ФИО
Зведер Ольга Алексеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
33 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Кирова 610021, г. Киров, пр. Строителей, 44, тел. 62-25-35, е-mail: sch52@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Проблема усвоения знаний учащимися является для учителя одной из самых главных. Проектирование урока в условиях обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО ориентирует педагога искать принципиально новые пути для того, чтобы дети могли легко воспринимать и должным образом перерабатывать информацию. Внедрение учебных кейс-технологий в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальным. Кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, начало формирования основ деловой этики. У учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение теоретических и практических знаний.
Ф.И.О. | Зведер Ольга Алексеевна |
Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Кирова
610021, г. Киров, пр. Строителей, 44, тел. 62-25-35, е-mail: sch52@kirovedu.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 33 года |
1. Тема инновационного педагогического опыта | Конспект урока по математике «Площадь и периметр фигуры» с использованием кейс-метода. 4 класс.
|
2. Источник изменений | В условиях реализации обновлённого ФГОС НОО принципиально изменяет позицию учителя. Его главной задачей становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. В организации такого рода деятельности одной из перспективных методов обучении становится кейс-технология (case-study). Этот метод обучения представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий и метода проектов. |
3. Идея изменений | Использование кейс-технологии для проведения обобщающего урока по теме «Периметр и площадь фигуры» способствует активному усвоению знаний и применению полученных знаний для решения учебно-практических задач. |
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Проблема усвоения знаний учащимися является для учителя одной из самых главных. Проектирование урока в условиях обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО ориентирует педагога искать принципиально новые пути для того, чтобы дети могли легко воспринимать и должным образом перерабатывать информацию. Внедрение учебных кейс-технологий в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальным. Кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, начало формирования основ деловой этики.
У учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение теоретических и практических знаний. |
Новизна | Новизна работы заключена в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решения для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам, описание которой, отражает какую-либо практическую задачу. Учащиеся младших классов обладают небольшим жизненным опытом, но технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе, одновременно формируя умение работать в группе в «ситуации успеха» для каждого ученика. |
Ожидания | Применение кейс — метода на уроках математики способствует развитию у обучающихся умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Данный метод способствует развитию различных практических навыков, деятельность становится для учащегося интересной и привлекательной. Происходит более качественное усвоение знаний, повышается интерес к предмету. |
Затруднения в реализации, риски | Трудоемкость в подборе практического материала, доступного для учеников начальных классов. Большая подготовительная работа, требующая достаточного количества времени. Не все дети умеют активно работать в группах. |
5. Условия реализации изменений | · Учет дидактических и методических принципов обучения, возрастных и психологических особенностей младших школьников.
· Наличие элементов занимательности, поддержание интереса, создание мотивации для работы. · Последовательность и продвижение от простого к сложному. · Систематичность в изучении материала. · Наличие необходимых технических средств обучения. |
6. Результат изменений
|
Младшие школьники на кейс-уроках работают целеустремленно, активно участвуют в образовательном процессе, что способствует эффективному формированию метапредметной деятельности. В процессе познания участвует весь класс. Дети, делясь своими знаниями и опытом деятельности, берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию к учению. У учащихся развивается навык анализа и критического мышления. Создается «ситуация успеха» для каждого ученика, так как дети чувствуют себя свободно. Происходит соединение теории с практикой. |
7. Публикации
|
Зведер О. А. Конспект урока по математике «Площадь и периметр фигуры» с использованием кейс-метода. 4 класс. // Всероссийский образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/537287-konspekt-uroka-po-matematike-ploschad-i-perim |
8. Описание инновационного опыта учителя
|
Цель урока систематизации и обобщения знаний «Площадь и периметр фигуры»- обобщение знаний и умений в решении задач при нахождении площади и периметра фигуры с помощью кейс-метода.
Урок имеет следующие планируемые результаты: Личностные: определять и высказывать под руководством учителя общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; работать над осознанием ответственности за общее дело. Предметные: понимать смысл действия умножения многозначных чисел на двузначные; применять формулу нахождения периметра и площади прямоугольника при решении практических задач; применять полученные знания на практике. Метапредметные: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с кейсом; совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя кейс, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; сравнивать и группировать выражения в разные группы; делать выводы на основе полученных результатов. Коммуникативные УУД: способность формулировать и сохранять учебную цель и задачу; овладение спектром логических действий и операций; построение логической цепи рассуждений, подводить под понятие «периметр и площадь фигуры » на основе выделения существенных признаков; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, Индивидуальная работа, групповая работа. В работе используется практический кейс-метод (отражает реальную жизненную ситуацию). Данный конспект урока по математике с использованием кейс-метода направлен на решение проблемы, которая взята из жизни на основе создания школьного проекта » Спортивная площадка».
Этапы работы с кейсом: 1. Знакомство с ситуацией, её особенностями. 2. Выделение основной проблемы (проблем). 3. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма». 4 . Анализ последствий принятия того или иного решения. 5. Решение кейса. 6. Презентации. 7. Общая дискуссия. 8. Подведения итогов
Действия учителя: — создание кейса; — распределение учеников по малым группам; — знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; — организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; — организация общей дискуссии; — оценивание учащихся.
Подробное описание работы представлено в тексте конспекта урока. |
Экспертное заключение | Опыт Зведер О.А. актуален в условиях реализации обновленного ФГОС НОО. Применение кейс-технологии позволяет решать задачу формирования функциональной грамотности, поставленную во ФГОС, поскольку способствует применению полученных знаний для решения учебно-практических задач. Опыт может быть рекомендован к внесению Банк педагогического опыта. |
Ф.И.О. эксперта | О.Н. Бершанская, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кировской области |
Составляющие образования | Обучение. Воспитание. Развитие. |
Ключевые слова | Математика, кейс-метод, периметр и площадь фигуры. |