ФИО

Кропотина Наталья Юрьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

31 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Кирова

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Ф.И.О. Кропотина Наталья Юрьевна
Организация муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Кирова
Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 31 год
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Системно-деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС
Ключевые слова Текст, приём, работа с текстом, смысловое чтение.
Аннотация (не больше 500 знаков) Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося. Только в процессе деятельности могут появиться открытия и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках. Все они применимы на уроке русского языка, однако, по моему мнению, ключевыми все же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его. Внедрение системно- деятельностного метода в образовательный процесс уроков русского языка. Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Актуальность Базовым документом Концепции новых образовательных стандартов является программа развития универсальных учебных действий, призванная конкретизировать требования к результатам общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ. Почему это стало необходимостью? Современный человек живет в потоке большого объема информации. Телевидение, средства массовой информации, Интернет требуют новых способов ее освоения. Сегодня выпускник школы не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как, прежде всего, он только исполнитель, вооруженный суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, т.е. овладеть метапредметными умениями, включающими личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся).
Новизна Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации». Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым, обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.
Описание инновационного опыта Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы направлен на:

1.       развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей, учащихся путём исследовательской деятельности;

2.       включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

3.       усиление практической направленности обучения предметам на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

4.       создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;

5.       выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

Все эти задачи по формированию базовых компетенций, УУД при организации деятельного подхода на уроках русского языка и литературы решаются мною на различных этапах урока с помощью активных форм работы. Многими из них я пользуюсь достаточно давно, они всем известны, но в разрезе деятельностного метода они становятся инновационными.

Технология создания проблемных ситуаций

Проблемная ситуация используется мною на этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний, когда предполагается наличие разных вариантов решения проблем, при постановке учебной задачи, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. Для формирования деятельностных способностей на уроках русского языка учителю необходимо постоянно направлять обучающегося на выполнение различных видов речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования, письма. Основной единицей обучения русскому языку является текст. Поэтому на этапе работы с текстом целесообразно использовать технологию развития критического мышления.  Практическая направленность работы над текстом актуальна в свете подготовки школьников к ГИА по русскому языку, особенно часть С. Для целенаправленной работы мы создаем базу алгоритмов по работе с текстом для выявления проблем текста, авторской позиции.

Большая часть работы с лингвистическим материалом на уроке связана с осмыслением теоретических сведений. Подборка заданий должна нести развивающую функцию, формировать общие способы умственной деятельности: сформулировать тему, заголовок, продумать композицию высказывания, подобрать аргументацию, сделать выводы, а также смоделировать, преобразовать систему объекта – создать план, таблицу, схему. Создание на уроке таблиц, схем, образов является опорой для учебных действий, обучающихся по изучаемой теме в достижении предметных и метапредметных результатов.

Коллективная деятельность учащихся организуется в форме «дебатов», «мозгового штурма», с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием использую тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.

Информационно – коммуникативные технологии. Согласно требованиям стандарта, речемыслительная деятельность обучающихся должна быть приближена к реальным жизненным условиям. Это возможно благодаря использованию на уроке информационно-коммуникационных технологий, разнообразного широкого фона наглядности в мультимедийных презентациях (рисунка, фотографии, репродукции картины, фотоколлажа). Использование наглядных образов позволяет развивать коммуникативные умения, грамотно высказывать свои мысли, сопоставлять явления действительности, используя различные языковые единицы, обогащать словарный запас, зрительно представлять тот или иной предмет, соотносить его с тематической группой слов. Работа со зрительными рядами реализует не только предметные и метапредметные, но и личностные цели: воспитывает вкус, обучающиеся учатся видеть прекрасное в окружающей жизни, а также побуждает к творчеству: обучающиеся сами или совместно с учителем создают банк цифровых фотографий, презентаций, текстов, которые используются на уроках и в домашних заданиях. Использование ИКТ эффективно для развития универсальных ключевых компетентностей, позволяющих ученику гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике; достигать образовательных результатов.

Продукт опыта / проекта Разработка и внедрение программы внеурочной деятельности «Родное слово».
Затруднения в реализации, риски Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме (на этапе работы со словарными словами, использование текстов с ошибками). Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
Публикации

по теме опыта

Экспертное заключение Тема инновационного педагогического опыта «Воспитание читателя средствами технологии смыслового чтения» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования и оценки читательской грамотности обучающихся.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО автор описывает условия формирования читательской грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы с текстом на основе различных практик смыслового чтения. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка и внедрение программы внеурочной деятельности «Родное слово», которая включает обоснование актуальности, цели, сроки и этапы ее реализации, подробное описание направлений деятельности через систему учебно-практических задач. Приложение содержит технологическую карту занятия с использованием технологии смыслового чтения по теме «Край навек любимый» в рассказе Е.И. Носова «Забытая страничка» и презентацию. В технологической карте представлены цель, планируемые предметные, личностные и метапредметные образовательные результаты, описание этапов занятия. Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.  Представленный инновационный педагогический опыт Воспитание читателя средствами технологии смыслового чтения» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС ООО и ФГОС СОО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов. Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

Деятельностный подход на уроках русского языка уроки
Скачать файл