ФИО
Корзунина Елена Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель математики
СТАЖ РАБОТЫ
23 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
КОГОАУ КФМЛ, Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение Кировский физико-математический лицей г.Киров, ул.Труда, 16, (8332)216-900, kpml@kpml.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В школе дети изучают множество определений на разных уроках, но вряд ли можно найти урок, на котором школьники изучают понятие «определение». Попробуем на уроке математики в 5 классе разобраться с этим понятием. Рассмотрим определение как предложение, в котором смысл «нового» объясняется через «старое», сформируем умение выявлять в определении «новое» и «старое» (фактически выявлять в определении род понятия без введения соответствующей терминологии). Работу над формированием представления об определении начнём на нематематическом материале. А известные пятиклассникам определения геометрических фигур послужат инструментом, с помощью которого отработаем понятие определения и умение выявлять в нем «новое» и «старое».
Ф.И.О. | Корзунина Елена Владимировна |
Организация | КОГОАУ КФМЛ, Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение Кировский физико-математический лицей
г.Киров, ул.Труда, 16, (8332)216-900, kpml@kpml.ru |
Должность | Учитель математики |
Стаж работы | 23 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Урок математики по формированию представления об «определении» для обучающихся 5 класса |
Ключевые слова | Технология деятельностного метода, определение, математика |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В школе дети изучают множество определений на разных уроках, но вряд ли можно найти урок, на котором школьники изучают понятие «определение». Попробуем на уроке математики в 5 классе разобраться с этим понятием. Рассмотрим определение как предложение, в котором смысл «нового» объясняется через «старое», сформируем умение выявлять в определении «новое» и «старое» (фактически выявлять в определении род понятия без введения соответствующей терминологии). Работу над формированием представления об определении начнём на нематематическом материале. А известные пятиклассникам определения геометрических фигур послужат инструментом, с помощью которого отработаем понятие определения и умение выявлять в нем «новое» и «старое». |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Освоение учебного предмета «Математика» в соответствии с обновленными ФГОС должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования не только предметных, но и личностных результатов, позволяющих адаптироваться обучающемуся к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Для этого школьник должен на уроках не получать готовые знания, а открывать новые знания сам, учиться формулировать идеи, понятия, определения, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных. |
Актуальность | В массовой практике нет урока по теме «Определения», в результате нет у обучающихся понимания понятия, очень часто дети заучивают наизусть предложенное в учебнике определение, не могут сами построить определение «новых» понятий через «старые». Проведение урока по теме «Определения» позволяет школьникам разобраться в понятии «определение», научиться распознавать определения среди высказываний, строить определения. |
Новизна | Урок построен в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ОО. |
Описание инновационного опыта | Урок открытия нового знания по теме «Определения» проводится в технологии деятельностного метода. На этапе мотивации предлагается обсудить понятие целеустремлённости и повторить шаги урока ОНЗ. На этапе актуализации идёт работа с равносильными высказываниями и дети выполняют пробное действие: Среди предложений найди определения и установи признак, по которому отличил их: а) Дробь называется правильной, если ее числитель меньше знаменателя. б) Неправильная дробь всегда больше правильной. в) Число а кратно числу b тогда и только тогда, когда существует такое число c, что a = bc (a, b, c ∈ N). г) Число 12 345 кратно числу 15. Школьники самостоятельно выявляют и фиксируют причину затруднения, ставят цель, строят план выхода из затруднения, реализуют составленный проект в малых группах. У каждой группы есть возможность выбора средств для открытия нового знания (домино, поисковая система в сети Интернет, словарь математических терминов). Спикеры групп докладывают о результатах работы, проходит согласование эталонов: Признак определения – это объяснение смысла «нового» через известное «старое». Определение – это предложение, в котором разъясняется значение новых слов. На уроке ребята работают не только с математическими определениями: · на этапе первичного закрепления идёт работа с понятием «корень»; · при комментировании во внешней речи и на этапе самостоятельной работы используются геометрические понятия; · при включении в систему знаний идёт работа с родословным деревом. В конце урока проходит этап рефлексии и дети получают домашнее задание. |
Продукт опыта / проекта | Презентация урока с подробным описанием этапов урока в заметках к слайдам. Презентация может быть использована на уроках математики в 5 классе. |
Затруднения в реализации, риски | В рабочей программе учителя может отсутствовать урок по теме «Определения». Рекомендуется включить урок в тематическое планирование в конце первого полугодия, когда у детей накопится опыт работы с математическими понятиями и возникнет необходимость работать с определениями. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
После знакомства с понятием «определение» обучающиеся осознанно подходят к изучению новых понятий, им интересно самостоятельно строить «новое» определение через «старое», они видят взаимосвязь между изучаемыми объектами. При изучении наглядной геометрии в 5 классе у детей не возникает затруднений с заучиванием определений, т.к. каждое «новое» определение они осознанно строят через «старое», уже знакомое им определение. |
Публикации
по теме опыта |
нет |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы Корзуниной Е.В. соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Ряттель А.В., к.ф.-м.н., доцент, методист кафедры предметных областей |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ Основное и среднее образование Математика и информатика |