовательской деятельности на уроках, как эффективного способа повышения естественнонаучной грамотности обучающихся. Дана общая характеристика естественнонаучной грамотности, описаны компетенции человека, обладающего естественнонаучной грамотностью и умения, составляющие данные компетенции. Приведены примеры учебно-исследовательских заданий по химии и биологии, направленных на формирование естественнонаучной грамотности.

Ф.И.О. Тиминова Светлана Леонидовна
Организация Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области»

МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска

612260, Кировская область, г. Яранск, ул Кирова, д. 18, 8(83367)2-11-79,

school2-yaransk@rambler.ru

Должность Учитель химии и биологии
Стаж работы 26 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся средствами учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и биологии
Ключевые слова Естественнонаучная грамотность, учебно-исследовательская деятельность
Аннотация (не больше 500 знаков) В работе представлено теоретическое обоснование применения учебно-исследовательской деятельности на уроках, как эффективного способа повышения естественнонаучной грамотности обучающихся. Дана общая характеристика естественнонаучной грамотности, описаны компетенции человека, обладающего естественнонаучной грамотностью и умения, составляющие данные компетенции. Приведены примеры учебно-исследовательских заданий по химии и биологии, направленных на формирование естественнонаучной грамотности.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Анализ и обобщение психолого-педагогической, философской литературы по проблеме естественнонаучной грамотности, а также сравнительный анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики позволили выявить существующие в образовательном процессе противоречия, подчеркивающие актуальность данного исследования:

-между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности обучающихся;

— между возможностями естественнонаучных дисциплин и недостаточной разработанностью форм, методов, средств их использования в целях создания условий формирования естественнонаучной грамотности.

Указанные противоречия определили проблему исследования: повышение естественнонаучной грамотности обучающихся через учебно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.

Актуальность Одной из приоритетных задач российского образования является формирование функциональной грамотности. Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность.

Таким образом, актуальность исследования определяется объективной необходимостью повышения естественнонаучной грамотности обучающихся.

Новизна Разработаны задания исследовательского характера по химии и биологии, направленные на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
Описание инновационного опыта В работе представлено теоретическое обоснование применения учебно-исследовательской деятельности на уроках, как эффективного способа повышения естественнонаучной грамотности обучающихся.

В представленных материалах дана общая характеристика естественнонаучной грамотности, описаны компетенции человека, обладающего естественнонаучной грамотностью, а также набор конкретных умений, которые включает в себя каждая компетенция.

Раскрыто понятие учебно-исследовательская деятельность на практических примерах из собственного опыта работы. Доказано, что учебно-исследовательская деятельность является эффективным способом формирования естественнонаучной грамотности.

Представлены учебно-исследовательские задания по химии и биологии, направленные на формирование естественнонаучной грамотности, описаны умения, на формирование которых направлено то или иное задание (Приложение).

Данная работа доказывает, что применение учебно-исследовательской деятельности на уроках способствует систематическому усвоению как обычных общих основ естественных наук в их интегрированных связях, так и глубокому пониманию условий формирования научной картины мира, в которой естественнонаучное знание занимает важное место, значит является эффективным способом повышения естественнонаучной грамотности обучающихся.

Продукт опыта / проекта Учебно-исследовательские задания по химии и биологии, направленные на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся
Затруднения в реализации, риски Увеличивается время подготовки к уроку. Исследовательская деятельность требует умений работать с информацией, наблюдать, делать выводы.
Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

Применение учебно-исследовательских заданий на уроках химии и биологии позволило создать условия для формирования функциональной грамотности, повысило устойчивый познавательный интерес, сделало процесс обучения более продуктивным для обучающихся.
Публикации

по теме опыта

Тиминова С.Л., Формирование естественнонаучной грамотности через учебно-исследовательскую деятельность на уроках химии и биологии [Текст] / С. Л. Тиминова // Образование в Кировской области. — 2023. — № 1. — С. 54-58. — ISSN 2500-056X

https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2023/05/soderzhanie.pdf

 

Региональный банк инновационных педагогических практик https://pedagog.43edu.ru/page/f54a6f37-9568-4337-a626-85eaeb72ff3c

Работа отмечена дипломом 1 степени XIV Кировского межрегионального открытого конкурса «Педагог-исследователь» (Приложение)

Экспертное заключение Представленный опыт работы является актуальным, и может быть использован учителями биологии и химии общеобразовательных организаций разных типов.
Ф.И.О. эксперта Носова Н.В., к.п.н., заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) Естественнонаучные предметы

 

Формирование естественнонаучной грамотности
Скачать файл
Экспертиза
Скачать файл