ФИО
Тиминова Светлана Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель химии и биологии
СТАЖ РАБОТЫ
26 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области» МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска 612260, Кировская область, г. Яранск, ул Кирова, д. 18, 8(83367)2-11-79, school2-yaransk@rambler.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
учебно-исследовательская деятельность, Естественнонаучная грамотность
В работе представлено теоретическое обоснование применения учебно-исследовательской деятельности на уроках, как эффективного способа повышения естественнонаучной грамотности обучающихся. Дана общая характеристика естественнонаучной грамотности, описаны компетенции человека, обладающего естественнонаучной грамотностью и умения, составляющие данные компетенции. Приведены примеры учебно-исследовательских заданий по химии и биологии, направленных на формирование естественнонаучной грамотности.
Ф.И.О. | Тиминова Светлана Леонидовна |
Организация | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области»
МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска 612260, Кировская область, г. Яранск, ул Кирова, д. 18, 8(83367)2-11-79, school2-yaransk@rambler.ru |
Должность | Учитель химии и биологии |
Стаж работы | 26 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся средствами учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и биологии |
Ключевые слова | Естественнонаучная грамотность, учебно-исследовательская деятельность |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В работе представлено теоретическое обоснование применения учебно-исследовательской деятельности на уроках, как эффективного способа повышения естественнонаучной грамотности обучающихся. Дана общая характеристика естественнонаучной грамотности, описаны компетенции человека, обладающего естественнонаучной грамотностью и умения, составляющие данные компетенции. Приведены примеры учебно-исследовательских заданий по химии и биологии, направленных на формирование естественнонаучной грамотности. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Анализ и обобщение психолого-педагогической, философской литературы по проблеме естественнонаучной грамотности, а также сравнительный анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики позволили выявить существующие в образовательном процессе противоречия, подчеркивающие актуальность данного исследования:
-между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности обучающихся; — между возможностями естественнонаучных дисциплин и недостаточной разработанностью форм, методов, средств их использования в целях создания условий формирования естественнонаучной грамотности. Указанные противоречия определили проблему исследования: повышение естественнонаучной грамотности обучающихся через учебно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. |
Актуальность | Одной из приоритетных задач российского образования является формирование функциональной грамотности. Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность.
Таким образом, актуальность исследования определяется объективной необходимостью повышения естественнонаучной грамотности обучающихся. |
Новизна | Разработаны задания исследовательского характера по химии и биологии, направленные на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся. |
Описание инновационного опыта | В работе представлено теоретическое обоснование применения учебно-исследовательской деятельности на уроках, как эффективного способа повышения естественнонаучной грамотности обучающихся.
В представленных материалах дана общая характеристика естественнонаучной грамотности, описаны компетенции человека, обладающего естественнонаучной грамотностью, а также набор конкретных умений, которые включает в себя каждая компетенция. Раскрыто понятие учебно-исследовательская деятельность на практических примерах из собственного опыта работы. Доказано, что учебно-исследовательская деятельность является эффективным способом формирования естественнонаучной грамотности. Представлены учебно-исследовательские задания по химии и биологии, направленные на формирование естественнонаучной грамотности, описаны умения, на формирование которых направлено то или иное задание (Приложение). Данная работа доказывает, что применение учебно-исследовательской деятельности на уроках способствует систематическому усвоению как обычных общих основ естественных наук в их интегрированных связях, так и глубокому пониманию условий формирования научной картины мира, в которой естественнонаучное знание занимает важное место, значит является эффективным способом повышения естественнонаучной грамотности обучающихся. |
Продукт опыта / проекта | Учебно-исследовательские задания по химии и биологии, направленные на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся |
Затруднения в реализации, риски | Увеличивается время подготовки к уроку. Исследовательская деятельность требует умений работать с информацией, наблюдать, делать выводы. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Применение учебно-исследовательских заданий на уроках химии и биологии позволило создать условия для формирования функциональной грамотности, повысило устойчивый познавательный интерес, сделало процесс обучения более продуктивным для обучающихся. |
Публикации
по теме опыта |
Тиминова С.Л., Формирование естественнонаучной грамотности через учебно-исследовательскую деятельность на уроках химии и биологии [Текст] / С. Л. Тиминова // Образование в Кировской области. — 2023. — № 1. — С. 54-58. — ISSN 2500-056X
https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2023/05/soderzhanie.pdf
Региональный банк инновационных педагогических практик https://pedagog.43edu.ru/page/f54a6f37-9568-4337-a626-85eaeb72ff3c Работа отмечена дипломом 1 степени XIV Кировского межрегионального открытого конкурса «Педагог-исследователь» (Приложение) |
Экспертное заключение | Представленный опыт работы является актуальным, и может быть использован учителями биологии и химии общеобразовательных организаций разных типов. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Н.В., к.п.н., заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | Естественнонаучные предметы
|