ФИО

Корзунина Елена Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель математики

СТАЖ РАБОТЫ

23 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

КОГОАУ КФМЛ, Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение Кировский физико-математический лицей г.Киров, ул.Труда, 16, (8332)216-900, kpml@kpml.ru

В школе дети изучают множество определений на разных уроках, но вряд ли можно найти урок, на котором школьники изучают понятие «определение». Попробуем на уроке математики в 5 классе разобраться с этим понятием. Рассмотрим определение как предложение, в котором смысл «нового» объясняется через «старое», сформируем умение выявлять в определении «новое» и «старое» (фактически выявлять в определении род понятия без введения соответствующей терминологии). Работу над формированием представления об определении начнём на нематематическом материале. А известные пятиклассникам определения геометрических фигур послужат инструментом, с помощью которого отработаем понятие определения и умение выявлять в нем «новое» и «старое».

Ф.И.О. Корзунина Елена Владимировна
Организация КОГОАУ КФМЛ, Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение Кировский физико-математический лицей

г.Киров, ул.Труда, 16, (8332)216-900, kpml@kpml.ru

Должность Учитель математики
Стаж работы 23 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Урок математики по формированию представления об «определении» для обучающихся 5 класса
Ключевые слова Технология деятельностного метода, определение, математика
Аннотация (не больше 500 знаков) В школе дети изучают множество определений на разных уроках, но вряд ли можно найти урок, на котором школьники изучают понятие «определение». Попробуем на уроке математики в 5 классе разобраться с этим понятием. Рассмотрим определение как предложение, в котором смысл «нового» объясняется через «старое», сформируем умение выявлять в определении «новое» и «старое» (фактически выявлять в определении род понятия без введения соответствующей терминологии). Работу над формированием представления об определении начнём на нематематическом материале. А известные пятиклассникам определения геометрических фигур послужат инструментом, с помощью которого отработаем понятие определения и умение выявлять в нем «новое» и «старое».
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Освоение учебного предмета «Математика» в соответствии с обновленными ФГОС должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования не только предметных, но и личностных результатов, позволяющих адаптироваться обучающемуся к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Для этого школьник должен на уроках не получать готовые знания, а открывать новые знания сам, учиться формулировать идеи, понятия, определения, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных.
Актуальность В массовой практике нет урока по теме «Определения», в результате нет у обучающихся понимания понятия, очень часто дети заучивают наизусть предложенное в учебнике определение, не могут сами построить определение «новых» понятий через «старые». Проведение урока по теме «Определения» позволяет школьникам разобраться в понятии «определение», научиться распознавать определения среди высказываний, строить определения.
Новизна Урок построен в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ОО.
Описание инновационного опыта Урок открытия нового знания по теме «Определения» проводится в технологии деятельностного метода. На этапе мотивации предлагается обсудить понятие целеустремлённости и повторить шаги урока ОНЗ. На этапе актуализации идёт работа с равносильными высказываниями и дети выполняют пробное действие:
Среди предложений найди определения и установи признак, по которому отличил их:

а) Дробь называется правильной, если ее числитель меньше знаменателя.

б) Неправильная дробь всегда больше правильной.

в) Число а кратно числу b тогда и только тогда, когда существует такое число c, что a = bc (a, b, c N).

г) Число 12 345 кратно числу 15.

Школьники самостоятельно выявляют и фиксируют причину затруднения, ставят цель, строят план выхода из затруднения, реализуют составленный проект в малых группах. У каждой группы есть возможность выбора средств для открытия нового знания (домино, поисковая система в сети Интернет, словарь математических терминов). Спикеры групп докладывают о результатах работы, проходит согласование эталонов:

Признак определения – это объяснение смысла «нового» через известное «старое».

Определение – это предложение, в котором разъясняется значение новых слов.

На уроке ребята работают не только с математическими определениями:

·         на этапе первичного закрепления идёт работа с понятием «корень»;

·         при комментировании во внешней речи и на этапе самостоятельной работы используются геометрические понятия;

·         при включении в систему знаний идёт работа с родословным деревом.

В конце урока проходит этап рефлексии и дети получают домашнее задание.
При работе на уроке используются задания из учебного пособия Л.Г.Петерсон «Математика, 5 класс, 1 часть».

Продукт опыта / проекта Презентация урока с подробным описанием этапов урока в заметках к слайдам. Презентация может быть использована на уроках математики в 5 классе.
Затруднения в реализации, риски В рабочей программе учителя может отсутствовать урок по теме «Определения». Рекомендуется включить урок в тематическое планирование в конце первого полугодия, когда у детей накопится опыт работы с математическими понятиями и возникнет необходимость работать с определениями.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

После знакомства с понятием «определение» обучающиеся осознанно подходят к изучению новых понятий, им интересно самостоятельно строить «новое» определение через «старое», они видят взаимосвязь между изучаемыми объектами. При изучении наглядной геометрии в 5 классе у детей не возникает затруднений с заучиванием определений, т.к. каждое «новое» определение они осознанно строят через «старое», уже знакомое им определение.
Публикации

по теме опыта

нет
Экспертное заключение Рецензируемые материалы Корзуниной Е.В. соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Ряттель А.В., к.ф.-м.н., доцент, методист кафедры предметных областей
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ Основное и среднее образование Математика и информатика
Презентация урока математики в 5 классе по теме Определения
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл