ФИО
Салахутдинова Венера Гаптульмаликовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии и химии
СТАЖ РАБОТЫ
30 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Кильмезь», КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь Адрес: пгт Кильмезь, ул. Больничная д.2 Телефон (83338)2-12-73, kilmezrshool@mail.ru, E-mail: Salahutdinova.Venera@ yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
здоровье, дидактические игры, Естественнонаучная грамотность
Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественнонаучная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности – использование учебных заданий, моделирующих конкретные практические ситуации и направленных на применение знаний в нестандартных ситуациях, на преобразование и интерпретацию данных. Сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка можно, активно используя дидактические игры в урочной и внеурочной деятельности. Игровая деятельность, как составная часть системно-деятельностного подхода в обучении, является специфическим видом человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Она обладает большими возможностями в развитии естественнонаучной грамотности, способствует осознанному выбору здорового образа жизни, позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития социально значимых качеств личности ребенка. Дидактическая игра «Здоровье – ресурс успеха в жизни!» может эффективно использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности и быть наполнена разным содержанием, взависимости от желания учителя и потребностей детей. Содержание игры могут разрабатывать старшеклассники под руководством учителя в качестве проектной деятельности для детей младшего и среднего школьного возраста, что обеспечит преемственность воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Ф.И.О. | Салахутдинова Венера Гаптульмаликовна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Кильмезь», КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь
Адрес: пгт Кильмезь, ул. Больничная д.2 Телефон (83338)2-12-73, kilmezrshool@mail.ru, E-mail: Salahutdinova.Venera@ yandex.ru |
Должность | Учитель биологии и химии |
Стаж работы | 30 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Использование дидактических игр для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся |
Ключевые слова | Естественнонаучная грамотность, дидактические игры, здоровье |
Аннотация (не более 500 знаков) | Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественнонаучная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности – использование учебных заданий, моделирующих конкретные практические ситуации и направленных на применение знаний в нестандартных ситуациях, на преобразование и интерпретацию данных. Сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка можно, активно используя дидактические игры в урочной и внеурочной деятельности. Игровая деятельность, как составная часть системно-деятельностного подхода в обучении, является специфическим видом человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Она обладает большими возможностями в развитии естественнонаучной грамотности, способствует осознанному выбору здорового образа жизни, позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития социально значимых качеств личности ребенка. Дидактическая игра «Здоровье – ресурс успеха в жизни!» может эффективно использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности и быть наполнена разным содержанием, взависимости от желания учителя и потребностей детей. Содержание игры могут разрабатывать старшеклассники под руководством учителя в качестве проектной деятельности для детей младшего и среднего школьного возраста, что обеспечит преемственность воспитательного процесса в образовательном учреждении. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема ответственного отношения к своему здоровью всегда была актуальна в нашем обществе. Сейчас как никогда остро перед обучающимися встаёт вопрос о грамотном отношении к своему здоровью. |
Актуальность | Формирование и развитие естественнонаучной грамотности учащихся актуально на современном этапе развития общества. Потеряв поколение, не способное сохранить собственное здоровье и окружающую природную среду, мы потеряем будущее своей страны. Развитие здоровьесберегающей компетентности через дидактическую игру дает опыт эмоционально-ценностной, личностно-значимой деятельности, позволяет сформировать у ребенка социально значимые качества личности. |
Новизна | Дидактическая игра «Здоровье – ресурс успеха в жизни!» является авторской разработкой. Имеет многофункциональное использование: в урочной и внеурочной деятельности учителя, классного руководителя, а так же родителями в семейном воспитании своих детей. Игра может модифицироваться и дополняться, наполняться различным содержанием, разработанным, например, в результате проектной деятельности старшеклассников, тем самым обеспечивая преемственность между детьми разных возрастов в образовательном учреждении.
Формирования естественнонаучной грамотности, через игру «Здоровье -ресурс успеха в жизни!» способствует осознанному выбору здорового образа жизни, рассматривается как стратегия формирования социально значимых качеств личности ребенка. |
Описание инновационного опыта | Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Основные признаки функционально грамотной личности: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Неотъемлемой частью её является естественнонаучная грамотность — способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественнонаучная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Решение проблемы по формированию естественнонаучной грамотности, через развитие здоровьесберегающей компетентности в системе естественнонаучного образования на основе преемственности урочной и внеурочной деятельности вижу в использовании индивидуальных мотивационных маршрутов. Это способ мотивации учащихся связанный с различными внутренними ресурсами детей: разные психофизиологические особенности, ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, стиль и образ жизни их семей. Учитывая ведущие виды деятельности, делаю упор на приоритет активных, в том числе и игровых форм работы, и придерживаюсь мнения, что игра одно из достаточно эффективных средств обучения. Игровая деятельность обладает большими возможностями в развитии познавательного интереса, кроме того позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития. Разработанная мной дидактическая игра «Здоровье – ресурс успеха в жизни!» успешно применяется в урочной и внеурочной деятельности, а так же родителями в семейном воспитании детей. Игра универсальна и может быть наполнена разным содержанием, взависимости от желания учителя и потребностей детей. Содержание игры можно разрабатывать старшеклассникам для детей младшего и среднего школьного возраста, под руководством учителя в качестве проектной деятельности, что обеспечит преемственность воспитательного процесса в образовательной организации. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — говорил В.А. Сухомлинский. Игру можно использовать и как приём, и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей, использую те или иные виды игр: игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация и другие. В своей работе учителя биологии активно применяю такие игровые приемы на уроках как, например: «Корзина идей» — это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока; «Да – нет» — формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину, умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга; «Лови ошибку» – учащимся предлагается информация, содержащая неизвестное количество ошибок, учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются, приходят к определённому мнению и озвучивают его; «Исследование в форме наблюдения» — этот приём позволяет провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту. Также провожу уроки в форме игры, традиционными стали такие как: «Хранитель вод вятских» в 5-м классе, «Путешествие в мир клетки» и «Грибная охота» в 6-м классе, «Голодные игры гельминтов» и «Марафон классов Позвоночных» в 7-м классе, «Вальс гормонов» и «Скажи, нет вредным привычкам» в 8-м классе, «Зов генов» в 9-м классе, «Слабое звено эволюции» в 10-м классе. Во внеурочной работе с учащимися 9-11 классов на протяжении многих лет также использую свою авторскую игру «Строим мир, в котором нам жить», которая создаёт условия для творческой самореализации личности, дает возможность проявить способности в разных сферах деятельности, способствует профориентации, развитию универсальных учебных действий учащихся, психосоциальной компетентности: навыков позитивного общения, самооценки и понимания других, продуктивного взаимодействия. Подросток может выбрать профессию, провести исследование, включиться в реализацию конкретных дел и мероприятий по улучшению экологической обстановки в своём населенном пункте. Таким образом, многолетний опыт педагогической работы показал, что использование игр в урочной и во внеурочной деятельности существенно повышает уровень естественнонаучной грамотности учащихся: формируется активная гражданская позиция по вопросам здоровьесбережения себя и окружающей среды в целом, развивается способность находить пути решения нестандартных задач, проявлять инициативу, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным. |
Продукт опыта / проекта | Дидактическая игра: «Здоровье – ресурс успеха в жизни!» |
Затруднения в реализации, риски | Затруднения в отслеживании сформированности социально значимых качеств личности из-за отдаленности получения результатов во времени. |
Публикации
по теме опыта |
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/didakticheskaya-igra-zdorove—resurs-us.15301715375/
|
Экспертное заключение | Представленный опыт работы по проведению дидактических игр на уроках является актуальным и его можно транслировать при организации внеурочной деятельности в разных типах образовательных организаций. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | Естественно-научные предметы
|