ФИО
Дрягина Татьяна Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель
СТАЖ РАБОТЫ
25 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска» 613340 Кировская область г. Советск, ул. Красноармейская, д. 47 Тел./факс (83375)2-19-52, тел. (83375)2-25-51 Е-mail: Sovetsk-school@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
обучающиеся с умственной отсталостью, Деловое письмо, деловые бумаги
В программе курса коррекционно-развивающей области «Деловое письмо» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1), собран и систематизирован материал по работе с деловыми бумагами. Изучение курса способствует повышению компетентности обучающихся с умственной отсталостью при работе с деловыми бумагами, успешной социальной адаптации
Ф.И.О. | Дрягина Татьяна Леонидовна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска»
613340 Кировская область г. Советск, ул. Красноармейская, д. 47 Тел./факс (83375)2-19-52, тел. (83375)2-25-51 Е-mail: Sovetsk-school@yandex.ru |
Должность | учитель |
Стаж работы | 25 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Формирование умения обучающихся с умственной отсталостью создавать письменное высказывание в виде текста делового документа |
Ключевые слова | Деловое письмо, деловые бумаги, обучающиеся с умственной отсталостью |
Аннотация (не более 500 знаков) | В программе курса коррекционно-развивающей области «Деловое письмо» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1), собран и систематизирован материал по работе с деловыми бумагами. Изучение курса способствует повышению компетентности обучающихся с умственной отсталостью при работе с деловыми бумагами, успешной социальной адаптации |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В программном материале учебного предмета «Русский язык» имеются темы делового письма, но этого крайне недостаточно, т.к. обучающимся с умственной отсталостью, в силу особенностей психической деятельности, требуется больше времени на изучение материала, а также максимальная опора на практическую деятельность и опыт. Выделение тем по деловому письму в отдельный курс позволяет систематизировать работу формированию умения обучающихся с умственной отсталостью создавать письменное высказывание в виде текста делового документа |
Актуальность | Деловые бумаги занимают значительное местов жизни современного человека. Одной из задач в обучении детей с умственной отсталостью является подготовка к практической жизни, в которой оформление и ведение различного рода деловой документации занимают важное место. Следовательно, необходимо особое внимание уделить формированию навыка работы с деловыми бумагами и документацией |
Новизна | Новизна заключается в выделении из программного материала учебного предмета «Русский язык», изучаемого на втором этапе обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тем, касающихся деловой документации; дополнении, расширении содержания изучаемого материала и оформление его в отдельную программу. В программу включены темы, в соответствие с современными тенденциями («Банковская карта», «Электронная почта и электронное письмо», «Паспорт» и т.п.). Составлен алгоритм работы над деловыми бумагами |
Описание инновационного опыта | В образовании обучающихся с умственной отсталостью существует опыт создания рабочих программ в области делового письма, но все они составлены для обучающихся третьего этапа (10-12 классы). Считаю, что целесообразно изучать курс «Деловое письмо» в 8-9 классах, т.к. этот период является оптимальным в повышении компетентности обучающихся при работе с деловыми бумагами.
Представленная программа носит концентрический характер. Цель курса: совершенствование умений обучающихся создавать письменное высказывание в виде текста делового документа. Задачи: · формирование умения определять, в каких случаях конкретная деловая бумага применяется; · формирование умения выявлять обязательные элементы, характерные только для данного документа; · формирование умения работать по образцу; · формирование умения грамотно заполнять деловые бумаги. Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы, речевые штампы (расписка, заявление, и др.) к бумагам, требующим творческого подхода, самостоятельности высказывания мыслей в письменной форме (заметка, отзыв о книге). Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью, уровня их знаний и умений. Алгоритм работы над деловыми бумагами: 1. Выявление случаев применения данной деловой бумаги. 2. Анализ стандартного образца (выявление структуры, обязательных элементов, специфичных только для данного документа). 3. Работа по образцу — анализ документа с новым содержанием (по вопросам педагога) — коллективное составление деловой бумаги после разбора образца) — самостоятельное составление документа (на темы, данные учителем или предложенные учениками) Формы организации обучения: беседы, экскурсии, практические работы, деловые игры. Формы контроля: составление деловых бумаг, тест. Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционного курса «Деловое письмо» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных (представлены в программе). При изучении деловых бумаг предусмотрена опора на образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приеме на работу, заявление в организации СПО, образец трудового договора и т.п. в результате работы формируется «Справочник выпускника», которым он будет пользоваться в дальнейшем. |
Продукт опыта / проекта | Программа курса коррекционно-развивающей области «Деловое письмо» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 |
Затруднения в реализации, риски | Для педагога является затратным по времени подготовка к уроку, т.к. нет учебников по данному курсу. Необходимо грамотно отобрать материал по изучаемой теме |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Планируемые предметные результаты отражают овладение обучающимися знаниями и умениями по коррекционному курсу «Деловое письмо» и готовность их применения.
У обучающихся к концу 9 класса сформированы интерес к изучению родного языка, умение грамотно заполнять деловые бумаги; развиты коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; Наблюдается положительная динамика в развитии личностных результатов |
Публикации
по теме опыта |
Нет
|
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |